Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Темперамент и его влияние на учебную деятельность

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. Теоретические основы понятия
«темперамент». 4

1.1 Понятие о темпераменте. 4

1.2 История развития учения о
темпераменте. 7

1.3 Характеристика основных типов
темперамента. 10

ГЛАВА 2. Особенности подхода к
ученикам с различными типами темперамента в учебном – воспитательном процессе. 17

2.1 Индивидуальный подход в учебном –
воспитательном процессе детей разных типов темперамента. 17

2.2 Учет темперамента ученика при
организации обучения. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

  

Введение:

 

Темперамент — врожденное,
устойчивое свойство человеческой психики, одна из важнейших структурных единиц
психодинамической организации психической деятельности, что определяет реакцию
человека на других людей и на события, которые с ней происходят.

Темперамент составляет
основу развития характера.

Темперамент характеризует
динамизм личности, но он не зависит от ее ориентации, нравственных качеств,
убеждений, интересов, умственных склонностей и способностей.

Это сила или слабость,
скорость или медлительность, чувствительность, выносливость, равновесие или
неуравновешенность, живость или приглушенность, управляемость, неуправляемость
умственных движений. Это динамические свойства психики, такие как почерк,
эмоциональные, волевые, мыслительные процессы и то, как они происходят.

Актуальность темы состоит
в том, что все эти процессы оказывают большое влияние на поведение и
деятельность человека в обществе. Действительно, почему мы по-разному относимся
к окружающим, выбираем разных друзей, разные профессии, у нас разные взгляды и
вкусы, мы по-разному относимся к учебе и имеем разную успешность? И тогда задумываемся
над вопросом: «А влияет ли темперамент на результаты учебной деятельности
учащихся?». Для тех, кто задумывается о своей дальнейшей жизни, а таких
большинство, это особенно важно. Ведь темперамент — это врожденное качество
человека и изменить его невозможно. Следовательно, необходимо выяснить степень
его влияния на нашу основную деятельность – обучение.

Известно, что каждый из
нас обязательно принадлежит к одному из четырех типов темперамента: сангвиник,
холерик, флегматик или меланхолик. Также известно, что никто никогда полностью
не вписывался ни в одну из этих "категорий". Потому что тип-это
условность, а личность многомерна. Но, несмотря на это, сегодня мы не можем
обойтись без классической типологии. Педагогу бесспорно необходимо учитывать
особенности темперамента своих воспитанников.

Цель: рассмотреть темперамент
и его влияние на учебную деятельность.

Объект исследования:
темперамент.

Предмет – учебная
деятельность.

Задачи исследования:

1. Дать определение темпераменту.

2. Рассмотреть историю развития учения о темпераменте.

3. Охарактеризовать основные типы темперамента.

4. Проанализировать индивидуальный подход к ученикам с различными
типами темперамента в учебном – воспитательном процессе.

Для решения поставленных
задач использованы методы исследования: классификация и обобщения теоретических
данных, представленных в методической литературе.

Результаты исследования:
результаты исследования сформированы исходя из поставленных задач.

Структура работы:
введение, основная часть, заключение, список литературы.

Объем работы: 28 страниц
печатного текста.

Список использованной
литературы содержит 24 источника.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, после изучения
данной темы, мы сможем сделать определенные выводы об темпераменте
и его влияние на учебную деятельность.

Каждая деятельность
ставит определенные требования к динамике психических процессов. Поэтому
человек должен согласовать динамику своей деятельности с требованиями
профессии.

Есть несколько путей:

1) выбрать профессию в
соответствии с темпераментом (так, меланхолику трудно работать диспетчером, ибо
нужна быстрая реакция);

2) индивидуализация
требований (в школе подбор педагогических воздействий: строгая оценка для
сангвиника, а поощрение, одобрение – для меланхолика);

3) преодоление негативных
проявлений темперамента мотивам (если урок интересный, то холерик
дисциплинированный);

4) формирование
индивидуального стиля деятельности (основной и универсальный механизм).

Одинаковые требования
деятельности можно реализовывать разными приемами. Индивидуальный стиль
деятельности – это система приемов и способов действий, характерна для данного
человека и целесообразна для достижения успешного результата. Так, успех
письменной работы в меланхолика и сангвиника обеспечиваются по-разному:
меланхолик много времени тратит на черновики, на проверку, меньше контролирует
сам процесс написания; сангвиник черновики пишет редко, меньше времени тратит
на проверку, но контролирует непосредственно процесс написания. В слабоуспевающих
обнаруживается зависимость их успеха от типа темперамента, а у отличников такой
зависимости нет. Чем объяснить это противоречие? Хорошим ученикам удалось
выработать индивидуальный стиль учебной деятельности, в котором ослаблены
особенности темперамента, неблагоприятные для учебной деятельности. Например,
невысокая сосредоточенность компенсируется усиленным контролем и проверкой,
медленный темп умственной работы – длительным подготовительным этапом.

Рекомендации для
холериков: при выполнении домашних заданий нужно менять форму деятельности; на
уроке необходимо контролировать себя и не тратить свои силы на мелочи, пытаясь
воскликнуть; дождавшись очереди на свой ответ, он всегда найдет выход из
ситуации, потому что это изобретательная и креативная личность, которая сможет
оперативно принять необходимое решение, но необходимо больше внимания уделять
деталям.

Рекомендации для
сангвиников: не начинать все дела сразу, а завершив одно – браться за другую,
это позволит ему более конкретно подойти к запланированному; все определения и
термины ему необходимо повторить еще раз утром для более полного закрепления;
мимика и движения выразительны, речь быстрая, поэтому на уроке он легко
схватывает материал.

Рекомендации для
флегматиков: поднимать руку на уроке, когда знаешь ответ; отвечать конкретно,
четко, быстро; пытаться изменить свои привычки, победить свою застенчивость и
робость, записаться в спортивную секцию.

Рекомендации для
меланхолика: при выполнении домашнего задания нужно отдыхать после выполнения
каждого упражнения, на уроках не помешает быть более уверенным в своих ответах,
имеет высокую чувствительность нервной системы, поэтому часто обладает
художественными и интеллектуальными способностями, которыми нужно пользоваться.

Педагогические приемы
учителей ориентированы преимущественно на учащихся с сильным типом
темперамента, которых больше, и часто они не учитывают особенностей
меланхолика. Педагогические воздействия должны направляться на
совершенствование индивидуальной деятельности ученика. Тогда успешность не
будет зависеть от типа темперамента. Вот почему нет “хороших” и “плохих”
свойств темперамента. Не существует темперамента способного к обучению, но у
каждого есть свой путь овладения учебной деятельностью, формировать который и
призван учитель.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы понятия «темперамент» 1.1 Понятие о темпераменте Индивидуальное
своеобразие личности проявляется не только в ее направленности, способностях,
но и в динамике ее психической деятельности.

Ежедневные наблюдения за
людьми показывают, что одни люди очень возбуждены, действуют энергично,
страстно, другие — слабо, неэнергично. Одни характеризуются уравновешенным
поведением, действуют сдержанно, не проявляют своих чувств резко наружу, в то
время как другие, при сходных обстоятельствах, сразу вспыхивают, нервничают,
взрываются рядом переживаний по поводу незначительных событий. Одни
эмоционально ранимы, принимают все "близко к сердцу", их чувства
сильны и длятся долго, другие спокойно относятся к окружающим событиям, плохо
реагируют на них, их эмоции менее интенсивны, поверхностны и недолговечны [8].

Есть люди, которые легко
переходят из одного состояния жизни в другое, легко приспосабливаются к
изменившимся условиям жизни; другие переносят это изменение условий жизни
довольно остро и с большим трудом приспосабливаются к новым условиям. Для одних
людей характерна стабильность их настроений, для других они неустойчивы, порывисты.

Индивидуальный темп
умственной деятельности также может быть разным: быстрым, медленным и вялым.
Эти особенности людей влияют на их практическую и умственную деятельность. Они
находят свое выражение как в ходе, так и в разговоре.

Индивидуальные особенности,
проявляющиеся в определенной возбудимости, эмоциональной ранимости,
уравновешенности и быстроте ее умственной деятельности, называются ее
темпераментом [7].

Наличие индивидуальных
различий в ходе умственной деятельности людей привлекало внимание ученых еще в
глубокой древности. Знаменитый греческий врач Гиппократ (460-377 до н. э.)
предпринял первую попытку выяснить, чем вызваны индивидуальные различия в
поведении человека.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы