Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Теоретические аспекты формирования невербальных навыков общения у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1
Современное состояние изученности вопроса невербальной коммуникации детей с РАС.. 5

1.1 Понятие «невербальные средства
коммуникации». 5

1.2
Характеристика особенностей невербальной коммуникации детей с РАС.. 11

Глава 2
Психологические особенности детей дошкольного возраста с РАС.. 19

2.1 Общая
характеристика расстройств аутистического спектра. 19

2.2
Особенности поведения и развития детей с РАС.. 24

Заключение. 32

Список
литературы.. 33

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Дети с расстройствами аутистического
спектра (РАС) представляют собой достаточно обширную группу детей, имеющих
самые разные поведенческие проявления, а также отличающиеся особенностями
психического и эмоционального развития. В понятие «РАС» входят несколько
синдромов и патология, например, детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный
аутизм, синдром Ретта. В качестве основных нарушений в структуре РАС выступают
специфические нарушения эмоционально-волевой сферы и коммуникации. Как правило,
остальные сферы психической деятельности и поведения также нарушены.

С
детьми данной категории достаточно сложно наладить контакт, что значительно
сужает возможности психологической и педагогической диагностики, и,
соответственно, последующей коррекционной деятельности с данной категорией
детей. Соответственно, возникает необходимость изучения закономерностей
естественного поведения детей с РАС: особенностей их коммуникации,
познавательной деятельности, проявления переживаний в поведении, влияния
тревожности, страхов, негативных эмоций на изменения в поведении ребенка данной
группы.

Трудности,
характерные для детей с РАС, выражаются в специфических сложностях в
коммуникации с такими детьми. Как правило, коммуникация значительно осложнена,
а в некоторых случаях вербальная коммуникация отсутствует полностью. Тем не
менее именно посредством коммуникации осуществляется взаимодействие людей и
обучение в образовательном процессе, поэтому вопрос налаживания коммуникации с
детьми с РАС является ключевым вопросом организации коррекционной деятельности.
Если речевая коммуникация значительно осложнена иди невозможна, возникает
необходимость формирования невербальной коммуникации с данной категорией детей.

Можно
отметить, что в настоящее время накоплено достаточно много информации об
особенностях детей с РАС, в том числе особенностях их коммуникативных прцессов,
тем не менее, различия среди детей, относящихся к данной категории настолько
велики, а поведение и симптомы нарушений настолько разнообразны, что
сохраняется высокая актуальность исследований в данном направлении.

Теоретико-методологической
основой исследования являются работы Каннера Л., Карвасарской И. Б., Никольской
О. С., Шипицыной Л. М., Баенской Е. Р., Шеломцевой А. А., Баляновой А. А. и др.

Цель
исследования: изучить особенности невербальной
коммуникации детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического
спектра.

Объект
исследования: дошкольники с расстройствами
аутистического спектра.

Предмет
исследования: особенности формирования невербальных
навыков общения дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

Задачи
исследования:

1) Изучить научные представления  невербальных средствах коммуникации;

2) Проанализировать специфику невербальной
коммуникации дошкольников;

3) Охарактеризовать психолого-педагогические
особенности развития дошкольников с РАС.

Методы
исследования: анализ научной литературы, систематизация
и обобщение полученной информации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, анализ научной литературы позволяет сделать следующие выводы в
отношении особенностей формирования невербального общения дошкольников с РАС.

Расстройства
аутистического спектра представляют собой обширную группу расстройств,
отличающихся своими проявлениями и степенью имеющихся у ребенка нарушений.
Однако общим для всех расстройств данной группы следует считать нарушения
социального взаимодействия и адаптации, которые в свою очередь приводят к
существенным нарушениям коммуникации. В первую очередь страдает речевая
коммуникация. В некоторых случаях нарушения речевого общения являются настолько
грубыми, что ребенок не в состоянии осуществлять общение в помощью речи вообще.

Невербальные
аспекты коммуникации зачастую также нарушены, развитие их в онтогенезе
происходит искаженно, тем не менее невербальные навыки общения более сохранны у
детей с РАС, поэтому именно на них следует опираться педагогам и родителям в
построении взаимодействия с такими детьми в образовательном процессе.

На
основании невербального общения выстраиваются альтернативные формы коммуникации
с дошкольниками с РАС. Наиболее распространенной и активной формой
альтернативной коммуникации следует считать карточки PECS. На данных карточках изображены
различные предметы и действия в форме картинок и пиктограмм. Данными карточками
дети могут заменят слова и строить из них предложения.

Таким
образом, развитие навыков невербального общения детей с РАС является
необходимым компонентом их социализации и эффективного обучения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Современное состояние
изученности вопроса невербальной коммуникации детей с РАС

1.1 Понятие «невербальные средства коммуникации» Непосредственно
коммуникация в широком смысле реализуется в виде системы, внутри которой
осуществляется и взаимодействие субъектов, и процесс взаимодействия, и его методы.
Говоря иначе, это общение и организация совместной деятельности людей.
Вербальная коммуникация рассматривается, как главный инструмент общения и воплощается
с помощью языковых средств. Она может быть выстроена как в устной, так и в
письменной форме. Иными словами, можно с полным правом расценивать данный вид
коммуникации в качестве языка повседневной коммуникации, устной и письменной
речи.

Установлено,
что как вербальные, так и невербальные методы коммуникации реализуют основные
функции общения: мыслеформирующую, познавательную, информационно-прагматическую
(коммуникативную). Однако если вербальные символы в основном рассматриваются,
как условные и относятся к обстоятельствам реальности, то невербальные символы,
например, жесты и мимика, в преобладающем количестве указывают на отношение к
данным обстоятельствам — эмоциональное, оценочное, экспрессивное и различные
типы их соотношения.

Поимо
этого, этнографы и культурологи делают акцент на особых проявлениях
невербальных коммуникативных символов, применяемых в разнообразных культурах.
Этносемиотика, исследующая особенности внутрикультурной коммуникации, дифференцирует
универсальные, этнолингвистические и идиолектные (характерные для конкретного носителя
языка) паралингвистические составляющие. По завершении XX в.
этнопсихолингвистика сосредоточила внимание на вопросе того, какое значение в
процессе межкультурной коммуникации имеет уровень различия условно обозначаемых
социокультурных архетипов первичной и вторичной аудиторий. Они интерпретируются
как характерные действия, реализуемые на невербальном и во многих случаях
бессознательном уровне и руководящие действиями субъектов, относящихся к
конкретной культуре. В общественной смысловой коммуникации ученые
дифференцируют коммуникационные символы, формируемые целенаправленно для
фиксации и распространения смыслов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы