Проектная деятельность Курсовая теория Технические науки

Курсовая теория на тему Теоретические основы формирования коммуникативных умений у подростков с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1 Коммуникативные умения и их особенности у подростков с задержкой психического развития

1.2 Проект как метод формирования коммуникативных умений у подростков с задержкой психического развития на уроках истории и обществознания

Задачи исследования:

1. Изучить научно–педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений у подростков с ЗПР.

2. Рассмотреть опыт использования метода проекта в формировании коммуникативных умений у подростков с ЗПР на уроках истории и обществознания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время внедрение ФГОС в образование подростков с ЗПР ориентировано на проектирование нового содержания образования и новых подходов к его освоению детьми. Значимым становится вопрос использования в коррекционно-педагогической практике современных образовательных технологий с учетом специфики индивидуальных познавательных и социальных способностей подростков с ЗПР. Такие технологии обеспечивают активизацию коммуникативной деятельности подростков.

Метод проектов, как педагогическая технология, способствует развитию коммуникативных умений обучающихся, поскольку в процессе проектной реализации происходит расширение коммуникативных связей через определенные действия, подразумевающие кооперацию, сотрудничество, расширение социальной сферы.

Объект работы – коммуникативные умения у подростков с ЗПР;

Предмет работы – формирование коммуникативных умений у подростков с ЗПР.

Цель исследования: изучить теоретические особенности формирования коммуникативных умений у подростков с ЗПР.

Задачи исследования:

— изучить научно–педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений у подростков с ЗПР;

— рассмотреть опыт использования метода проекта в формировании коммуникативных умений у подростков с ЗПР на уроках истории и обществознания.

Методы исследования:

— теоретические (анализ, синтез научной литературы по теме исследования).

Теоретическая основа исследования: труды Л.В. Байбородовой, Д.И. Бойкова, Е.Н. Васильевой, Ю.А. Быстровой, Л.Г. Пепениной, З.М. Ярагиевой, В.Л. Гросса и других исследователей.

Применение метода проектов на уроках истории и обществознания в процессе образования подростков с ЗПР – это работа по преодолению внутренних трудностей, которые соответствуют психофизиологическим особенностям развития. Специфическая важность формирования коммуникативных умений у подростков с ЗПР обусловлена необходимостью их социализации, интеграции в общество.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучив научные теоретические исследования по теме данной работы, мы делаем следующее заключение: подросткам с ЗПР в общении присущи требовательность, агрессия по отношению к окружающим. Особенности их психофизиологического развития обмусливают коммуникативные трудности, и, с этой точки зрения, коммуникативные умения таких подростков несколько примитивны. Их формирование – процесс целенаправленный и строгий, и методы проектов – один из приемлемых методов формирования коммуникативных умений.

Мы смогли выявить то, что метод проектов является оптимальным средством для формирования коммуникативных умений подростков с ЗПР на уроках истории и обществознания.

Основными задачами проектной деятельности для развития коммуникативных умений подростков с ЗПР являются:

— формирование позитивной «Я-концепции»;

— развитие навыков командной работы;

— развитие исследовательских умений и аналитического мышления;

— повышение личной уверенности в себе у подростков.

Таким образом, мы говорим о том, что на уроках истории и обществознания формирование коммуникативных умений подростков с ЗПР происходит достаточно органично за счет самой специфики дисциплин, подразумевающих общение, взаимодействие друг с другом, тогда как метод проектов способствует не только качественному освоению учебных тем, но и личностно развивает подростков, в частности, формирует их коммуникативные умения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Коммуникативные умения и их особенности у подростков с задержкой психического развития

Коммуникативные умения представляются в современной научной сфере как умение общаться, и, безусловно, это подразумевает наличие определенных знаний, навыков, ценностей. Само понятие не является однозначным, поскольку к нему нет единого подхода. В целом коммуникацию в компетентностном плане рассматривали многие ученые. Кроме того, коммуникация изучалась и с речевой позиции, что особенно ярко проявляется в трудах М. Хомского [15, с. 110].

Мы полагаем, что в современной системе образования непосредственно компетентностный подход является наиболее отражающим действительность, что завязано на образовательных стандартах.

Примечательно и то, что коммуникативную компетентность разные ученые рассматривают неодинаково, что позволяет определить ее сквозь призму различных наук. В своей работе мы выделили такие основные направления исследований феномена коммуникативной компетентности и, соответственно, коммуникативных умений, как социальный, психологический и лингвистический.

По нашему мнению, они основополагающие и позволяют комплексно характеризовать коммуникативные умения как способность личности вступать в коммуникацию и руководствоваться всеми ее процессами.

З.М. Ярагиева считает, что коммуникативные умения представляются как определенная совокупность свойств личности, характеризующаяся усвоенными знаниями, сформулированными навыками и способностями, приобретенным практическим опытом и ценностными ориентациями (ценностное отношение к себе, к семье, к природе и культуре, к обществу и государству) [33, с. 264].

Коммуникативные умения, как представляет их в научном плане исследователь Л.А. Петровская, представлены способностью к формированию и укреплению прочных линий взаимодействия, общения и поддержки между людьми.

Основой, соответственно, являются умение общаться и знания, благодаря которым подростки могут коммуницировать комфортно [22].

Определяя дефиницию коммуникативных умений и ее содержание, А.Н. Леонтьев рассматривал их как совокупность таких умений как эмпатия, социальная перцепция, умелое самопозиционирование в ситуации общения, располагающая к общению речь, речевой строй [19].

Г.Н. Жулина дает наиболее точную формулировку коммуникативных умений как способности к эффективному общению. По мнению автора (что несколько схоже с позицией И.А. Зимней), коммуникативные умения являются не качеством, но уровнем, определяющим межличностные взаимоотношения с учетом социального функционирования личности, личностного статуса [14, с. 148].

По мнению Ю.И. Тодорской, понятие коммуникативных умений означает способность к коммуникации всеми ее способами и проявлениями: вербально, невербально или молча с опорой на взаимодействие с собеседником [27, с. 624].

Ю.Ю. Каргина отмечает, что коммуникативные умения демонстрируют опыт общения, который устанавливается в процессе взаимодействия и обуславливается определенными психическими свойствами [17, с. 296].

Мы заключаем, что коммуникативные умения проявляются в процессе общения, регулируемом психическими речевыми и психическими процессами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы