Курсовая теория на тему Тема -Теоретические основы формирования математических представлений дошкольников посредством использования палочек Кюизенера
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА.. 6
1.1. Развитие математических представлений у дошкольников. 6
1.2. Палочки Х. Кюизенера – средство познания логики и
математики в дошкольном возрасте. 14
1.3. Характеристика упражнений с палочками Кюизенера,
направленных на развитие математических представлений дошкольников. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31
Введение:
Образование настоящее предопределяет
необходимость воспитания поколения, ориентированного на решение сложных интеллектуальных
проблем. Концепция развития дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению
его содержания предусматривает ряд достаточно серьезных требований к познавательному
развитию детей дошкольного возраста, частью которого является логико-математический
развитие. Умение оперировать такими простейшими приемами, как обобщение, сравнение,
предположение, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически
правильными оборотами, математической терминологией, проявлять желание заниматься
математической деятельностью – это основные задачи познавательного развития в период
дошкольного детства.
В математической подготовке
дошкольников наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве
и число в пределах первого десятка, разделение целого на равные части большое внимание
уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений
с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и жидких веществ, развития
глазомера детей, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию
понимания пространственных отношений. Данный комплекс задач является программой
познавательного развития, обеспечивает качественное понимание детьми количественных
отношений, закладывает основы дальнейшего совершенствования математического мышления
и речи. Все это способствует умственному
развитию детей, формированию у них математических компетенций.
Значимость применения специальных
дидактических средств на занятиях по математике с детьми дошкольного возраста заключается
в том,
Заключение:
Итак, математическое
образование в дошкольном возрасте очень важно для дальнейшего развития ребенка,
особенно когда это делается в игре. В игровой форме приживления ребенку знания
в области математики, развитие памяти, мышления, творческие способности
способствуют общему математического развития детей дошкольного возраста. В
процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать,
читать и писать, а развития этих навыков ребенку помогают близкие люди – родители
и педагог.
Палочки Кюизенера – это
набор счетных палочек, которые еще нази¬вають «числами в цвете», «цветными
палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». Набор содержит палочки в
форме призмы десяти различных цветов.
Счетные палочки Кюизенера
целесообразно применять для понимания дошкольниками элементарных математических
представлений. Также эти материалы способствуют развитию мелкой моторики,
сенсорных способностей, связной речи, творческого потенциала, фантазии детей,
навыков моделирования и конструирования, логического мышления, внимания,
памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении
цели.
«Цветные числа» позволяют формировать у
дошкольников модели различных математических понятий, как: число, цифра,
размер, длина, форма, сложение, вычитание, больше, меньше и т.п., и формировать
осознанное представление о величине, длину, высоту, ширину, последовательность
чисел натурального ряда, парные, непарные числа. Решая задачи с использованием
этих палочек, дети изучают прямой и обратный счет; арифметические действия:
сложение, вычитание, умножение и деление; учатся делить целое на части и
измерять объекты; знакомятся со свойствами геометрических фигур. Развиваются
пространственные представления дошкольников (больше меньше, слева, справа,
выше, ниже и т.д.). Такой широкий спектр возможностей счетных палочек
Кюизенера, безусловно, доказывает их многофункциональность.
Игры и упражнения
подготовительного этапа предусматривают группировки палочек по различным
признакам, сооружения из них зданий. Дети усваивают состав комплекта палочек,
их цвета, соотношение палочек по размеру. Кроме выражений «такой же», «не
такой, как" дети употребляют слова «одинаковые», «разные».
В процессе решения
ребенком задач по цветным палочкам несложно выяснить, какие цвета она
различает. В случае если у ребенка возникают трудности в определении цвета той
или па-лычки, взрослому следует сначала показать ей каждую палочку, назвал ши
цвет. Поэтому нужно помочь найти палочку такого же цвета, а затем – предметы
такого же цвета в экологическом окружении. По сравнению с ребенком длину
палочек, следует сопровождать свои действия словами: «Это длинная палочка, а
это – короткая».
Универсальность цветных
палочек обеспечивает возможность результативного их использования в различных
возрастных группах в определенных выше зонах в условиях организации основных
видов деятельности: логико-математической, сенсорно-познавательной, речевой,
литературно-театральной, художественной, сюжетно
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛОЧЕК
КЮИЗЕНЕРА
1.1. Развитие математических представлений у дошкольников Познавательное развитие,
согласно ФГОС ДО, определяет: как развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации, формирование познавательных действий; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира.
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный
(игровой) интерес к математическим категориям: количество, форма, время,
пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях,
упорядочивать и связывать их друг с другом. Иными словами речь идет о
возможности использования не только обучающих, но и развивающих функций игры,
обучения и развития через игру.
Математика обладает
уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти,
речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий
потенциал личности. Основная цель формирования математических представлений –
дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир
упорядочен и потому постижим для человека.
Формирование элементарных
математических представлений у детей дошкольного возраста является важным аспектом
общего развития личности. Это обусловлено необходимостью усвоения детьми абстрактного
материала и особенностью усвоения математических знаний, которые сформировались
в дошкольном возрасте [4, c.
196].
Успех усвоения математического
материала зависит от учета особенностей познавательных процессов каждого ребенка
и коллективной деятельности на занятиях и в повседневной деятельности. У детей дошкольного
возраста закладываются основы знаний, умений и практических навыков, необходимых
для дальнейшего обучения, поэтому роль дошкольного учебного заведения в успешном
овладении математическими представлениями является решающим. Математика играет значительную
роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта.
В дошкольном возрасте мышление
ребенка входит в новую фазу развития, а именно: происходит увеличение круга представлений
детей и расширение умственного кругозора, идет перестройка самой умственной деятельности.
Формирование элементарных
математических представлений у детей всех возрастных групп детского сада осуществляется
на общих методических положениях. Эти положения в полной мере способствуют усвоению
количественных оценок, формированию числовых понятий, развития знаний о форме и
всех других знаний [22, c.
74].
Основные задачи математического
образования детей дошкольного возраста:
1.Учебные – формировать знания о множестве, число,
величину, форму, пространство и время как базиса математического развития; развивать
широкую начальную организацию количественных, пространственных и временных отношениях
окружающей действительности; формировать навыки и умения считать, вычислять, измерять,
моделировать; пользоваться математической терминологией.
2.Розвивающие – развивать
познавательные интересы и способности, логико-математическое мышление; способствовать
общему интеллектуальному развитию ребенка; развивать научное мировоззрение