Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Теоретические аспекты становления систем воспитания.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Гуманистические предпосылки в истории педагогики 6
1.1. Понятие о гуманизме 6
1.2. Идеи гуманизма на различных этапах развития педагогики 12
Глава II. Гуманизм в современной педагогической парадигме 16
2.1. Типология педагогических концепций 16
2.2. Функциональные особенности современных гуманистических концепций …….22
Заключение 28
Список используемой литературы 30

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Укрепляющиеся в современном обществе глобализационные и унификационные процессы, напрямую связанные с укоренением в мировом культурном коде доминанты мультикультурализма, вызывает серьёзные опасения по поводу судьбы всех проявлений человеческой жизнедеятельности, носящих определение «национальный»; это применимо и в отношении национальных систем воспитания. Необходимость сохранения гуманистической направленности в системе воспитания, своеобразный поворот в сторону сохранения и укоренения в образовательном процессе этнической специфики народов, в локациях компактного проживания которых он производится – вот ряд факторов, обусловивших интерес к теме курсовой работы и её актуальность в современном педагогическом дискурсе.
Гуманизм – это философский и этико-социологический принцип отношения к человеку как к высшей ценности. Как духовно-культурное явление гуманизм является главным содержанием цивилизационного процесса, в ходе которого он проявляется в различных качествах: этическая норма, социальный идеал, духовная ценность, свобода воли, взаимопомощь и сотрудничество, уважение к правам и достоинству личности, равенство и равноправие, справедливость, защита от зла и насилия. Термин «гуманизм» ввел в научный оборот в 1808 году немецкий педагог Ф. Нитхаммер, который вкладывал в это слово высшую, самодостаточную и самопознавательную значимость человека и характеризовал как античеловеческое все то, что способствует отчуждению человека и его самоотчуждению [9, с. 9].
Гуманизм рассматривается современными учеными как одна из фундаментальных характеристик общественного бытия и сознания, определенное направление мышления и деятельности, которое ориентируется на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважении к свободе каждой личности.
С самого начала своего возникновения и до наших дней философия стремилась не только осмыслить существующие системы воспитания, но и сформулировать новые ценности и идеалы. Актуальным в контексте современной педагогики является вопрос о гуманизации и гуманитаризации воспитания.
Объект исследования: современные системы воспитания.
Предмет исследования: ключевые объединяющие и дифференцирующие принципы, влияющие на построение указанных концепций в целом и отдельных из них конкретно.
Цель исследования состоит в выявлении ключевых особенностей современных воспитательных концепций, их природы, происхождения, формирования, развития и существования в современной форме.
Избранная цель актуализирует такие задачи, предстающие перед исследователем:
1. Выявить границы понятия «система воспитания», рассмотреть, систематизировать и проанализировать различные взгляды учёных относительно проблемы его определения;
2. Проанализировать существующие классификации систем воспитания, выделить основные критерии классифицирования;
3. Выявить характерные особенности, присущие различным гуманистическим педагогическим концепциям, определив ключевые философско-педагогические различия между ними, найти общие характеристики.
Теоретическая основа исследования. Теоретические и практические аспекты становления систем воспитания представлены в трудах Ш. А. Амонашвили [1], Е. Н. Барышникова, И. А. Колесниковой [4], С. А. Силкиной [33], Е. В. Бондаревской [7], Е. М. Вершининой [9].
Исследование произведено при помощи таких методов: анализ, компаративный, исторический, культурно-исторический.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные автором положения, выводы и предложения развивают и дополняют ряд существенных аспектов теории и истории педагогики. Основные теоретические результаты исследования могут стать концептуальной основой для дальнейшего изучения механизма и инструментов систем педагогического взаимодействия. Отдельные результаты работы могут быть использованы в целях совершенствования содержания, структуры и методики преподавания дисциплин высшей школы: «История педагогики», «Инновационные модели педагогики».
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы, в педагогике называют воспитательной системой. Её ключевой характеристикой является комплексный подход к процессам организации и осуществления воспитательной деятельности, определённый устоявшийся набор методов и приёмов, функционирование которых осуществляется в непосредственной связи с целями и задачами, выдвигаемыми субъектами воспитания.
Классифицировать актуальные для философии воспитания направления допустимо с опорой на основополагающие принципы того или иного философского направления, ключевого для авторов той или иной образовательной или социально-этической образовательной концепции.
Воспитание детей – это целенаправленная деятельность, с помощью которой у них вырабатывается система личностных качеств, убеждений и взглядов. В мире существует множество систем воспитания детей и подростков, написаны тысячи научных трудов по педагогике. Все они имеют свои преимущества и недостатки. Конечно, большинство родителей воспитывают детей, не соблюдая никаких особых систем. Однако все большую популярность набирают современные системы воспитания детей, имеющих свои принципы и методы.
Актуальные различия между теми или иными воспитательными концепциями обусловлены, прежде всего, общей мировоззренческой позицией их представителей, их социально-политическими взглядами. Несмотря на общность существующих воспитательных концепций в формировании и воспитании лояльного, законопослушного человека, стоит отметить и наличие определенных отличий между ними, прежде всего, связанных с методами и приемами формирования этических норм и качеств личности.
Перспективными направлениями развития концепции воспитательных систем на современном этапе является: обоснование сущности гуманистических и авторитарных систем, выявление специфики воспитательных систем учебных заведений различного типа и статуса; разработка технологии моделирования воспитательных систем, определение основных характеристик становления и развития воспитательных систем, разработка критериев их эффективности, разработка диагностики результативности функционирования воспитательных систем.
Проведенный нами теоретический анализ научных источников дает основания констатировать, что под гуманизацией педагогики понимается ее направленность на установление и реализацию гуманных отношений как общечеловеческой ценности.
Несмотря на распространение различных подходов к трактовке сущности понятия «гуманизация педагогики», оно может быть интерпретировано как «очеловечивание образования», то есть выстраивание отношений между всеми субъектами образовательного процесса на основе переориентации с авторитарного стиля общения и взаимоотношений, которые отрицают возможность любого манипулирования сознанием учащихся, студентов, предусматривающих навязывание им незыблемых стереотипов мышления и поведения, к демократическим их разновидностям, основанных на уважении к личности, направленные на создание условий для проявления ею самостоятельности, установление доверительных отношений в системе «преподаватель – ученик».
Система гуманистического образования требует реализации на деятельностном уровне новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Гуманистические предпосылки в истории педагогики

1.1. Гуманизм как основа современных мировоззренческих парадигм
На рубеже третьего тысячелетия проблема гуманизма актуальна, как никогда ранее, не только в национальном, но и в общепланетарном плане. Первоисточником развития любого общества всегда был и есть гуманизм, которой является идеологией человека и его человечности.
Выдающийся итальянский гуманист Леонардо Бруни определял гуманизм как «познание тех вещей, которые касаются жизни и обычаев, которые совершенствуют и украшают человека». Главным является способность человека делать выбор между добром и злом и следовать добру [8, с. 127].
Под гуманизмом, по мнению В.Н. Ярошенко, необходимо понимать кардинальное изменение в саморазвитии общественных отношений, связанных с тем, что основанием для определения подлинности становится не внешний мир, а развитый общественный субъект [7, с. 4]. Гуманизм определяют также как систему взглядов на человека как на высшую ценность, сложившуюся исторически, которая считает благо человека критерием общественной оценки, а принцип человечности – необходимой нормой отношений между людьми. В его основе – совокупность моральных ценностей и норм поведения, утверждение отношения к человеку как к «мере всех вещей».
Гуманизм – это мировоззрение, в центре которого лежит идея человека как высшей ценности и приоритетной по отношению к себе реальности в ряду всех других материальных и духовных ценностей. Гуманисты утверждают равноправие человека как материально-духовного существа в отношении другого человека, природы, общества. Гуманизм выражает достоинство личности, ее внешне относительную, но внутренне прогрессирующую самостоятельность, самодостаточность и равноправие перед другими реальностями.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы