Курсовая теория на тему Теоретические основы формирования коммуникативных умений у подростков с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Коммуникативные умения и их особенности у подростков с задержкой психического развития
1.2 Проект как метод формирования коммуникативных умений у подростков с задержкой психического развития на уроках истории и обществознания
Задачи исследования:
1. Изучить научно–педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений у подростков с ЗПР.
2. Рассмотреть опыт использования метода проекта в формировании коммуникативных умений у подростков с ЗПР на уроках истории и обществознания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время внедрение ФГОС в образование подростков с ЗПР ориентировано на проектирование нового содержания образования и новых подходов к его освоению детьми. Значимым становится вопрос использования в коррекционно-педагогической практике современных образовательных технологий с учетом специфики индивидуальных познавательных и социальных способностей подростков с ЗПР. Такие технологии обеспечивают активизацию коммуникативной деятельности подростков.
Метод проектов, как педагогическая технология, способствует развитию коммуникативных умений обучающихся, поскольку в процессе проектной реализации происходит расширение коммуникативных связей через определенные действия, подразумевающие кооперацию, сотрудничество, расширение социальной сферы.
Объект работы – коммуникативные умения у подростков с ЗПР;
Предмет работы – формирование коммуникативных умений у подростков с ЗПР.
Цель исследования: изучить теоретические особенности формирования коммуникативных умений у подростков с ЗПР.
Задачи исследования:
— изучить научно–педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений у подростков с ЗПР;
— рассмотреть опыт использования метода проекта в формировании коммуникативных умений у подростков с ЗПР на уроках истории и обществознания.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез научной литературы по теме исследования).
Теоретическая основа исследования: труды Л.В. Байбородовой, Д.И. Бойкова, Е.Н. Васильевой, Ю.А. Быстровой, Л.Г. Пепениной, З.М. Ярагиевой, В.Л. Гросса и других исследователей.
Применение метода проектов на уроках истории и обществознания в процессе образования подростков с ЗПР – это работа по преодолению внутренних трудностей, которые соответствуют психофизиологическим особенностям развития. Специфическая важность формирования коммуникативных умений у подростков с ЗПР обусловлена необходимостью их социализации, интеграции в общество.
Заключение:
Изучив научные теоретические исследования по теме данной работы, мы делаем следующее заключение: подросткам с ЗПР в общении присущи требовательность, агрессия по отношению к окружающим. Особенности их психофизиологического развития обмусливают коммуникативные трудности, и, с этой точки зрения, коммуникативные умения таких подростков несколько примитивны. Их формирование – процесс целенаправленный и строгий, и методы проектов – один из приемлемых методов формирования коммуникативных умений.
Мы смогли выявить то, что метод проектов является оптимальным средством для формирования коммуникативных умений подростков с ЗПР на уроках истории и обществознания.
Основными задачами проектной деятельности для развития коммуникативных умений подростков с ЗПР являются:
— формирование позитивной «Я-концепции»;
— развитие навыков командной работы;
— развитие исследовательских умений и аналитического мышления;
— повышение личной уверенности в себе у подростков.
Таким образом, мы говорим о том, что на уроках истории и обществознания формирование коммуникативных умений подростков с ЗПР происходит достаточно органично за счет самой специфики дисциплин, подразумевающих общение, взаимодействие друг с другом, тогда как метод проектов способствует не только качественному освоению учебных тем, но и личностно развивает подростков, в частности, формирует их коммуникативные умения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Коммуникативные умения и их особенности у подростков с задержкой психического развития
Коммуникативные умения представляются в современной научной сфере как умение общаться, и, безусловно, это подразумевает наличие определенных знаний, навыков, ценностей. Само понятие не является однозначным, поскольку к нему нет единого подхода. В целом коммуникацию в компетентностном плане рассматривали многие ученые. Кроме того, коммуникация изучалась и с речевой позиции, что особенно ярко проявляется в трудах М. Хомского [15, с. 110].
Мы полагаем, что в современной системе образования непосредственно компетентностный подход является наиболее отражающим действительность, что завязано на образовательных стандартах.
Примечательно и то, что коммуникативную компетентность разные ученые рассматривают неодинаково, что позволяет определить ее сквозь призму различных наук. В своей работе мы выделили такие основные направления исследований феномена коммуникативной компетентности и, соответственно, коммуникативных умений, как социальный, психологический и лингвистический.
По нашему мнению, они основополагающие и позволяют комплексно характеризовать коммуникативные умения как способность личности вступать в коммуникацию и руководствоваться всеми ее процессами.
З.М. Ярагиева считает, что коммуникативные умения представляются как определенная совокупность свойств личности, характеризующаяся усвоенными знаниями, сформулированными навыками и способностями, приобретенным практическим опытом и ценностными ориентациями (ценностное отношение к себе, к семье, к природе и культуре, к обществу и государству) [33, с. 264].
Коммуникативные умения, как представляет их в научном плане исследователь Л.А. Петровская, представлены способностью к формированию и укреплению прочных линий взаимодействия, общения и поддержки между людьми.
Основой, соответственно, являются умение общаться и знания, благодаря которым подростки могут коммуницировать комфортно [22].
Определяя дефиницию коммуникативных умений и ее содержание, А.Н. Леонтьев рассматривал их как совокупность таких умений как эмпатия, социальная перцепция, умелое самопозиционирование в ситуации общения, располагающая к общению речь, речевой строй [19].
Г.Н. Жулина дает наиболее точную формулировку коммуникативных умений как способности к эффективному общению. По мнению автора (что несколько схоже с позицией И.А. Зимней), коммуникативные умения являются не качеством, но уровнем, определяющим межличностные взаимоотношения с учетом социального функционирования личности, личностного статуса [14, с. 148].
По мнению Ю.И. Тодорской, понятие коммуникативных умений означает способность к коммуникации всеми ее способами и проявлениями: вербально, невербально или молча с опорой на взаимодействие с собеседником [27, с. 624].
Ю.Ю. Каргина отмечает, что коммуникативные умения демонстрируют опыт общения, который устанавливается в процессе взаимодействия и обуславливается определенными психическими свойствами [17, с. 296].
Мы заключаем, что коммуникативные умения проявляются в процессе общения, регулируемом психическими речевыми и психическими процессами.