Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему «Теоретические аспекты проблемы профилактики нарушений письменной речи у детей с ОНР»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты ОНР 4

1.1. ОНР, этиология 4

1.2. Классификация, уровни, речевые нарушения на каждом уровне 4

Глава 2. Онтогенез письменной речи в норме и влияние речевых нарушений на формирование письменной речи у детей с ОНР 6

2.1. Онтогенез письменной речи в норме 6

2.2. Влияние речевых нарушений на формирование письменной речи у детей с ОНР 7

Список литературы 10


  

Введение:

 

Наиболее важные ступени в овладении речью приходят на детский возраст – его дошкольный и особенно начальный школьный периоды.

Правильная, грамотная, связная речь – залог успешного освоения письменной речью, одна из насущных проблем, стоящих перед школьным учреждением. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда в общеобразовательном учреждении остается актуальным и один из резервов – это своевременное выявление детей с ОНР III уровня в школах и устранение данного нарушения речи средствами специального обучения и воспитания.

В общеобразовательные с каждым годом все чаще приходят дети с низкой речевой культурой. Вследствие их небольшого жизненного опыта и общего недоразвития речи во всех ее компонентах, отсутствия социально-бытовых условий жизни и воспитания ребенка нарушается развитие связной речи, ибо зависимость речи младших школьников от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика.

При организации связного высказывания общее недоразвитие речи у младших школьников ведет к определенным трудностям при составлении рассказов, пересказов, а также впоследствии и к значительному нарушению при написании сочинений, изложений.

Обиходная речь детей с III уровнем речевого развития достаточно развита и не имеет грубых отклонений в словарном запасе, грамматическом построении фраз и фонетическом их оформлении. Ребенок может ответить на вопросы, составить элементарный рассказ по картинке, фрагментарно пересказать прочитанное, рассказать о волнующих его событиях, т.е. построить высказывание в пределах близкой ему темы. Однако в ситуации обусловленной речи (построение развернутых доказательств, рассуждений по определенной теме) у таких детей выявляется недостаточное развитие языковых средств.

Ребенок с III уровнем речевого развития владеет ограниченным словарным запасом, он не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. Недостаточная сформированность грамматического строя речи приводит к пропускам, заменам или искажениям предлогов, к ошибкам в управлении, согласовании и др.

В письменных работах детей могут встречаться также графические ошибки, недописывание отдельных элементов или лишние элементы букв, ошибки в пространственном расположении отдельных элементов букв.

Все перечисленные ошибки, связанные с недоразвитием звуковой и смысловой сторон речи, проявляются у детей с ОНР на фоне большого количества разнообразных орфографических ошибок, обусловленных недостаточной сформированностью представлений у детей о звуковом составе слова.

Самостоятельные письменные работы учащихся с ОНР (изложения, сочинения) имеют ряд специфических особенностей, касающихся как построения текста (недостаточная связность, последовательность и логичность изложения), так и недостаточно адекватного использования лексических, грамматических и синтаксических средств.

Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами. У них также формируется готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов. Но у детей с разными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов. Поэтому дети-логопаты оказываются неспособными полностью овладеть письмом и чтением.

Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты ОНР

1.1. ОНР, этиология

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 11 библиографических источников. В учебном пособии Садовниковой И.Н. (Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников) отмечено, что для детей с нарушениями речи характерно недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь) [11]. В работе Мисаренко Г.Г.: «Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления» отмечено, что особые трудности этих процессов на уровне произвола и осознанности. Интеллектуальная отсталость у детей носит вторичный характер, поскольку она формируется в результате недоразвития речи во всех ее компонентах [8].

В учебно-методическом пособии под редакцией Н.Н. Яковлевой (Коррекция нарушений письменной речи) отмечается, внимание детей с нарушениями речи, характеризующимися нестабильностью, трудностями включения, переключения и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение диапазона внимания, быстрое забывание материала, особенно словесного (речевого), снижение активной ориентации в процессе запоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Также отмечается, что многим из них присуще недоразвитие умственных операций, снижена способность к абстрагированию, обобщению. Детям с патологией речи легче выполнять задания не устной, а визуальной формы. Им нужно больше времени, чтобы понять инструкции к заданию, для формирования идей и понятий. Требуется многократное повторение, уточнение, наводящие вопросы. Дети с нарушениями речи быстро устают, у них снижается работоспособность. Эти дети реагируют медленнее, неспособны быстро сосредоточиться и могут испытывать трудности при самостоятельном управлении своим пространством. Особые образовательные потребности, характерные для детей с нарушением речи, включают: — выявление в самом раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедических служб на этапе выявления первых признаков отклонения развития речи; — организация обязательной коррекции речи в соответствии с выявленным нарушением в школе [4].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы