Отечественная филология (Русский язык-Литература) Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Тема вины и долга в творчестве А. Т. Твардовского

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Поэзия соцреализма 5

Глава 2. Тема вины и долга в творчестве Твардовского 6

Глава 3. Философская лирика Твардовского 14

Заключение 20

Список литературы 21

  

Введение:

 


Имя Александра Трифоновича Твардовского, величайшего советского поэта, широко известно в нашей стране.

Свобода, юмор, правдивость, удаль, естественность погружения в стихию народного быта и народной речи покоряли и покоряют читателей Твардовского.

Его стихи входят в сознание читателя с детства: “Страна Муравия”, “Тёркин на том свете”, “Дом у дороги”, “За далью даль”, лирика и др. Александр Твардовский – одна из самых драматических фигур в литературе и советской действительности середины ХХ века, великий национальный поэт. Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в 1910 году. Долгими зимними вечерами в семье любили читать вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого. Интерес к литературе и знание классики породили у мальчика желание писать самостоятельно. В тысяча девятьсот двадцать пятом появляются первые стихи начинающего поэта. С 1928 года Твардовский работает корреспондентом в Смоленске, став поэтом. Для стиля поэта стало характерно говорить просто, доступно, эмоционально и образно. Уже в 1931 году в Москве, в издательстве “Молодая гвардия” вышла поэма “Путь к социализму”, первое крупное произведение Твардовского [1].

1929-1933 годы были самыми тяжелыми для поэта. Внутренние проблемы собственного развития художника столкнулись с внешними обстоятельствами. Судьба ее семьи, раскулаченной во время одного из типичных «перегибов», сложилась непросто. Душевные переживания этого периода выльются много позже в поэму “По праву памяти” (1966-1969 гг.). А пока юный поэт отстаивает “завет первоначальных дней”, его ответом на жизненные испытания стала поэма “Страна Муравия”. Она повествует об эпохе коллективизации на селе, о “великом переломе”, когда, преодолевая мучительные сомнения, в колхозы пошел середняк.

В суровые годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского была созвучна поэзии большинства авторов: ратному подвигу солдат и героизму тыла, когда в стороне от этих событий не оставались даже дети. Вскоре после войны Твардовский пишет поэму-воспоминание “Дом у дороги”. Это захватывающая история о поэтессе, обращенная ко всем живущим, не забывающим прошлое, ее уроки. В этом стихотворении рассказывается о силе, выносливости и стойкости русского, о любви, прошедшей тяжелые испытания, о святости и чистоте солдатского долга. В следующей поэме “За далью — даль” поэт путешествует не только в пространстве от Москвы до Владивостока, но и во времени, понимая путь, пройденный страной и ее народом, вспоминает трепетную юность. Органическая связь между прошлым и настоящим помогает лучше понять настоящее. В этом, на мой взгляд, актуальность творчества Твардовского [2].

Цель работы — тематика вины и долга в поэзии Александра Трифоновича Твардовского.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Трудно в полной мере оценить все, что создал Твардовский как поэт, прозаик, литературный критик, публицист, редактор. Слишком много было создано им за 46 лет творческой деятельности.

И все же, оценивая то, что вошло в его пятитомное прижизненное издание, в посмертно изданные сборники и в изданные книги шеститомника, можно подытожить его деятельность в общих чертах.

Твардовский заключал в себе «три дара, составляющие истинный поэтический талант: дар сочувствия, дар понимания, дар выражения» — так правильно определил его талант В. Александров.

Еще более определенную оценку его художнической индивидуальности дал П. Выходцев: “Твардовский без назойливо трескучих деклараций, логикой развития художественных образов воспроизводит главные признаки нашего времени, политическое, историческое и философское содержание дел и свершений народа”. И в самом деле, социальное в творчестве поэта неотделимо от эстетического.

Не все грани таланта Твардовского одинаково изучены.

Стихи Твардовского с их кажущейся «простотой и легкостью» требуют пристального внимания. Лирический герой часто сливается с образом автора, их голоса звучат слаженным дуэтом. Что бы ни писал Твардовский, внимание поэта приковано к образу простого рабочего.

Поэзия Твардовского — своего рода поэтическая энциклопедия времени, его лирической, эпической, подчас драматической истории. Великие события отразились в его творчестве как в виде непосредственного изображения, так и в виде отдельных переживаний, размышлений

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Поэзия соцреализма

А. Твардовский вошел в литературу в середине 1920-х годов. В своем раннем творчестве поэт воспел о новой деревенской жизни, колхозном строительстве, одно из своих ранних стихотворений он назвал «Путь к социализму».

В его стихах тех лет явно звучит отказ от вековых традиций:

«Вместо этой дедовской плесени

Из угла будет Ленин глядеть».

Итогом этого раннего периода стала поэма «Страна Муравия». Его герой Никита Моргунок, мечтавший о счастье и бесплатном труде на своей земле, понял и осознал, что счастье можно найти только в колхозной жизни. Прочтите эти стихи сегодня, когда вскрылось столько ужасных истин о коллективизации, разрушении целых семей, уничтожении лучших, умнейших и трудолюбивых помещиков — мурашки по коже. Особенно если учесть, что сам Твардовский сын деревенского кузнеца, уроженец хутора Смоленское Загорье, как вдруг проблемы обрушились на его отца, учителя и рабочего Трифона Гордеевича Твардовского и всю семью — их раскулачили и увезли на Север в ссылку. Непростую судьбу этой семьи, типичную судьбу многих из этих семей можно понять сегодня из воспоминаний А.Т. Брат Твардовского Иван, освобожденный несколько лет назад [2].

Кондратович А.И. Александр Твардовский: Поэзия и личность. — М.: Художественная литература, 1985, С.122В стихах же сына «кулака» эти трагические мотивы не нашли отражения — он писал так, как в двадцатые и тридцатые годы от него требовали и ожидали, возможно, искренне веря, что на этих путях народ найдет своё счастье [2].

В своих рабочих тетрадях от 23 июня 1965 года, сразу после анализа стихотворения, Твардовский писал: «Я солгал от чистого юношеского сердца, в самоотверженном стремлении найти «красоту» в этом страшном уродстве и деревенском разложении.

Глава 2. Тема вины и долга в творчестве Твардовского

Когда началась Великая Отечественная война, Твардовский начал бороться с врагом при помощи слова: стал корреспондентом газет на передовой. Не секрет, что боевой дух войск зависит от своевременной и правдивой информации. Недаром понятие «информационная война» уже появилось в наше время. Когда война закончилась, он, как никто другой, понял, что закрывать тему еще рано. Так в поэзии “Я знаю, никакой моей вины…” поэт обратился к проблеме исторической памяти и нравственной ответственности перед погибшими на войне.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Лаконичное и потому особо запоминающееся стихотворение построено как лирический монолог, в котором настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в полной невиновности перед воинами, погибшими на полях Великой Отечественной Война же, в последней строчке, то кающееся Чувство своей вины, которое присуще всем сознательным людям.

Троекратный повтор частицы «Всё же», выражающей сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. Чувство это нельзя объяснить, как Твардовский мог «сберечь» своих соотечественников? – но именно поэтому оно глубоко и истинно. «Я» — живой и «другие» — мёртвые – вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале (многоточие обозначает ещё и то, что внутренний монолог не прекращен, что ещё не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный диалог).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы