Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Теоретические аспекты игровой зависимости. Компьютерная зависимость

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Сущность аддитивного поведения.
Компьютерная и игровая зависимость: сущность, характеристика. 5

1.1 Аддитивное поведение. Компьютерная зависимость
как форма нехимических аддиктивных расстройств. 5

1.2
Особенности компьютерной и игровой зависимостей. 8

1.3 Классификации интернет-зависимых людей. 12

Глава 2
Влияние игровой зависимости на здоровье человека. Профилактика компьютерной
зависимости. 14

2.1 Игры на
компьютере и психологическое и физическое здоровье человека  14

2.2
Профилактика компьютерной зависимости в подростковом возрасте. 18

Заключение. 23

Список используемой литературы   24

  

Введение:

 

Человек – существо
социальное. Во все времена ценность представляло гармоничное взаимоотношение
человека и социума. Но в настоящие время в психологической науке рассмотрено
множество явлений поведения человека, которые считаются негативными. Девиантное
поведение, или отклоняющееся от общепринятых социальных норм, можно определить
как совокупность или отдельные поступки, которые выступают как противоречия
нормам поведения, принятым в обществе. Оно может проявляться в виде дисбаланса
психических процессов, нарушения самоактуализации личности и отклонений от
нравственного и эстетического контроля собственного поведения.

Существующий
социологический подход к изучению отклонения поведения рассматривает девиацию
как элемент социума, который связан с основными социальными институтами,
подсистемами и их функционированием[1].

Гигантский скачок в
развитии информационных и компьютерных технологий, объеденных в сети, в первую
очередь касается Интернета.

Виртуальный мир,
киберпространство – понятия, которые широко используются для обозначения работы
человека с компьютером, в том числе и с Интернетом. Бесспорными плюсами
использования Интернета является электронная почта; доступ к информации;
покупки; онлайн-общение; сообщества; бизнес; сфера услуг. Интернет
предоставляет широкие возможности анонимного общения, общение друг с другом без
имени, используя только сетевое имя, присвоенное при регистрации; интерактивной
реализации представлений, фантазий, невозможных в обычном мире, создание новых
образов «Я» в виртуальном пространстве; поиска нового собеседника,
удовлетворяющего практически любым требованиям.

Интернет значительно
облегчает нам жизнь, многократно увеличивая наши возможности. В то же время,
многие люди не могут обходиться без него, став болезненно зависимыми. Приобрели
особую актуальность вопросы, касающиеся объяснения природы и сущности
интернет-зависимости, представляющей собой навязчивое желание подключиться к
Интернету и болезненную неспособность вовремя от него отключиться.  Интернет-зависимыми являются около 10%
пользователей в мире[2].

Особенно много таких
пользователей среди подростков. К основным типам интернет-зависимости относятся
навязчивый поиск информации, пристрастие к виртуальному общению и знакомствам,
чрезмерное увлечение сетевыми компьютерными играми, мания тратить деньги в
Сети, пристрастие к просмотру фильмов через Интернет и киберсексуальная
зависимость[3]

Целью
данной работы является рассмотрение теоретических аспектов игровой зависимости,
компьютерной зависимости.

Задачи:


описать сущность аддитивного поведения;


рассмотреть особенности компьютерной и игровой зависимости;


охарактеризовать Интернет-зависимых людей;


определить влияние игровой зависимости на психологическое и физическое здоровье
человека;


рассмотреть вопрос профилактики компьютерной зависимости в подростковом
возрасте.

Объект
исследования – теоретические аспекты игровой и компьютерной зависимости.
Предмет исследования – особенности профилактики игровой и компьютерной
зависимости [1] См. Кубякин Е.О., Стригуненко
И.К., Драгин, В.А. Методологические подходы к анализу девиантного поведения //
Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность – Краснодар:
КСЭИ, 2018. № 1. с. 134-141 [2] См. Белинская Е., Жичкина А.  Современные исследования виртуальной
коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. С. 125 [3] См. Бегоян А. Н., Торосян А.
Р.  Киберсексуальная зависимость – семья
в опасности // Евразия: научно-методический журнал. Ереван, 2018. № 1-2 (2-3).
С. 23

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, игровая  зависимость — это  форма 
психологической  зависимости,  которая проявляется  в 
патологическом  влечении  к  компьютерным  играм, 
с  целью замещения реальных
жизненных потребностей и достижения прогресса в игре. Интернет формирует особую
культуру поведения и общения в виртуальном пространстве с собственными законами
и механизмами взаимодействия в нем. Интернет позволяет расширять рамки
взаимодействия с людьми, сообществами и группами. Интернет-пространство
формирует возможности самовыражения личности через создание нового «образа я»,
что приводит к мифологизации личности. Это выражается в создании абсолютно нового
«образа Я» личности в Интернет-пространстве. Все это приводит к чрезмерному
увлечению Интернетом и формированию зависимости от виртуального пространства.

Интернет-зависимость
объединяет следующие признаки:

1. Зависимость от
компьютера выражается в играх, программировании или в других видах
опосредствованной деятельности с ним.

2. «Электронное
бродяжничество», т.е. источник удовольствия, который служит фактом пребывания в
Сети.

3. Происходит
привязанность к Интернет азартным играм, онлайновым аукционам и биржам или
электронным покупкам;

4. Появляется
зависимость от «киберотношений» – сетевое общение и установление в ходе общения
дружеских отношений или «флирта»

Как же избежать всего этого влияния на здоровье, как
психическое, так и физическое? Прежде всего, нужно соблюдать принцип равновесия
– если игры, то не целый день, а определенный промежуток времени. Если работа с
компьютером, то нужно делать периодические перерывы, отвлекаться и дышать
свежим воздухом. Важно также помнить, что дети особенно подвержены влиянию
компьютера. Важно дать ребенку знание «вкуса жизни» — то, что кроме компьютера
есть очень много вещей интересных

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Сущность аддитивного поведения. Компьютерная и игровая зависимость:
сущность, характеристика

1.1 Аддитивное поведение. Компьютерная
зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств

На стыке XX и XXI
веков сформировалась как самостоятельная отрасль науки  и 
практики – аддиктология.  Она  изучает 
причины  и  механизмы формирования  зависимостей, 
ее  предтечей  стали 
одновременно  несколько наук,
таких как психология, социология, медицина.

Аддикция   (от   англ.  
«addiction») –состояние  
зависимости, развивающееся в результате привыкания. Желание  человека 
спрятаться  от  тяжелой 
для  его  восприятия действительности может привести к
формированию аддиктивного поведения. По 
видам  вспомогательных  факторов 
для  выхода  из 
реальной  жизни можно выделить:

1) фармакологические  или 
химические  зависимости —
наркомания, алкоголизм, табакокурение, токсикомания;

2) субстанциональные или
нехимические зависимости — компьютерные, игровые зависимости, созависимости в
отношениях, трудоголизм и другие;

3) пищевые зависимости.

По средствам аддикций
можно выделить следующие типы:

1) психоактивные   вещества — те,   которые  
влияют   на функционирование  центральной 
нервной  системы,  приводя 
к  изменению психического состояния
(алкоголь, фармакологические препараты и т.д.);

2) активность,
принадлежность к процессу (игра, работа и т.д.);

3) люди,  предметы 
или  явления  окружающей 
среды,  вызывающие эмоциональную
включенность.

Аддиктивное поведение
является одной из форм девиантного поведения и выражается в стремлении ухода от
реальности путем изменения своего психического состояния. Это может достигаться
разнообразными способами: фармакологическими и нефармакологическими. При первом
способе осуществляется прием веществ, оказывающих влияние на психику. При
втором способе происходит сосредоточение на определенных предметах и
активностях, что развивает у человека субъективно приятные эмоциональные
состояния[1]. В
аддиктивном поведении выделяют следующие виды аддикций: алкогольная,
наркотическая, телевизионная, компьютерная, игровая, пищевая, религиозная,
сексуальная, трудовая, лекарственная, табачная и т.д. Чаще всего аддиктивное
поведение связывают именно со злоупотреблением психоактивными веществами.

Встречая
психологический дискомфорт, аддикт стремится избавиться от него, уйти от
привычной реальности, хочет искусственным путем изменить свое психическое
состояние. Тем самым создает себе иллюзорное ощущение безопасности,
восстановленного душевного равновесия. Неокрепшей личности подростка труднее
всего справиться с возникающим дискомфортом. Именно поэтому аддиктивное
поведение имеет ранний возраст проявления.

Термин
«интернет-зависимость» (ИЗ) впервые был использован А. Голдбергом в 1996 году
для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета[2]. К. Янг
сравнила зависимость от Интернета с зависимостью от алкоголя, наркотиков и
азартных игр, открыв научному сообществу пути исследования этого феномена:
клиническую диагностику, эпидемиологию, психосоциальные факторы риска,
симптоматику, оценку способов терапии[3].
В настоящее время Интернет аддикция рассматривается как расстройство
компульсивно-импульсивного спектра, характеризующееся чрезмерным и болезненным
он-лайн и офф-лайн использованием различных цифровых устройств и приводящее к
возникновению множества проблем социального, психологического и
психофизиологического характера[4].

Однако далеко не все
авторы признают Интернет-зависимость в качестве самостоятельного психического
расстройства.  Так М. Гриффитс считает,
что большая часть пользователей интернета не являются зависимыми от него, для
них интернет – средство реализации других зависимостей. В своих работах он
подчеркивает важность разделения зависимости непосредственно от Интернета и
зависимостей, связанных с его применением. Д. Грохол настаивает, что
интернет-аддикция – заболевание «с потолка» (out of the blue), а пагубное
влияние цифровых технологий явно преувеличено. Д. Морэйхан-Мартин не отрицая
факта существования Интернет-аддикции, поднимает вопрос о недостаточно надежном
инструментарии для ее диагностики. С. Стерна считает, что Интернет лишь
способствует развитию заболевания (компульсивного расстройства), выступая
посредником, не заслуживающим внимания специалистов. Д. Сулер, напротив, не
отрицает реально существующей болезненной привязанности к киберпространству у
некоторых людей и настаивает, что им действительно нужна помощь в преодолении
этой аддикции. Системный взгляд на проблему Интернет-аддикции представлен в
работах А. Е. Войскунского[5]. В. Л.
Малыгин, А. Б. Искандирова, Н. С. Хомерики[6]
выделили критерии диагностики Интернет-зависимости, факторы ее формирования, и
основы профилактики интернет-зависимого поведения.

Всемирная организация
здравоохранения считает, что Интернет-зависимость является патологическим
пристрастием. Интернетомания приводит к тому, что происходит разрушение
личности, неокрепшей уязвимой психики ребенка. Интернет-зависимость объединяет
следующие признаки:

1. Зависимость от
компьютера выражается в играх, программировании или в других видах
опосредствованной деятельности сним.

2. «Электронное
бродяжничество», т.е. источник удовольствия, который служит фактом пребывания в
Сети. Результатом электронного бродяжничества является узнавание новой
информации.

3. Происходит
привязанность к Интернет азартным играм, онлайновым аукционам и биржам или
электронным покупкам;

4. Появляется
зависимость от «киберотношений» – сетевое общение и установление в ходе общения
дружеских отношений или «флирта»[7] [1] См. Карвасарский Б.Д. Клиническая
психология. 3-е изд. — М., 2018. С. 61 [2] См. Goldberg I.
Internet addiction disorder //Retrieved November. – 1996. – Т. 24. – С. 2004. [3] См. Young K. et
al. Cyber disorders: the mental health concern for the new millennium
//CyberPsychology& Behavior. – 1999. – Т. 2. – №. 5.
– P. 475. [4] См. Интернет-зависимость:
психологическая природа и динамика развития/ Ред.-сост. А.Е.Войскунский. – М.:Акрополь, 2018. Block J.
J. Issues for DSM-V: internet addiction //American Journal of Psychiatry. –
2008. – №. 165. – С.
306. [5] См. Интернет-зависимость:
психологическая природа и динамика развития/ Ред.-сост. А.Е.Войскунский. –
М.:Акрополь, 2018. -279 с. [6] См. Интернет-зависимое поведение у
подростков. Клиника, диагностика, профилактика/ В.Л.Малыгин [и др.]. – М.:
Арсенал образования, 2018. – 136 с. :ил. [7] См. Жичкина А.Е.
Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации // [Электронный
ресурс] URL:http://flogiston.ru (дата обращения 15.03.2021)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы