Курсовая теория на тему Теоретические основы формирования коммуникативных УУД при изучении школьного курса математики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические подходы к формированию универсальных учебных действий школьников на уроках математики 5
1.1. Универсальные учебные действия в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) 5
1.2. Средства и формы развития коммуникативных УУД в процессе обучения школьников 11
1.3. Условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики 17
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Введение:
Актуальность заключается в том, что в наше время важнейшей задачей учителя становится формирование универсальных учебных действий у школьников. Педагогу следует формировать настоящую личность, занимающую активную жизненную позицию, умеющую решать проблемы различного характера. Сегодня обучение является наиболее эффективным, если учитель не просто сообщает знания ученикам, но и взаимодействует с ними, предоставляя возможность ребёнку определять пути достижения определённых целей. Необходимо воспитать разностороннюю личность, которая будет готова к реальной жизни.
Обучение в школе становится процессом взаимодействия учеников с учителем и одноклассниками. Учащийся должен стать активным участником образовательного процесса и, в сотрудничестве с педагогом или другими учениками, решать поставленные перед ним проблемы реальной жизни.
Успешное освоение ребёнком знаний ещё не гарантирует его благополучную социализацию, как в образовательном учреждении, так и после его окончания. Каждому человеку необходимы умения и навыки взаимодействия с окружающими людьми, выстраивания с ними отношений. Ребёнок должен быть полноценным членом коллектива. Именно в школьном возрасте необходимо закладывать основы коммуникации, так как этот возраст благоприятен для формирования коммуникативной компетентности.
Было выявлено противоречие между предъявленными требованиями окружающей действительности ребёнку и его реальными возможностями и умениями взаимодействовать с этой средой. Процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий должен быть последовательным и длительным, поэтому следует бережно относиться к взрослению личности школьника.
Сегодня самостоятельной научной проблемой становится процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников на уроках математики, помогающий успешной социализации ребёнка в окружающей среде. Необходим основательный подход к решению данной проблемы, подкреплённый соответствующими методами и приёмами, который позволит сделать процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий действительно эффективным.
Цель: теоретически обосновать процесс формирования коммуникативных УУД при изучении школьного курса математики
Объект: коммуникативные универсальные учебные действия.
Предмет: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у школьников на уроке математики.
Задачи:
изучить универсальные учебные действия в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС);
рассмотреть средства и формы развития коммуникативных УУД в процессе обучения школьников;
проанализировать условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики.
Методологическую основу исследования составляют основные положения о теории и практики формирования учебных действий у учащихся нашедшие отражение в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, а также основные положения о методике изучения математического материала в курсе школы, нашедшие отражение в работах Э.И. Александровой, А.В. Белошистой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, А. Г. Асмолова, Л.Г. Петерсона, и других ученых.
Структура работы. Работа состоит из одного раздела, в котором три пункта, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что универсальные учебные действия помогают формировать целостную личность и являются одним из самых важных направлений деятельности учащихся и педагога.
Было отмечено, что коммуникативные умения предполагают восприятие текста окружающих и создание собственного, позволяют осознавать своё место в классе, в обществе, а также осуществлять совместную деятельность с партнёрами по общению.
Также были рассмотрены благоприятные условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для успешного формирования коммуникативной сферы необходимо использование различных форм работы на уроках математики, современных технологий, интерактивных методов и приёмов.
Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики позволяет обеспечить учителю эффективность педагогического воздействия на формирование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов коммуникативной сферы. Если правильно подобрать дидактический и методический материал, то дети научатся с помощью сверстников открывать новые знания, уважительно относиться друг к другу, учитывать мнения одноклассников, владеть собой в процессе общения. Поэтому на уроках математики необходимо организовывать совместную работу детей в парах и группах, проводить рефлексию учащихся, учить школьников оценивать работу напарников.
Целенаправленная систематическая работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий при изучении школьного курса математики способствует повышению уровня коммуникативных навыков в школьном возрасте.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические подходы к формированию универсальных учебных действий школьников на уроках математики
1.1. Универсальные учебные действия в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС)
Современное общество характеризуется обширным информационным полем. Своевременное получение и качественный анализ информации позволяет людям планировать и организовывать эффективные действия еще до того, как будут получены материальные последствия, связанные с обновлением информации. Кроме того, высокий темп развития научного познания и информационных технологий заставляет предположить, что в ближайшем будущем общество превратится из индустриального в большей степени в информационное. Для того, чтобы эффективно взаимодействовать друг с другом в таком обществе, необходимо развитие у подрастающего поколения тех базовых умений, которые позволили бы им получать, воспринимать, посылать и анализировать новую информацию.
Одной из основных задач, поставленных перед общеобразовательной школой федеральным образовательным стандартом второго поколения, является формирование у обучающихся комплекса надпредметных (метапредметных) действий, в который в обязательном порядке входит и умение налаживать эффективное коммуникационное взаимодействие [19, c.12]. В общем данный комплекс носит название «универсальных учебных действий» (УУД). Согласно теории универсальных учебных действий (УУД) приобретение комплекса метапредметных умений и навыков необходимо ребенку для того, чтобы уметь реализовать потенциал своего развития и совершенствования посредством «сознательного и интенсивного присвоения нового социального навыка [16].
Группой авторов (А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова) была разработана концепция развития универсальных учебных действий [4]. Методологической основой данной концепции является сочетание системно-деятельностного и компетентностного подходов в педагогической науке. Системнодеятельностный подход, базируясь на анализе видов ведущей деятельности ребенка в определенные возрастные периоды, выделяет те навыки и умения, которые формируются у детей в игровой, трудовой, учебной, коммуникативной деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов). В компетентностном подходе сделан упор на способности личности использовать полученные знания и навыки на практике и переносить имеющиеся навыки из одного вида деятельности в другой.
Освоение учащимися универсальными учебными действиями предоставляют возможность самостоятельного эффективного освоения новых знаний, умений и навыков, в том числе организацию усвоения, то есть умения учиться. В системе образования становление личности обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, выступающих инвариантной основой воспитательного и образовательного процесса.
Разработчиками ФГОС выделены ключевые виды универсальных учебных действий: регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), коммуникативные универсальные учебные действия и познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические). Выделение условий формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе дает возможность сформулировать общие рекомендации по формированию УУД в ходе образовательного процесса с учетом особенностей учебных предметов, которые зафиксированы в следующих документах: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа».