Курсовая теория на тему Темперамент и его роль в развитии личности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Темперамент школьников-подростков и его роль в учебной деятельности 5
1.1 Темперамент личности 5
1.2 Взаимосвязь индивидуальных и социальных факторов в процессе развития личности в учебной деятельности 9
1.3 Психологические характеристики школьников-подростков 14
Глава 2. Эмпирическое исследование темперамента 20
2.1 Процедура исследования 20
2.2 Результаты исследования и их анализ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список использованной литературы 33
Введение:
Одной из индивидуальных особенностей любого человека является темперамент. В науке этим термином обозначают «характеристику индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности – темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей)». Иными словами, это «совокупность душевных, психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в поведении». Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.
По результатам опросов, люди чаще всего выбирают для себя тип темперамента холерика и считают себя холериками. Реже всего люди признают себя меланхоликами. Не смотря на тип темперамента, любой человек может достичь высоких результатов в своей трудовой деятельности.
Степень изученности темы исследования темперамента показана представителями школы И. П. Павлова, которые начали проводить глубокое исследование физиологических основ темперамента. В этом отношении заслуживают наибольшего внимания работы Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина и их сотрудников, а также В. С. Мерлина и его сотрудников, в частности экспериментальные исследования И. М. Палея, А. В. Пенской, В. В. Белоуса, М. П. Михайловой и др.
Гипотезы исследования:
1. существуют различия в темпераментах школьников-подростков по гендерному признаку.
2. Тип темперамента влияет на успешность учебной деятельности.
Целью данной работы является изучение понятия «темперамент», а также его взаимосвязи с успешностью в учебной деятельности.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать источники литературы по теме работы;
2. Выбрать методики для проведения психологической диагностики;
3. Провести анализ полученных результатов;
4. Сделать выводы.
Знания о методах психодиагностики и умение анализировать и интерпретировать результаты, необходимы в работе профессионального психолога, руководителя, специалиста по работе с персоналом.
Заключение:
Итак, подводя итог вышесказанному, хочется еще раз отметить, что изучением темперамента занимались и занимаются психологи разных стран. Методы изучения его достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды. Выдвинуто множество теории относительно природы темперамента и методов его изучения.
Хотя темперамент не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру.
Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).
Результаты проведенных в работе исследований убедительно доказывают, что каждому человеку в большей степени характерны черты, присущие его темпераменту, но вместе с тем в человеке постоянно находят выражение «средней силы и интенсивности» черты других темпераментов.
Эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы. Девушки-подростки характеризуются экстравертированно-интровертным типом личности, эмоциональной стабильностью личности, без признаков психотизма. Показатель искренности юношей-подрпостков данной группы немного ниже чем у девушек. Испытуемые женского пола характеризуются преобладанием экстровертированного типа личности, наибольшим нейротизмом (эмоциональной нестабильностью личности), имеют некую склонность к психотизму, хотя их показатели по этой шкале менее 10 баллов, что соответствует норме. Они имеют очень низкие баллы по шкале искренность, что говорит об их большей открытости и правдивости при ответах на вопросы.
В ходе корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь между успеваемостью в школе и типом темперамента Сангвиник.
Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотез от том, что существуют различия в темпераментах подростков мужского и женского пола не подтверждена. Вторая гипотеза о взаимосвязи успешности школьного обучения и темпераментом – подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Темперамент школьников-подростков и его роль в учебной деятельности
1.1 Темперамент личности
Проблемой темперамента занимаются с давних лет знаменитые зарубежные и отечественные ученые. Их достижения внесли огромный вклад в науку. Греческий врач Гиппократ выделял четыре типа жидкостей (соков): кровь, слизь, желтая и черная желчи. Позже римские врачи ввели термин «темперамент», охарактеризовав четыре его типа .
Новый образ мышления, имеющий весьма веские и важные сведения, относительно специфики темперамента привнесла энергетическая теория темперамента В. Вундта. Он выделил два противоположных свойства темперамента: стабильность – нестабильность, оценив силу их проявления и быстроту изменения, подчеркивая энергетическую характеристику индивида .
Конституциональная теория темперамента Э. Кречмера и У. Шелдона, подчеркивала взаимосвязь темперамента с врожденной конституцией тела человека.
Особого внимания заслуживает типология К. Юнга . Им определены два общих типа – экстравертированный и интровертированный. Для экстраверта характерна ориентация на внешний мир, на объект, а значит, объективные обстоятельства определяют поведение. У интроверта выражено ярче субъективное отношение к действительности, чем объективное. Примечательно то, что и в настоящее время пользуются типологией К. Юнга, определяя тип человека как экстраверта или интроверта.
Английским ученым Г. Айзенком предложено рассматривать типологию Э. Кречмера и К. Юнга как систему четырех координат. Первая описывает индивида, как «открытого» внешнему миру, вторая – как эмоционально устойчивого, а свойство эмоциональной неустойчивости, Г. Айзенк назвал нейротизмом.Пересечение двух биполярных характеристик позволяет получить неожиданный и довольно любопытный результат, а именно – достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех видов темперамента. Эмоциональную устойчивость, сочетающуюся с экстраверсией, он связывал с сангвинистическим типом, эмоциональную лабильность плюс экстраверсию – с холерическим типом. Для флегматика характерно сочетание эмоциональной устойчивости с интроверсией, а для меланхолика – эмоциональная лабильность с интроверсией .
Выдающийся русский физиолог И.П. Павлов соотносил свойства нервной системы с четырьмя типами темперамента, выделяя среди них силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов, которые органическим образом входят в структуру темперамента, представленную в Приложении 2, но не являются единственными в ней, так как характер человека зависит и от такой составляющей, как динамические особенности (темп, ритм, интенсивность, особенности психических состояний и процессов) .
И.П. Павлов и его ученики, установили такие закономерности. Нервная система, с хорошо развитыми свойствами силы, уравновешенности и подвижности характерна для темперамента сангвиника. Сильная, уравновешенная, но инертная нервная система соответствует флегматику. Сильная, неуравновешенная нервная система присуща холерику. Слабая нервная система отмечена у меланхолика.
Основатель пермской школы В.С. Мерлин изучал частные проявления темперамента. По В.С. Мерлину, главный признак темперамента – это обусловленность его свойствами нервной системы. Затем были определены особенности свойств темперамента, регулирующие динамичность психики в общем объеме, и отдельных психических процессов, имеющих устойчивый характер длительное время, являющиеся врожденными, закономерно характеризующими тип темперамента. К свойствам темперамента он причислил особенности эмоционально-волевой сферы .