Курсовая теория на тему Теоретические основы формирования языковой компетенции младшего школьника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Теоретические аспекты формирования языковой компетенции 4
2. Психолого-педагогические основы формирования языковой компетенции младшего школьника 9
3. Методы исследования 19
Заключение 25
Список литературы 28
Введение:
Актуальность исследования. Актуальность исследования заключается в том, что анализ теории и практики формирования языковой компетенции младших школьников свидетельствует о ее недостатках. В числе актуальных задач модернизации российского образования — ориентация учебного процесса на реализацию компетентностного подхода, т. е., формирование ключевых компетенций, основанных на готовности учащихся использовать полученные знания и способы работы в реальной жизни для решения практических задач. Это отражено в работах Е. Г. Афанасьевой, Е. Д. Божовича и др.
Компетентностный подход стал результатом новых требований к качеству образования. Это подтверждается работами Г. С. Ковалева, Е. С. Савинова, А. А. Максимова, К. Г. Митрофанова и др. Стандартной схемы «знания-умения-навыки» для определения соответствия выпускной школы потребностям общества больше не хватает традиционно, знания, умения, навыки уступают должности, компетенции. Мало внимания уделяется формированию языковой компетенции у младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития (уровня развития языковой компетенции).
Анализ методической, педагогической литературы, наблюдение за процессом обучения показали, что работа по формированию языковой компетенции на уроках русского языка не всегда проводится в достаточном объеме. Это связано как с объективными, так и субъективными причинами. Консолидация приобретенных знаний в аудитории в небольшой степени имеет практическое применение, в связи с отсутствием обозначенного на предмет времени. Так что младший ученик при выполнении самостоятельных заданий допускает ошибки. Их знания в любой эффективной организации образовательного процесса должны быть подкреплены дальнейшей индивидуальной и независимой работой, которая требуется от каждого учащегося для значимого и длительного обучения. Необходимо преодолеть эти недостатки, поэтому все вышеперечисленное подтверждает актуальность выбранной проблемы изучения.
Теоретико-лингвистическое осмысление проблемы языковой компетенции начал Н. Хомский. В этом же направлении ее рассматривают Ю. Апресян, М. Вятютнев, И. Горелов, А. Дейкина, Ф. Новожилова и др.
Проблема формирования и развития языковых компетенций остается важной на протяжении всего срока обучения младших школьников. Она актуализируется в переходные периоды, в частности на грани начальной и средней школы. Отсюда необходимо учитывать результаты научно-методических исследований, посвященных проблемам обучения языку и развития речи детей дошкольного возраста и учеников начальных классов (М. Белецкая, Н. Львов, Т. Рамзаева, А. Хорошковская, Н. Воскресенская).
Исходя из вышесказанного, целью работы мы полагаем теоретическое обоснование методики формирования и развития языковой компетенции учащихся младших классов.
Задачи исследования:
1. Уточнить понятие «языковая компетентность» учащихся младших классов.
2. Определить психолого-педагогические основы формирования языковой компетенции младшего школьника.
3. Раскрыть методы исследования языковой компетенции.
Объект исследования — учебно-речевая деятельность учащихся младших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования — процесс формирования и развития языковой компетенции учащихся младших классов общеобразовательной школы на уроках русского языка.
Заключение:
Работа над развитием коммуникативных способностей, учащихся продолжалась, важна и требует повседневного разнообразия, интереса учащихся. Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживания его чувств, мыслей и переживаний являются красота и величие, сила и выразительность родного слова. Формирование коммуникативных способностей учащихся начальных классов должно стать целью, формой, содержанием и средством обучения на каждом уроке
Именно в школе и именно учитель обязан научить ребенка мыслить, рассуждать, анализировать, беседовать, вести диалог и высказывать вслух свои мысли. По словам Л. Выготского «речь является орудием мысли и, более того, язык является орудием закрепления опыта».
Обобщая результаты работы, можно сделать следующие выводы:
1. Формировать культурно-языковую личность ученика 1-4 классов означает снабдить его минимумом лингвистических сведений о языке и речи, о языковых средствах общения; сформировать у него элементарные коммуникативные умения, которые бы позволили выражаться в типичных для данного возраста коммуникативных речевых ситуациях.
2. Главными задачами начального этапа обучения русского языка является: выработка у учеников мотивации учебы родного языка; формирование коммуникативных умений; гармоничное развитие всех видов речевой деятельности слушания, говорения, чтения и письма; ознакомление с важнейшими функциональными составляющими языковой системы по принципу «от общего к частному», общее развитие личности — интеллектуальный, моральный волевой.
3. Методически организуя изучения художественного текста на уроках чтения, подбирая конкретные приемы работы над его содержанием, художественными средствами, техникой чтения, учителю необходимо постоянно ориентировать их на формирование и развитие коммуникативных умений, которые в результате обеспечивают коммуникативную компетенцию младшего школьника и составляют основу для дальнейшего ее развития в средней и старшей школе.
4. Применение речевых ситуаций как способа презентации конкретного языкового материала и условий формирования коммуникативных умений и навыков с учетом ситуации общения является крайне важным методическим приемом обучения языку в школе. Поэтому вполне очевидна необходимость широко использовать систему разнообразных речевых ситуаций, особо приближенных к жизненным потребностям ребенка конкретно и личности в целом.
5. В формировании коммуникативно-речевых умений эффективными являются следующие методы: объяснительно-иллюстративный; имитационный, репродуктивный, оперативный, коммуникативно — творческий. Среди организационных форм обучения речи оптимальными являются работа в парах и небольших группах (при этом важным является внимание учителя к детской речи в их общении).
6.Целенаправленное обучение и целесообразно заключена система упражнений при систематической учебно-тренировочной работе может обеспечить в 1-4 классах формирование и развитие речевой-коммуникативных умений.
.7 Инновационная деятельность способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремление получать знания, необходимые для выполнения конкретной практической деятельности, рост уровня сформированности компетентности.
Очень важно, чтобы молодые школьники познавали мир во всей его многогранности, чувствовали и понимали прямое и переносное значение слов. Их тонкие оттенки. А когда ребенок почувствует красоту родного слова, она почувствует любовь к языку. Понимать, чувствовать и любить родной язык способны все дети. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы развить речи учащихся, обогатить его и научить любить и гордиться родным языком.
Речевое развитие ребенка является главным инструментом, с помощью которого она устанавливает контакт с окружающей средой, благодаря которому происходит социализация ребенка. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент культуры мышления, речи и общения, развиваются коммуникативные способности, познавательная активность, образное творческое мышление. Именно начальная школа призвана сформировать у детей интерес к красоте и мудрости живого слова, его значимости в жизни человека. Речевая компетенция является одной из ведущих базисных характеристик личности.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты формирования языковой компетенции
Проблемы формирования и развития языковой компетенции связанны с важнейшими культурологическими вопросами, поскольку касаются не только языкового, но и всего духовного бытия народа. Из-за этого процесс развития знаний о языке и речи, овладение ими имеет особое значение, ощутимо актуализируется в школьной среде, где изучение языка является не только составной частью образовательной программы, но и непременным условием успешного усвоения знаний из всех предметов, интеллектуального развития, морально эстетического воспитания учащихся. Формирование языковых и речевых компетенций все чаще обозначается учеными-методистами как основная задача языкового образования в средних учебных заведениях.
Понятие компетенции интерпретируется по-разному. В.М. Полонский понимает как совокупность необходимых знаний и личностных качеств, которые позволяют профессионально подходить и эффективно решать вопросы в практической области знаний [10].
Компетентность понимается как готовность и способность человека работать, основываясь на знаниях и опыте, которые, благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие человека в образовательном процессе и направлены на его успешную интеграцию и общество. Эту характеристику дает Л.А. Петровская [3]. И.А. Уинтер интерпретирует компетенцию как частое понятие, которое формирует компетенцию, то есть состояние человека, который способен самостоятельно решать отдельный уровень задач, используя универсальные и специальные методы деятельности [1].
Значение слова «компетентность» также трактуется следующим образом:
1) авторитетность, осведомленность; 2) владение компетенцией. Семантика лексемы «компетенция» объясняется ее латинским competentia (от competere): «достигать», «отвечать», «стремиться» — и тоже толкуется в двух аспектах: 1) работа с чем-либо; 2) круг полномочий какой-либо организации, учреждения или определенного лица.