Курсовая теория на тему Теоретические основы библиотековедения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Краткая история библиотечного дела. 6
1.1. Главное
книжное хранилище в России (1795 — 1813) 10
1.2. История
библиотековедение в второй половине ХХ века (1946 — 2000) …………………………………………………………………………….15
Глава 2. Основные аспекты библиотечного дела. 17
2.1. Библиографическое описание и библиографический
сервис: инновационный подход. 17
2.2. Современная Россия: очерк асимметрии государственной
политики в области библиотечного дела. 21
Заключение. 25
Список использованной литературы.. 28
Введение:
Формирование информации, модели, сохранение и
использование сложных психологических, социальных и физиологических процессов в
статьях, происходящих в библиотеках, присоединяются к сложной информации на
предприятии. В последнее время понятия «классическая библиотека» и «современная
библиотека» в выступлениях библиотекарей часто представлены в разных
характеристиках.
Формирование классической библиотеки, ее структура и
позиции понятны специалистам в данной области. В процессе глобальной информации
пока не появляются «современные библиотеки», а в процессе сбора информации, ее
сортировка, систематизация, защита, продвижение и использование стали сферой
деятельности, требующей информационной инженерии. Если мы должны принять
информационную инженерию в контексте следующих подобластей, мы можем выявить
интересный взгляд на фоне обогащения классической библиотечной деятельности
современными технологиями.
Актуальность темы: Библиотеки существуют с древних
времен, но лишь во второй половине XIX века библиотечное дело выделилось в
отдельную область науки. С бурным ростом знаний в 20-м веке эта наука
постепенно была отнесена к более общей области информатики.
Исторически библиотечное дело включало и архивное дело.
Это включает в себя то, как информационные ресурсы организованы для
удовлетворения потребностей выбранных групп пользователей, как люди
взаимодействуют с системами классификации и технологиями, как информация
приобретается, оценивается и применяется людьми в библиотеках и за их
пределами, а также межкультурно, как люди обучаются и получил образование для
карьеры в библиотеках, этики, которые определяют библиотечное обслуживание и
организацию, правовой статус библиотек и информационных ресурсов, а также
прикладную науку о компьютерных технологиях, используемых в документации и
управлении записями.
Под дисциплины библиотечного дела включают изучение:
· Информационное поведение человека (поиск
информации, стратегии поиска и использование)
· Организация знаний (которая включает
библиографии, каталогизацию, классификацию, индексацию и реферирование,
метаданные, семантический и синтаксический анализ (контролируемые словари и т.
Д.))
· Электронные библиотеки
· Разработка коллекции
· Сохранение
· Общественная справочная и другие услуги
· Научное общение (включает библиометрию, информетрику,
наукометрию, веб-метрику)
В курсовой работе сделана попытка определить векторы
государственной политики и перспективы совершенствования библиотечного дела.
Таким образом, наша задача — определить основные составляющие проблемы и
стратегию ее решения, то есть представить новую парадигму организации и
функционирования российских универсальных информационных центров / библиотек.
Методология. Исследование основано на вторичных данных,
собранных из отчетов, журналов и периодических изданий.
Цель нашей курсовой работы — выделить основные
особенности библиотековедения, указав на актуальность данного вида знаний для
научных дисциплин.
Задачи, поставленные перед курсовой работой, можно
сформулировать следующим образом:
1. Комплексно изучить понятие «библиотечное дело»,
различные подходы к его определению, существующие в литературе;
2. Охарактеризуйте основные этапы становления и развития
библиотечного дела;
3. Выделить предмет и объект изучения библиотековедения;
4.Проанализировать основные методологические принципы
библиотечного дела.
Объектом исследования являются труды библиотекарей,
посвященные статусу библиотечного дела.
Предметом изучения являются те признаки библиотечного
дела, которые указывают на возможность отнесения библиотековедения к определенному
виду научной дисциплины. Таким образом, предметом исследования является
библиотечное дело как обществознание и его основные определяющие
характеристики.
Заключение:
Проблема асимметрии информации должна решаться как
обществом (на уровне государства), так и человеком (на уровне предприятия /
организации). Государственная политика и потребности общества диктуют модели
развития библиотек и информационных центров и ставят определенные задачи, такие
как предоставление источников информации, консультации и услуги. Необходимо
установить новую парадигму организации и функционирования библиотек в контексте
глобализации и информационной революции, а именно: внедрить новые информационные
технологии; создавать электронные каталоги; расширить участие библиотек в
исследовательской деятельности; установить новые принципы международного
сотрудничества; модернизировать библиотечные функции.
Важно понимать, что сфера библиотечной культуры как
духовная область и сфера материального производства, основанного на
технологиях, не пересекаются. Таким образом, компания сталкивается с фактом:
они должны научиться контролировать себя и свои действия по отношению к природе
и человеку, а библиотека играет ключевую роль в этом процессе. «Нам необходимо
объединить наши усилия во имя выживания человечества. Только путем
конструктивного и уважительного диалога человечество сможет по-настоящему
преодолеть взаимное непонимание, разногласия и агрессивность. В результате люди
поймут, что мир намного меньше, чем они представляли ранее, и для его
сохранения необходимо признать абсолютную ценность разнообразия мировых
цивилизаций» [2].
Актуальными задачами государственной политики в области
трансформации деятельности библиотечных учреждений являются: разработка и
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование сети
публичных библиотек; укрепление межведомственного и международного
сотрудничества; координация библиотек для совместного использования электронных
ресурсов; интеграция России в мировое информационное пространство. В основе
этих изменений лежит демократизация национальной программы развития
библиотечного дела в России, основанная на модернизации библиотек во всех ее
формах: от обучения библиотечного персонала до финансирования материального
обеспечения библиотеки [7].
Инвестиции в
библиотечную инфраструктуру — это вклад в будущее человечества. Быстрые и
решительные шаги по развитию универсальных информационных центров в России
станут адекватным ответом на проблему асимметричности информации. Важно
помнить, что современная публичная библиотека — это не кувшин, который нужно
наполнять или опорожнять, это национальное достояние, которое нужно сохранять и
приумножать.
Среди приоритетов государственных учреждений в решении
своей асимметричной политики в библиотечной сфере следует выделить: внедрение
новых информационных технологий; создание сводного электронного каталога;
увеличение участия библиотек в исследовательской работе; установление новых
принципов международного сотрудничества; срочная модернизация функций
библиотеки, ее структурной деятельности, автономия экономической составляющей
публичных библиотек, расширение возможностей библиотечных учреждений в
экономической деятельности в соответствии с «Классификацией экономической
деятельности» (CTEA) — частью государственной системы классификации и
кодирования техническая, экономическая и социальная информация в России,
которая согласована со статистической классификацией экономической деятельности
в Европейском сообществе (NACE), которая, в свою очередь, согласована с
международной стандартной отраслевой классификацией (ISIC).
Фоном реформы должна стать демократизация национальной
программы развития библиотечного дела в России на основе модернизации
библиотечной деятельности: от профессионального обучения сотрудников библиотеки
до их финансирования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Краткая история библиотечного дела Поскольку популярность цифрового контента над печатным
продолжает расти, некоторые могут подумать, что библиотеки постепенно
устаревают. Однако такой вывод неверен!
Несомненно, большая функция библиотек состоит в том,
чтобы размещать ресурсы и материалы (и, возможно, помогать вам определять
ссылки на MLA). Но более важная цель библиотек, уходящая корнями в тысячелетия,
заключалась не только в том, чтобы хранить книги, но и в том, чтобы быть
пространством и коллекциями, которые облегчают процесс внесения вклада в
человеческие знания. Библиотеки и библиотекари будут продолжать способствовать
этому процессу, даже если мы продолжаем продвигаться вперед в цифровую эпоху.
Чтобы понять эту великую цель библиотек и показать, как
библиотеки будут оставаться актуальными в цифровом будущем, вот краткая история
библиотек и роль библиотекарей в человеческих культурах [7].
По мнению некоторых историков, создание первых библиотек
знаменует конец предыстории и начало записанной истории человечества. Когда
древние цивилизации, такие как месопотамцы и египтяне, начали развивать самые
ранние формы письма — месопотамскую клинопись, а позже и египетские иероглифы,
— писцы начали создавать архивы глиняных табличек, в которых перечислялись
инвентарные списки и записи коммерческих сделок.
Хотя эти ранние документы могут не показаться
захватывающими или философскими, они сыграли важную роль в росте знаний и
ранней человеческой цивилизации. Они часто делились ключевой информацией,
необходимой для построения общества. От ранних медицинских диагнозов до
инвентаризации ежегодных излишков урожая и законов, регулирующих
города-государства, таких как Кодекс Хуммурапи, эти древние писцы накапливали
документы, чтобы они могли использовать информацию по мере необходимости.
Например, если древнему месопотамскому правительству нужно было предсказать,
будет ли его урожай хорошим или плохим после большого наводнения, писцы могли
указать чиновникам на записи более ранних урожаев, чтобы помочь им в планировании
[1].
Таким образом, древние писцы выковали роль библиотекарей
— соединяя людей со знаниями, предоставляя им доступ к записанной информации.