Курсовая теория на тему Теоретические аспекты формирования невербальных навыков общения у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1
Современное состояние изученности вопроса невербальной коммуникации детей с РАС.. 5
1.1 Понятие «невербальные средства
коммуникации». 5
1.2
Характеристика особенностей невербальной коммуникации детей с РАС.. 11
Глава 2
Психологические особенности детей дошкольного возраста с РАС.. 19
2.1 Общая
характеристика расстройств аутистического спектра. 19
2.2
Особенности поведения и развития детей с РАС.. 24
Заключение. 32
Список
литературы.. 33
Введение:
Актуальность
исследования. Дети с расстройствами аутистического
спектра (РАС) представляют собой достаточно обширную группу детей, имеющих
самые разные поведенческие проявления, а также отличающиеся особенностями
психического и эмоционального развития. В понятие «РАС» входят несколько
синдромов и патология, например, детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный
аутизм, синдром Ретта. В качестве основных нарушений в структуре РАС выступают
специфические нарушения эмоционально-волевой сферы и коммуникации. Как правило,
остальные сферы психической деятельности и поведения также нарушены.
С
детьми данной категории достаточно сложно наладить контакт, что значительно
сужает возможности психологической и педагогической диагностики, и,
соответственно, последующей коррекционной деятельности с данной категорией
детей. Соответственно, возникает необходимость изучения закономерностей
естественного поведения детей с РАС: особенностей их коммуникации,
познавательной деятельности, проявления переживаний в поведении, влияния
тревожности, страхов, негативных эмоций на изменения в поведении ребенка данной
группы.
Трудности,
характерные для детей с РАС, выражаются в специфических сложностях в
коммуникации с такими детьми. Как правило, коммуникация значительно осложнена,
а в некоторых случаях вербальная коммуникация отсутствует полностью. Тем не
менее именно посредством коммуникации осуществляется взаимодействие людей и
обучение в образовательном процессе, поэтому вопрос налаживания коммуникации с
детьми с РАС является ключевым вопросом организации коррекционной деятельности.
Если речевая коммуникация значительно осложнена иди невозможна, возникает
необходимость формирования невербальной коммуникации с данной категорией детей.
Можно
отметить, что в настоящее время накоплено достаточно много информации об
особенностях детей с РАС, в том числе особенностях их коммуникативных прцессов,
тем не менее, различия среди детей, относящихся к данной категории настолько
велики, а поведение и симптомы нарушений настолько разнообразны, что
сохраняется высокая актуальность исследований в данном направлении.
Теоретико-методологической
основой исследования являются работы Каннера Л., Карвасарской И. Б., Никольской
О. С., Шипицыной Л. М., Баенской Е. Р., Шеломцевой А. А., Баляновой А. А. и др.
Цель
исследования: изучить особенности невербальной
коммуникации детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического
спектра.
Объект
исследования: дошкольники с расстройствами
аутистического спектра.
Предмет
исследования: особенности формирования невербальных
навыков общения дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Задачи
исследования:
1) Изучить научные представления невербальных средствах коммуникации;
2) Проанализировать специфику невербальной
коммуникации дошкольников;
3) Охарактеризовать психолого-педагогические
особенности развития дошкольников с РАС.
Методы
исследования: анализ научной литературы, систематизация
и обобщение полученной информации.
Заключение:
Таким
образом, анализ научной литературы позволяет сделать следующие выводы в
отношении особенностей формирования невербального общения дошкольников с РАС.
Расстройства
аутистического спектра представляют собой обширную группу расстройств,
отличающихся своими проявлениями и степенью имеющихся у ребенка нарушений.
Однако общим для всех расстройств данной группы следует считать нарушения
социального взаимодействия и адаптации, которые в свою очередь приводят к
существенным нарушениям коммуникации. В первую очередь страдает речевая
коммуникация. В некоторых случаях нарушения речевого общения являются настолько
грубыми, что ребенок не в состоянии осуществлять общение в помощью речи вообще.
Невербальные
аспекты коммуникации зачастую также нарушены, развитие их в онтогенезе
происходит искаженно, тем не менее невербальные навыки общения более сохранны у
детей с РАС, поэтому именно на них следует опираться педагогам и родителям в
построении взаимодействия с такими детьми в образовательном процессе.
На
основании невербального общения выстраиваются альтернативные формы коммуникации
с дошкольниками с РАС. Наиболее распространенной и активной формой
альтернативной коммуникации следует считать карточки PECS. На данных карточках изображены
различные предметы и действия в форме картинок и пиктограмм. Данными карточками
дети могут заменят слова и строить из них предложения.
Таким
образом, развитие навыков невербального общения детей с РАС является
необходимым компонентом их социализации и эффективного обучения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Современное состояние
изученности вопроса невербальной коммуникации детей с РАС
1.1 Понятие «невербальные средства коммуникации» Непосредственно
коммуникация в широком смысле реализуется в виде системы, внутри которой
осуществляется и взаимодействие субъектов, и процесс взаимодействия, и его методы.
Говоря иначе, это общение и организация совместной деятельности людей.
Вербальная коммуникация рассматривается, как главный инструмент общения и воплощается
с помощью языковых средств. Она может быть выстроена как в устной, так и в
письменной форме. Иными словами, можно с полным правом расценивать данный вид
коммуникации в качестве языка повседневной коммуникации, устной и письменной
речи.
Установлено,
что как вербальные, так и невербальные методы коммуникации реализуют основные
функции общения: мыслеформирующую, познавательную, информационно-прагматическую
(коммуникативную). Однако если вербальные символы в основном рассматриваются,
как условные и относятся к обстоятельствам реальности, то невербальные символы,
например, жесты и мимика, в преобладающем количестве указывают на отношение к
данным обстоятельствам — эмоциональное, оценочное, экспрессивное и различные
типы их соотношения.
Поимо
этого, этнографы и культурологи делают акцент на особых проявлениях
невербальных коммуникативных символов, применяемых в разнообразных культурах.
Этносемиотика, исследующая особенности внутрикультурной коммуникации, дифференцирует
универсальные, этнолингвистические и идиолектные (характерные для конкретного носителя
языка) паралингвистические составляющие. По завершении XX в.
этнопсихолингвистика сосредоточила внимание на вопросе того, какое значение в
процессе межкультурной коммуникации имеет уровень различия условно обозначаемых
социокультурных архетипов первичной и вторичной аудиторий. Они интерпретируются
как характерные действия, реализуемые на невербальном и во многих случаях
бессознательном уровне и руководящие действиями субъектов, относящихся к
конкретной культуре. В общественной смысловой коммуникации ученые
дифференцируют коммуникационные символы, формируемые целенаправленно для
фиксации и распространения смыслов.