Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Теоретические аспекты развития речи у слабослышащих детей младшего и старшего дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретические представления о психоречевом развитии слабослышащих детей 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих дошкольников 5
1.2 Особенности развития речи слабослышащих дошкольников 9
Глава 2 Практические аспекты развития речи слабослышащих дошкольников 12
2.1 Специфика организации логопедического обследования дошкольников с нарушениями слуха 12
2.2 Особенности организации коррекционно-развивающей работы по развитию речи слабослышащих дошкольников 16
Заключение 23
Список литературы 24

  

Введение:

 

В категорию детей с нарушениями слуха могут быть причислены глухие, слабослышащие, рано оглохшие и поздно оглохшие. Согласно статистическим исследования отечественных и иностранных ученых, количество людей, страдающих нарушениями слуха, возрастает. В современном мире примерно у 4 – 6% детей зафиксированы нарушения слуха различной тяжести. Если рассматривать данные состояния с точки зрения возможностей для коррекции и прогнозов дальнейшего развития, то большое значение имеет время возникновения и выявления патологии, а также степень его тяжести. Нарушения слуха оказывают влияние на формирование личности ребенка, развитие его познавательной сферы.
Сложности в процессе воспитания, обучения и личностного развития детей с нарушением слуха на современной ступени научного развития анализируются в непосредственной взаимосвязи с их социализацией, подготовкой к жизни в обществе. Общение имеет огромное значение для возможности полноценно и эффективно участвовать в жизни социума. Принимая во внимание большую важность вербальных средств коммуникации в точки зрения психического, эмоционального и социального развития индивида, большую актуальность имеет исследование возможностей и методов развития коммуникативно-речевого потенциала слабослышащих детей, что является обязательным условием для полноценного взаимодействия с окружающими.
Вопрос развития речи и речевой коммуникации слабослышащих детей всегда представлял большой интерес для отечественных исследователей в сфере отечественной сурдопедагогики. Поиск новых методик и технологий оптимальной организации образовательной деятельности с детьми соотносится с исследованием проблемы обучения глухих детей языку по принципу формирования речевого общения в условиях предметно-практической деятельности (С. А. Зыков, Т. С. Зыкова, Б. Д. Корсунская, Л. П. Носкова, Т. В. Нестерович и др.); обучения слабослышащих детей языку в связи с формированием практических речевых навыков (Р. М. Боскис, А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин). Вопросы активизации речевого общения детей с нарушениями слуха рассматриваются в контексте интегрированного обучения (И. М. Гилевич, Л. М. Кобрина, Н. Н. Малофеев, Л. И. Тигранова, Н. Д. Шматко и др.); формирования коммуникативных компетенций, как базовых универсальных учебных действий (Л. А. Головчиц, О. А. Красильникова, Е. Г. Речицкая, Т. А. Соловьева, Е. З. Яхнина). В специальной литературе отражены вопросы развития речевого общения дошкольников с нарушенным слухом в связи с развитием их языковой способности, формирования разных видов речевой деятельности (Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова).
Цель исследования: изучение особенностей формирования речи у слабослышащих детей дошкольного возраста.
Объект исследования: речь слабослышащих детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности организации коррекционно-развивающей деятельности по развитию речи слабослышащих дошкольников.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать психолого-педагогические особенности развития слабослышащих дошкольников;
2) Проанализировать представления ученых об особенностях развития речи слабослышащих дошкольников;
3) Изучить особенности организации логопедического обследования слабослышащих дошкольников;
4) Проанализировать особенности организации коррекционно-развивающей деятельности по развитию речи у слабослышащих дошкольников.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, слабослышащие дошкольники в силу сенсорной депривации, вызванной недостатком и низким качеством слуховой информации, воспринимаемой ребенком, обладают рядом специфических характеристик развития психической деятельности. Одним из наиболее страдающих психических процессов является речевая деятельность таких детей. Это обусловлено отсутствие слухового восприятия и контроля воспроизводимых звуков, в результате всего страдают все стороны речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй речи и др.
Коррекционно-развивающая деятельности с данной категорией дошкольников также характеризуется определенными специфическими характеристиками. Например, при организации диагностического обследования речевой деятельности данной категории дошкольников следует учитывать степень снижения слуха, актуальный уровень развития речи ребенка. Следует отметить, что специализированных методик для обследования речи слабослышащих дошкольников не существует, однако созданы достаточно подробные рекомендации по адаптации имеющихся стандартизированных методик логопедического обследования для работы с данной категорией дошкольников.
При организации коррекционно-развивающей работы по развитию речи этой группы детей также следует учитывать ряд особенностей детей: сложности в восприятии речи, распознавании слуховых стимулов и т. д. Это предполагает специальную организацию места работы такого ребенка, подкрепление предлагаемого материала зрительными стимулами и т. д. Помимо классических методик работы в настоящее время активно используются возможности компьютерной техники для развития речи слабослышащих дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).
Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость имеет различные уровни тяжести – от незначительных дефектов в восприятии шепотной речи до значительных сложностей восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми [7].
В современных условиях исследование состояния слуха выполняют в перинатальных центрах у новорожденных на третий день рождения, однако показатели слуха могут измениться на любом этапе его онтогенеза в связи с возникновением инфекционных заболеваний, травм.
Согласно научным исследования, дефекты функции слухового анализатора и вызванные этим патологии развития речи становятся источником общего недоразвития всех остальных психических процессов:
1. Отмечается низкий уровень сформированности познавательных процессов: кратковременная память (зрительная и слуховая), слабая произвольность. Слабо развито воображение, речь. Логическое мышление предполагает необходимость достаточно высокой степени сформированности речевой деятельности, соответственно, для данной категории детей является типичным доминирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, которое развивается медленнее по отношению к нормативному течению онтогенеза.
В целом восприятие глухого ребенка формируется по тем же механизмам, что и у здорового. Однако восприятие данной категории детей базируется в основном на визуальной информации. Согласно данным, представленным К. И. Вересотской, у слабослышащих дошкольников отмечается более низкий темп по сравнению со слышащими сверстниками узнавания объектов [2]. При восприятии форм предметов значительное место отводится как словесной, так и жестовой речи, а также реализации практических действий с объектами. Зрительное восприятие формы объектов формируется в практической предметно-манипулятивной деятельности детей при одновременном овладении соответствующими обозначениями. Согласно результатам исследования Н. В. Яшковой, при восприятии изображений у них появляются сложности в восприятии объектов в движении, в необычном ракурсе, при восприятии контурных изображений; дети не узнают предмет, если он частично закрыт другим [2]. Это обусловлено тем, что слабослышащие дети осваивают умение определять контуры предмета гораздо позже своих здоровых сверстников. В дошкольном и младшем школьном возрастах у детей с нарушениями слуха происходит становление произвольного внимания, оно становится контролируемым.
Особые характеристики развития и психической сферы слабослышащих дошкольников оказывают также воздействие и на процесс формирования памяти. Они отмечают в окружающих предметах и явлениях часто несущественные признаки. Исследования Т. В. Розановой показали, что при произвольном запоминании наглядного материала дети с нарушениями по всем показателям развития образной памяти отстают от нормально слышащих детей [5]. В дошкольном возрасте они хуже запоминают места расположения предметов. При дальнейшем обучении разница со слышащими детьми в успешности запоминания постепенно уменьшается. Большими трудностями характеризуется развитие словесной памяти у детей с нарушениями слуха. Запоминание слов у них является осмысленным, однако часто может происходить замена, если слова похожи по звучанию или смыслу.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы