Курсовая теория на тему Тематика православных изданий дореволюционного периода
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Духовная периодика Российской империи»: смысловые границы и интерпретации в
историографии. 6
1.1 Духовная
периодика Российской империи. 6
1.2 Состояние
православной периодики до революции. 13
Глава 2.
Издательская деятельность православной церкви. 17
2.1 Русская
дореволюционная православная периодическая печать. 17
2.2 Церковные
и духовные издания Российской Империи синодального периода 22
Заключение. 31
Список литературы 33
Введение:
Актуальность
темы
обусловлена важным источником для изучения Имперского периода русской истории,
наряду с архивными официальными документами, являются как публикации в
церковных и духовных изданиях того времени, так и они сами. Малодоступные
дореволюционные статьи и заметки, прошедшие духовную цензуру, и ныне
представляют неподдельный, а в иных случаях — и прикладной интерес для
боголюбивого читателя. А осмысление характера церковно-духовной периодики
синодальной эпохи, ее зарождения и этапов становления многое может прояснить
для понимания нынешнего строительства «вертикали церковной прессы» в целом, а
также роли и места в этом процессе «Русской народной линии», в частности.
Тем более это
представляется актуальным, так как, по мнению к.и.н., преподавателя Казанской
духовной семинария А.В. Журавского, до сих пор вообще «остается не изученной
история духовных журналов в XX в.». О состоянии церковной публицистики в XIX
веке есть небольшие обзорные разделы в таких, например, известных работах по
истории Русской Православной Церкви, как «Пути русского богословия» Г.
Флоровского и «Истории Русской Церкви. 1700-1917» И.К. Смолича.
Временем становления и
бурного развития русской духовно-церковной журналистики и публицистики в
работах многих исследователей принято считать последнюю четверть XVIII века.
Наиболее известные издания того периода — «Утренний свет», «Вечерняя заря»,
«Беседы с Богом». Первым церковным журналом, издававшимся на протяжении почти
100 лет, был журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Христианское чтение».
Киевская духовная Академия с 1837 года начинает издавать «Труды Киевской
духовной Академии». В издательской деятельности принимали участие также
Московская духовная Академия, Казанская духовная Академия — четыре академии
выпускали 19 периодических изданий.
Степень
разработанности проблемы.
Изучение истории
православной печати началось еще до революции, основные вехи рассмотрены в
книге «Самодержавие и печать в России» 1906 г. выпуска. Исследованием церковной
периодики занимались преимущественно преподаватели светских и духовных учебных
заведений: С. Г. Рункевич «Русская Церковь в XIX веке», Н. М. Лисовский
«Библиография русской периодической печати 1703-1900 гг.» и др. В советский
период историю религиозной печати в России отслеживали А. Троицкий и Е. Хиловская.
В 90-е гг. к теме истории отечественной духовной периодики обратились некоторые
исследователи, основными являются К. Е. Нетужилов, Э. В. Летенков. Современный
этап развития православных СМИ изучают О. В. Бакина, Н. А. Костикова, Л. В.
Кашинская и др.
Православной Церкви стала
предметом пристального внимания учёных в конце XX – начале XXI в. Монографии и
статьи А. Н. Кашеварова посвящены историографии основных этапов развития печати
РПЦ в первые годы советской власти, издательской деятельности РПЦ за границей.
В этот же период был защищён ряд диссертационных исследований, раскрывающих
отдельные стороны издательской деятельности РПЦ. Региональный аспект
затрагивает работа С. А. Слуцкой «Краеведческая издательская и
библиографическая деятельность Русской православной церкви (вторая половина XIX
– 1918 г.)» (Слуцкая, 1993), в которой, созвучно нашему исследованию,
характеризуется дореволюционный период. В труде А. В. Актемировой «Книгопоток
по русскому православию: трансформация проблематики духовных ценностей: конец
XX – начало XXI века» впервые книгопоток по русскому православию рассмотрен в
единстве светской и религиозной литературы. Как показывает историография, в
ряде исследований по православному книгоизданию рассматривается широкий спектр
книговедческих вопросов, в частности, проблемы типологии изданий. Некоторые
аспекты издания и распространения православной книги и формирования посредством
её культуры в обществе освещены в докторской диссертации М. В. Курмаева
«Книжная культура Среднего Поволжья конца XVIII – начала XX в.
Объект
исследования. Православные издания. Предмет
исследования. Тематика православных изданий
дореволюционного периода.
Цель
исследования. Изучить тематику православных изданий
дореволюционного периода.
Для достижения
поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить духовную
периодику Российской империи;
2. Рассмотреть состояние
православной периодики до революции;
3. Изучить русскую
дореволюционную православную периодическую печать;
4. Проанализировать церковные
и духовные издания Российской Империи синодального периода.
Методологическая
основа и методы исследования.
Методологическую
основу исследования составляют: диалектический метод
познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязь
исследуемых явлений.
Методы
исследования — анализ научной литературы, обобщение,
наблюдение, сравнение
Структура
и объем работы.
Работа состоит из
введения, двух глав теоретического и практического анализа, заключения, списка
литературы. Объем работы составляет 34 страницы. Количество литературных
источников – 17.
Заключение:
Церковь стремилась
освещать политические, социальные, культурные вопросы с христианских позиций в
собственных периодических изданиях. Оживление церковной жизни в провинции
привело к возникновению журналов, специально посвященных событиям в епархиях, —
«Епархиальных ведомостей», в которых обсуждались вопросы современности, а также
помещались проповеди и статьи религиозного содержания. Так возникла церковная
периодическая печать, которую необходимо учитывать, чтобы иметь верную картину
не только церковной жизни, но и церковно-политической ситуации 2-й половины XIX
— начала XX века.
В подготовке
периодических изданий принимают участие духовные семинарии. Их основные издания
— это богословско-публицистические журналы, такие, как «Духовная беседа» (1858
— 1876 гг.), «Духовный дневник» (1864 — 1866 гг.), «Руководство для сельских
пастырей». В XIX — начале XX века главное место занимали журналы православных
монастырей. Основное содержание их — религиозно-нравственные статьи для
назидательного чтения: «Русский паломник» (1885 — 1917 гг.), «Воскресный день» (1885
— 1917 гг.), «Отдых христианина» (1901 — 1917 гг.).
Официальные издания
Русской Православной Церкви XIX века можно разделить на центральные и
епархиальные (или региональные) периодические издания. В 1860 г. стали
издаваться «Ярославские епархиальные ведомости». С 1861 г. — епархиальные
ведомости начинают выходить в Киеве, Тамбове, Чернигове и др. городах. В 1904
г. все епархии, кроме Туркестанской и Финляндской, имели свои епархиальные
издания. К центральным, то есть издаваемым Синодом или Синодальным ведомством,
относятся журналы «Церковный вестник», «Церковные ведомости» и др.
Весьма показательным было
учреждение в конце позапрошлого века Всероссийского Миссионерского Общества,
вызванное к жизни широким распространением неправославных воззрений. Общество
должно было объединить все силы Российской Православной Церкви для борьбы с
сектантством и атеизмом и стать центром всей православной России.
В это общее русло
укладываются публикации, например, журнала «Миссионерское обозрение», главного
из дореволюционных апологетических журналов, против сектантского учения Л.Н.
Толстого. Впоследствии разрозненные журнальные статьи могли быть собраны под
одной обложкой и выпущены отдельной книгой.
Журнал «Христианское
чтение» — первый в истории православной периодики печатный орган, который в
настоящее время является старейшим не только академическим церковным печатным
органом, но и вообще российским изданием.
Основная цель журнала —
публикация оригинальных научных статей, освещающих с точки зрения вероучения и
предания Православной Церкви проблемы в сфере богословских, библейских,
церковно-исторических, литургических и смежных с ними дисциплин. Журнал ставит
своей задачей способствовать развитию богословской науки, сотрудничеству
церковных и светских ученых, представляющих различные исследовательские и
образовательные институты. Публикации в журнале рассчитаны на научных
работников, преподавателей и студентов, богословских и гуманитарных вузов, а
также всех лиц, интересующихся актуальными и сложными вопросами православного
вероучения.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Духовная периодика Российской империи»: смысловые границы и интерпретации в
историографии 1.1 Духовная периодика Российской империи В современной науке
особую актуальность приобрели терминологические проблемы. Это связано с
особенностями современного этапа ее истории, который характеризуется такими
явлениями как мультипарадигмальность и междисциплинарность. Впрочем, интерес к
понятийному аппарату науки был всегда. Как отмечал Ганс-Георг Гадамер, история
науки отражена в истории понятий [1]. Уточнения и осмысления требуют даже
устоявшиеся понятия. В данном случае предлагаем проанализировать эволюцию
смысла дефидента «духовная периодика». Исследование данного вопроса является
неотъемлемой частью постижения самого процесса истории исследования периодики.
После Великих реформ, как
известно, стала активно развиваться журналистика, в том числе и духовная: в
большинстве епархий Российской империи появились «Епархиальные ведомости»,
стали выходить церковные провинциальные издания, начали формироваться
профессиональные основы духовной прессы. Следует подчеркнуть, что духовная
периодика развивалась по тем же правилам, что и светская, процесс их формирования
был неразрывным. Но, в то же время, духовная периодика обладала целым рядом
отличительных особенностей. Во-первых, это стилевые особенности текста. Можно
сказать, что в этой периодике происходила определенная трансформация языка
проповеди, с присущими ей цитатами из Священного Писания и поучительным
характером. Во-вторых, это особая читательская аудитория – большинство газет и
журналов, прежде всего, были рассчитаны на два различных типа читателей:
образованное духовенство и полуграмотных крестьян, составлявших большинство
населения. В-третьих, цели и задачи, отличающиеся от светской периодики любого
направления. Когда большинство светской прессы с началом динамичной
индустриальной эпохи гонялось за умопомрачающими сенсациями, кровожадными
подробностями общественной жизни, громкими политическими процессами с целью
удивить, взбудоражить, взбунтовать, даже испугать читателя, духовная периодика
преследовала иные цели: успокоить, вразумить, примирить общество. В-четвертых,
не следует забывать о специфике духовной цензуры, под контролем которой
выходили и развивались духовные газеты и журналы. Как отмечал известный русский
профессор права А. Д. Градовский: «правила нашей светской предварительной
цензуры достаточно строги, но они неизмеримо снисходительнее правил цензуры
духовной» [12]. В-пятых, это специфическая тематика материалов духовных
изданий, которая не должна была отступать от линии Церкви, но при этом быть
«живой» и современной для общества. Понимание отмеченной специфики и роли
«духовной периодики» происходило в ходе попыток дать определение данному
дефиденту.
В ХІХ веке к «духовной
периодике» относили официальные издания Церкви (к примеру, региональные
«Епархиальные ведомости», «Церковные ведомости»), журналы и газеты
духовно-учебных заведений («Труды Киевской духовной академии», «Христианское
чтение», «Духовный Дневник»), издания церковных братств и обществ
(«Православно-русское слово», «Чтения в Обществе любителей духовного
просвещения»), частные издания лиц духовного сословия («Духовный Вестник») или
же издания светских лиц на нравственно-религиозную тематику («Благовест»).
Светские и духовные
историки, журналисты ХІХ века, используя как критерий ту или иную особенность
духовной журналистики, пытались дать свое определение понятию «духовная периодика».
Так, во второй половине ХІХ века в основу такой дефиниции многими авторами был
положен такой критерий как морально-назидательная направленность периодики.
Например, редактор и издатель журнала «Духовный Вестник», профессор
Харьковского университета, протоиерей Василий Иванович Добротворский
подчеркивал, что определяющей чертой понятия «духовная периодика» есть ее
православная направленность с целью «христианского, пастырского назидания душ» [4].
Впрочем, другие авторы, в принципе солидаризуясь с таким мнением шли дальше,
выдвигая на первый план не только воспитательные, но и социальные задачи. Так,
автор «Духовного Вестника»: Н. Амосов утверждал, что под понятием «духовная
периодика» нужно понимать периодику, которая занимается «примирением интересов
общества и духовенства». В «Православном обозрении» мы встречаем подобное
определение «духовной периодики», которое основывается на понимании целей и
задач этого вида изданий. По утверждению автора, «духовная периодика» должна
«питать, удовлетворять, успокаивать людей мыслящих в их свободных отношениях к
религии и церкви, врачевать внутренние недуги общественной жизни».
Но, в то же время, это
был не единственный критерий. Еще одним критерием для определения понятия
«духовная периодика» была ее читательская аудитория, то есть, прежде всего,
духовенство с его интересами и нуждами. Как пример, можно использовать статью
редакции журнала «Руководство для сельских пастырей», где, говоря о
«Епархиальных ведомостях» и «духовной периодике» в целом, утверждалось, что
определяющей их задачей является своевременное информирование духовенства о тех
или иных распоряжениях консистории, высшего духовенства и т.д. Впрочем, порой
это «информирование» понималось как «наставление». Так, в заметке журнала
«Православное обозрение» находим такое утверждение: «главное назначение
«Епархиальных ведомостей» и «духовной периодики» состоит в том, чтобы оживлять
деятельность духовенства и делать ее плодотворной по отношению к служению
общества».
Подобные высказывания
находим и у многих других авторов[8; 9]. Говоря о читательской аудитории как
определяющем критерии смысловых границ понятия «духовная периодика», следует
сказать, что авторы публикаций неоднократно вспоминали о крестьянстве как части
читательской аудитории духовных журналов. К примеру, в журнале «Христианское
чтение» указывалось, что духовная периодика обязана была «не заниматься
отвлеченными умствованиями», а «знакомить общество с современными
религиозно-нравственными обычаями, обрядами, преданиями». Также, в «Харьковских
епархиальных ведомостях» за 1883 год, редакция указывала, что «духовная
периодика» должна быть посвящена народу, пониманию «местных особенностей жизни
в епархии, способствовать оживлению религиозно-нравственной жизни народа» [11].
В начале ХХ века стали
говорить также о специфике языка духовных газет и журналов как отличительной
черте «духовной периодики». К примеру, «Православная богословская энциклопедия»
за 1904 год указывала, что, начиная с 1881 года, когда научно-богословские и
церковно-общественные вопросы отступили на второй план, и главное место заняли
назидательные, общедоступные статьи религиозно-нравственного содержания,
духовная периодика изменила свою речь «соответственно потребностям широкого
полуобразованного круга общения». Историки церкви, журналистики и цензуры
начала ХХ века, такие как профессор П. В. Знаменский, А. Д. Градовский, А. А.
Папков, А.Н. Котович, М.К. Лемке в своих трудах также использовали понятие
«духовная периодика», главным образом указывая на связь последней с духовной
цензурой.
В советское время
исследователи отдельно не изучали «духовную периодику», причем достаточно долго
игнорировали ее как исторический источник. Только начиная с 1980-х годов,
историки начали обращаться к духовной периодике, применяя к ней понятие
«церковная печать».
В современной
историографии продолжают использовать понятие «духовная периодика», например,
историк журналистики и цензуры Российской империи Г. В. Жирков, фольклорист И.
Е. Иванов, историки философии И. А. Щудрик, А. Т. Щедрин и другие. Вместе с
тем, появился целый ряд синонимических понятий, таких как: «религиозная
печать», «религиозно-церковная периодика», «православная пресса» или «церковная
периодика».
Прежде всего, рассмотрим
понятие «религиозная периодика», границы определения которого достаточно
размыты. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник национальной
библиотеки Украины имени В. И. Вернадского Л. М. Дениско под понятием
«религиозные периодические издания XIX – начала ХХ века» подразумевает те
издания, которые выходили под руководством или за счет духовенства и назывались
«духовными» [7]. Автор включила в это понятие издания Русской Православной
церкви ХІХ века, издания Киевской духовной академии, «Епархиальные ведомости» и
издания других конфессий. В данном случае, исследовательница руководствовалась
в качестве критерия составом авторов и ведомственной подчиненностью издания, а
главный акцент сделан на принадлежности авторского состава к духовному
сословию. Украинский историк В. А. Денисенко в своей кандидатской диссертации
также использует понятие «украинская религиозная пресса», причем, включая в это
понятие исключительно официальное издание Православной церкви «Киевские епархиальные
ведомости». Скорее всего, определяющим критерием, в этом случае послужило
содержание (религиозная тематика) газеты.
В одной из последних
защищённых диссертаций по истории периодики «Становление и развитие
периодической печати на Слобожанщине и ее влияние на образовательно-культурные
процессы в регионе в XIX – начале ХХ века» С. В. Мирошниченко также фигурирует
понятие «религиозная печать» по отношению к периодическим изданиям, которые
издавались при Харьковской епархии и духовной семинарии. Как видим, автор снова
использует обширное понятие «религиозная периодика», которое указывает или на религиозную
тематику издания, или на сословную принадлежность авторов, редакторов,
издателей, не уточняя при этом степень официальности издания. Однако, следует
сказать, что такое понятие имеет слишком широкое смысловое поле и предполагает
ряд уточнений.