Курсовая теория на тему Теоретические основы изучения проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО 5
1.1. Психолого-педагогические и физиологические особенности развития ребенка раннего возраста 5
1.2. Понятие адаптации к условиям детского сада 11
Глава 2. Методические условия организации процесса адаптации детей раннего возраста к ДОО 16
2.1. Изучение диагностических моделей определения успешности адаптации детей раннего возраста к ДОО 16
2.2. Психолого-педагогические условия организации процесса адаптации детей раннего возраста в ДОО 21
Заключение 29
Список литературы 31
Введение:
Актуальность исследования. В современном дошкольном образовании сложилось большое количество положительных тенденций: создается вариативность педагогических подходов к воспитанию и обучению дошкольников; открываются разные типы заведений дошкольного образования, работающих по авторским программам; широко используется зарубежный опыт; у родителей есть возможность самостоятельно выбирать систему, по которой они желают обучать и воспитывать детей. Тем не менее, теория и практика дошкольного образования столкнулась с проблемой эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста. В особой ситуации риска находятся дети раннего возраста: именно им необходимо быстро адаптироваться к новым сложным условиям учреждения дошкольного образования, при физически незрелом организме.
Процесс адаптации к дошкольной среде является следствием влияния субъективных и контекстуальных факторов. Субъективные, связанные с такими характеристиками ребенка, как возраст, пол, тип нервной системы и темперамента, и контекстуальные, составляющие дошкольную и семейную окружающую среду ребенка. Ни один из этих факторов не действует изолированно. При этом поведение ребенка зависит от конфигурации отдельных факторов и взаимодействия между ними. Важно, что возраст и уровень развития ребенка имеют значение для процесса адаптации. В первые месяцы пребывания в детском саду у ребенка проявляются определенные модели поведения, называемые стратегиями адаптации.
Целью исследования выступает изучение особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Выделить психолого-педагогические и физиологические особенности развития ребенка раннего возраста.
2. Определить понятие адаптации к условиям детского сада.
3. Изучить диагностические модели определения успешности адаптации детей раннего возраста к ДОО.
4. Охарактеризовать психолого-педагогические условия организации процесса адаптации детей раннего возраста в ДОО.
Объектом исследования выступает процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Предметом исследования является организация процесса адаптации детей к дошкольному учреждению.
Для решения поставленных задач применялись такие методы исследования как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез и сопоставление.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Зачисление в детский сад и его посещаемость являются синонимами начала важного этапа в психологической и социальной эволюции ребенка. Как новая среда, гораздо более сложная, чем семья, с точки зрения состава и социальных ситуаций, детский сад представляет собой эмоциональную и реляционную задачу, с которой маленький ребенок учится справляться по мере того, как он или она включается в структурированную группу детей.
Адаптация ребенка к новым социальным отношениям, а также развитие способностей устанавливать и обогащать межличностные отношения очень важны для здоровья и общего развития ребенка. Незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов часто приводит к затруднениям адаптации при изменении внешней среды. Наблюдаются ухудшение эмоционального состояния, расстройства аппетита и отклонения в поведении: упрямство, капризы, отказ от общения с воспитателем и детьми, задержка двигательных функций.
Важную роль в решении этой проблемы играют взрослые. От их внимательного, заботливого отношения к ребенку зависит, насколько быстро ребенок преодолеет трудности, связанные с адаптационным периодом. Одной из задач, стоящих перед воспитателем детского сада, является снижение уровня тревожности детей в адаптационный период и создание для них благоприятных условий во время пребывания в детском саду.
Учет структуры социальной адаптации детей в заведение дошкольного образования способствует эффективности интеграции усилий образовательного учреждения и семьи в период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания. Работу в адаптационный период целесообразно реализовывать по следующим направлениям: адаптационно-развивающая работа с детьми; методическая работа с воспитателями; организация сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.
Привыкание к социальной группе, представленной дошкольным/школьным учреждением, связано с социально-эмоциональным профилем ребенка, определяемым как способность к социально-эмоциональному обучению, осознанию собственных эмоций, социальной поведения и эмоциональной саморегуляции. Такие некогнитивные способности, включая эмоции, импульсы и отношения с окружающими, по-видимому, связаны с ранними переживаниями ребенка, что обращает внимание на важность эмоционального состояния дошкольника, когда мы говорим о его способности адаптироваться к дошкольной среде.
Социальные компетенции ребенка также поддерживаются и формируются его/ее типом темперамента, а также стратегиями, которых придерживается ребенок, чтобы управлять своими эмоциями.
Учитывая множественность уровней, участвующих в социальной адаптации ребенка в дошкольном возрасте, отмечается, что семья и детский сад представляют собой два контекста, оказывающих наибольшее влияние на развитие и обучение дошкольника, и взаимосвязь между ними. Два фактора необходимы для успеха ребенка с социальной и когнитивной точки зрения.
Обеспечение благоприятных условий развития ребенка раннего возраста, на пороге жизни, способствует формированию гармонической личности в будущем.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО
1.1. Психолого-педагогические и физиологические особенности развития ребенка раннего возраста
Время раннего возраста представляет собой уникальный период в развитии детей, поскольку отличается значительным количеством особенностей. В этот период протекает стремительный рост как физического, так и психического развития, формирование речи, движений и интеллекта ребенка.
Это время, которое характеризуется множеством начинаний, среди которых игровая деятельность, речевая деятельность, начало общения со сверстниками, появление первых представлений о себе и окружающем мире. Первые три года наиболее важны для формирования таких фундаментальных человеческих способностей как познавательная активность и любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, развитие целенаправленности и настойчивости при выполнении каких-либо действий, психологических особенностей (воображение, мышление, творчество, воля и т.п.). Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Развитие ребенка это процесс роста и созревания человеческого этапа зачатия до этапа взрослой жизни индивида от исследования развития ребенка как понятие детства происходило под влиянием исторических и культурных тенденций. Большая часть работ была сделана западными психологами, занимающимися изучением развития, наблюдая за детьми, произрастающими в более состоятельных странах. Большинство теорий касаются детей, прошедших из-за различных затруднений во время своего развития. Для того чтобы перейти от одного этапа к другому, ребенку необходимо освоить определенные «задания, которые нуждаются в развитии» (например, ребенок должен уметь держать голову прежде, чем начать ползать). Мнение