Курсовая теория Педагогика/Психология Специальная психология

Курсовая теория на тему Теоретические аспекты изучения особенностей развития речи дошкольников с нарушениями зрения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения коммуникации дошкольников с нарушениями зрения 5
1.1. Коммуникация дошкольников 5
1.2. Проблема коммуникации дошкольников с нарушениями зрения 8
Глава 2. Теоретические аспекты и особенности работы по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 14
2.1. Особенности коррекционно-логопедической работы по развитию речи у дошкольников с нарушениями зрения 14
2.2. Моделирование как эффективный способ развития связной речи дошкольников с нарушением зрения 17
Заключение 22
Список используемой литературы 24

  

Введение:

 

Актуальность работы. В последнее время возрастает число детей с различными зрительными патологиями.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время в мире насчитывается около 150 млн. лиц со значительными зрительными расстройствами.
Развитие речи этой группы дошкольников обладает собственными характерными черты, а в частности:
— меняется скорость формирования;
— нарушается словарно-смысловой аспект речи;
— возникает «вербализм», из-за отсутствия визуальных эмоций в речи крайне редко используются развернутые выражения;
— речь ребенка с патологией зрения осуществляет, в первую очередь, компенсаторную функцию, что гарантирует область эмоционального познания.
Коррекционная деятельность с данной группой дошкольников – своеобразная и сложная, дифференцированная и многосторонняя.
Степень разработанности темы исследования. Теоретические основы научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в трудах Абидовой Н. З. , Дружининой Л.А., Мастюковой Е.М., Плаксиной Л. И., Подколзиной Е. Н. и многих др.
Объект исследования – развитие речи дошкольников.
Предмет исследования – развитие речи дошкольников с нарушениями зрения.
Цель исследования – изучить особенности развития речи дошкольников с нарушениями зрения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность коммуникации дошкольников;
2. изучить проблему коммуникации дошкольников с нарушениями зрения;
3. изучить особенности коррекционно-логопедической работы по развитию речи у дошкольников с нарушениями зрения;
4. изучить моделирование как эффективный способ развития связной речи дошкольников с нарушением зрения.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать вывод, что одна из своеобразных отличительных черт формирования речи ребенка со зрительными нарушениями проявляется в слабом применении неязыковых средств общения – мимики, пантомимики, интонации. Такое негативно влияет на выразительность речи в целом: разговор становится монотонным, немодулированным, непонятным для находящихся вокруг.
Не улавливая совершенно или недостаточно улавливая визуально огромное число мимических движений и жестов, сообщающих одним и тем же высказываниям самые разнообразные оттенки и смысл, и не воспользовавшись в собственной речи данными средствами, незрячие и слабовидящие дошкольники значительно обедняют собственную речь, она делается маловыразительной. У этих детей наблюдается снижение внешнего проявления эмоций и ситуативных выразительных движений, что оказывает влияние на интонационное оформление речи, ее бедность и монотонность.
В работу с дошкольниками целесообразно включить разговоры об игрушках, описывание игрушек и создание загадок по ним, словесно-нравоучительные забавы. С целью развития мастерства определять свойства и качества предметов и игрушек можно применять метод сопоставления. Для того чтобы обучить ребенка последовательно формулировать сопоставление, наблюдать немаловажные характерные черты, более отчетливо выбирать необходимый термин нужно использовать такие способы, как вопросы и инструкции, объяснять этимологию слов. С целью закрепления верного словоупотребления следует организовать драматизацию, инсценировки с игрушками, сюжетно-ролевые игры.
В 6-7 лет ребенок с нарушением зрения, как правило, начинает осознавать свой дефект. В этот период у детей может наблюдаться боязнь новых помещений, незнакомых людей и ситуаций, замкнутость, нежелание общаться.
С целью активизации словаря старших дошкольников обширно применяются различные способы деятельности: разглядывание игрушек; обозрение холстов с хорошо известным содержанием; дидактические забавы и лексические упражнения; вербальные игры; угадывание загадок и разъяснение разгадок; сочинение загадок, отличающихся и близких по внешнему признаку, разгадывание загадок-поговорок; создание ребенком повествований. Совместные игры и деятельность помогут детям преодолеть нежелание общаться, главное чтобы это прошло в дружелюбной обстановке.
Таким образом, речь невозможно попросту вызубрить, ею необходимо овладеть. Найти решение данной проблемы помогает применение комплексного подхода, а в частности: целенаправленная, в то же время лечебно-исправительная и коррекционно-развивающая деятельность. При верном и методичном руководстве работников ДОО (педагога, дефектолога, музыкального руководителя, хореографа) речь ребенка с патологией зрения достигает стандартной степени развития и служит мощнейшим средством компенсации, значительно расширяя потенциал в абсолютно всех типах работы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения коммуникации дошкольников с нарушениями зрения
1.1. Коммуникация дошкольников

В настоящее время пристальное внимание исследователей из разных областей науки привлекает психологический процесс – коммуникация. Это сложный процесс, который имеет свою природу, механизмы становления, законы функционирования и изменения в соответствии с возрастом человека .
Эффективность усвоения человеком социального опыта и беспрепятственного осуществления жизнедеятельности во многом определяется степенью сформированности его коммуникативных действий.
Вопросами развития коммуникативной функции речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них Леонтьев А. Н., Лисина М. И., Сильвестру А. И., Запорожец А. В., Смирнова М. И., Эльконин Д. Б. и др.
В настоящее время вопрос о понятии коммуникации остается дискуссионным. В научной литературе можно встретить такие понятия, как «общение», «коммуникативная компетентность», «коммуникативные способности», «коммуникативная деятельность», «коммуникативные навыки», «социальный интеллект» и др.
Для того чтобы определить особенности коммуникации у дошкольников, необходимо определить структуру и компоненты изучаемого феномена. Анализ литературы по вопросам коммуникации позволил сделать вывод о том, что в узком значении коммуникация понимается как двусторонний обмен информацией между людьми. Часто понятие «коммуникация» приравнивается к определению «общение», и они используются как синонимы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы