Курсовая теория на тему Тема русско-турецкой войны в живописи второй половины 19в
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Вопрос об отражении темы русско-турецкой войны в живописи второй половины 19 в. 5
1.1. Историческая основа исследования 5
1.2. Тема войны в творчестве русских художников второй половины 19 века 8
Глава 2. Тема русско-турецкой войны в творчестве отдельных живописцев 16
2.1. Война на полотнах В. Д. Поленова 16
2.2. Тема войны в творчестве В. В. Верещагина 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Приложение. Иллюстрации 29
Введение:
Русско-турецкая война породила как со стороны правительства, так и со стороны общества запрос на соответствующую живописную репрезентацию, оцениваемую в категориях «высокого искусства», и выявила неспособность преобладающей эстетики его удовлетворить. Живописные работы, посвященные сюжетам военных событий, легко апеллировали к имеющемуся арсеналу изобразительных средств, в первую очередь обращаясь к ориенталистским мотивам и задействуя интернациональный ориентальный художественный язык.
В этом случае таким живописцам, как К. Маковский или В. Поленов, даже не приходилось для достижения эффекта прибегать к некоторым инверсиям, наличествующим в «Туркестанском цикле» В. Верещагина — наличный, разработанный художественный язык позволял без потерь передать желаемое содержание.
Напротив, попытки представить живописные репрезентации Русско-турецкой войны обнаружили, что прежняя баталистика уже не воспринимается как собственно «искусство» и не расценивается как надлежащая фиксация «достопамятных событий», а преобладающая новая эстетика оказывается не способной передать желаемые властью пафос и героику.
Цель данной работы – рассмотреть отражение темы русско-турецкой войны в живописи второй половины 19 в.
Объект исследования – художественные полотна русских художников второй половины 19 в.
Предмет исследования –процесс отражения русского-турецкой войны в творчестве русских художников.
Задачи работы:
— дать историческую справку об анализируемом событии,
— определить особенности отражение событий русско-турецкой воны на полотнах русских художников,
— рассмотреть, каким образом отражены реалии воны на полотнах отдельных художников.
Структура работы: курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением, библиографией и приложением с иллюстративным материалом.
Заключение:
Итак, русско-турецкая война оставила свой след не только в истории нашей страны, но и в ее художественном наследии – многие художники, — и те кто был на этой воне, и те, кто о ней только понаслышке, — создавали художественные полотна, отражающие героизм нашего народа, доблесть солдата, зверства войны как социального явления. Живописные работы, посвященные сюжетам военных событий, легко апеллировали к имеющемуся арсеналу изобразительных средств, в первую очередь обращаясь к ориенталистским мотивам и задействуя интернациональный ориентальный художественный язык.
В ходе данной работы мы рассмотрели отражение темы русско-турецкой войны в живописи второй половины 19 в. Таким образом, цель работы нами достигнута. Ее достижение осуществлялось поэтапно.
Прежде всего, была дана историческая справка о русского-турецкой войне 1877-1878 годов как одном из важнейших событий в истории России 19 века. Далее были определены особенности отражение событий русско-турецкой воны на полотнах русских художников. Затем мы рассмотрели, каким образом отражены реалии воны на полотнах отдельных художников.
Таким образом, все намеченные задачи решены в ходе работы в полном объеме.
В числе основных теоретических выводов можно указать следующие заключения.
Художественное осмысление во¬йны определяли особенности историко-культурной среды. Обстоятельства художественной жизни 1870-х гг. невозможно понять без учета взаимодей¬ствия и противостояния академической живописи и творчества передвижников. Специалистами в области искусствознания давно отмечено столкно¬вение двух способов конструирования визуального образа войны, предложенных в эту эпоху, один из которых продолжал академические традиции батальной живописи, а другой утверждал реали¬стические принципы военной жанровой картины.
Говоря о творчестве русского художника В. Поленова, следует заметить, что его взгляд именно как художника на военные события отражено в пейзажах и графических зарисовках. Часто это было творческое переосмысление собранного материала по воз¬вращении домой и исполнение полотен или графических листов с учетом поставленных задач и приобретенных впе¬чатлений. Художник, основываясь на натурных этюдах, предлагает свою версию визуального рассказа о событиях недавнего прошлого, а заказчик хочет сохранить в памяти пережитые события и впечатления по¬средством уже не бегло исполненного этюда, а полноценно¬го художественного произведения.
Творчество же В. В. Верещагина раскрывает массам правду жизни, пропагандирует благородные демократические, гуманистические идеалы, развенчивает ве¬ковые предрассудки. В его батальных картинах, носящих резко антимилитаристи¬ческий характер, выявлялись кровавые ужасы войны, страдания и герой¬ство солдат. Воздействие картин на зрителей было столь сильно, что вызы¬вало озлобление и опасения у всех милитаристов, как в России, так и за границей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Вопрос об отражении темы русско-турецкой войны в живописи второй половины 19 в.
1.1. Историческая основа исследования
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. случилась в период правления императора Александра II, и для нашей страны завершившаяся успешно. Открытым оставался так называемый восточный вопрос борьба славянских народов Османской Империи за получение независимости.
По завершении Крымской войны ухудшился внешнеполитический климат на Балканском полуострове. Россия была обеспокоена слабой защитой южных рубежей близ Черного моря, и невозможностью защищать свои политические интересы на территории Турции.
Если говорить о причинах этой войны, то следует отметить, что накануне русско-турецкой кампании большая часть балканских народов начали выражать недовольства, так как находились почти в пятисотлетнем гнете над турецким султаном. Этот гнет выражался в экономической и политической дискриминации, навязывание чужой идеологии и повсеместная исламизация православных христиан.
Россия же, будучи православным государством, всячески поддерживала такой национальный подъем болгар, сербов и румын. Это и стало одной из главных факторов, предопределивших начало русско-турецкой войны 1877-1878 г. Также основанием для столкновения двух сторон стала обстановка в западной Европе.
Германия (Австро-Венгрия), как новое сильное государство, стало претендовать на господство в проливах Черного моря, и всячески пыталась ослабить власть Англии, Франции и Турции. Это совпадало с интересами России, поэтому Германия стала ее ведущим союзником .
А повод к началу войны был прост. Камнем преткновения между Российской Империей и турецким государством послужил конфликт южнославянского населения с властями Турции в 1875-1876 годах. Точнее сказать, это были антитурецкие восстания в Сербии, Боснии, и, позднее присоединившейся Черногории.
Исламская страна подавляла эти выступления самыми жестокими методами. Российская Империя, выступающая покровителем всех славянских этносов, не могла оставить без внимания эти события, и весной 1877 года объявила Турции войну. Именно с этих действий начался конфликт Российской и Османской империй.
В апреле 1877 года русская армия перешла реку Дунай и вышла на сторону Болгарии, который на момент действий принадлежал еще Османской Империи. Практически без особых сопротивлений к началу июля был занят Шипкинский перевал. Ответом на это турецкой стороны послужила переброска армии во главе с Сулейман-пашой для взятия этих территорий. Здесь-то и разворачиваются самые кровопролитные события русско-турецкой войны .
Дело в том, что перевал Шипка имел огромное военное значение, контроль над ним предоставлял свободное продвижение русских на север Болгарии. Противник значительно превосходил силы русской армии как в вооружении, так и в людских ресурсах.
С русской стороны главнокомандующим был назначен генерал Н. Столетов. К концу 1877 года Шипкинский перевал был взят русскими солдатами. Но, несмотря на тяжелые поражения, турки не спешили сдаваться. Они сосредоточили основные силы в крепости Плевна.
Осада Плевны оказалась переломным моментом в ходе всех вооруженных сражений русско-турецкой войны. Здесь удача была на стороне русских солдат. Также на стороне Российской Империи успешно сражались болгарские войска.
Главнокомандующими были: М.Д.Скобелев, князь Николай Николаевич и румынский король Кароль I.
Также в этот этап русско-турецкой войны были взяты крепости Ардаган, Каре, Батум, Эрзурум; укрепрайон турок Шейново.
В начале 1878 года русские солдаты подошли к столице Турции Константинополю. Прежде могучая и воинственная Османская Империя не смогла противостоять русской армии и в феврале того же года запросила мирных переговоров.
Завершающим этапом русско-турецкого конфликта стало принятие Сан-Стефанского мирного договора 19.02.1878 г. По его условиям северная часть Болгарии получала независимость (автономное княжество), подтверждалась самостоятельность Сербии, Черногории, Румынии. Россия получала Южную часть Бессарабии с крепостями Ардаган, Карс и Батум. Также Турция обязывалась выплачивать Российской Империи контрибуции в размере 1,410 млрд. рублей.
Результатом этого мирного договора была довольна только Россия, всех же остальных он категорически не устраивал, в частности, западные европейские страны (Англия, Австро-Венгрия и др.). Поэтому в 1878 году был организован Берлинский конгресс, на котором были пересмотрены все условия предшествующего мирного договора.
Итоги были таковы:
— Македонская республика и восточная область Румынии возвращались туркам;
— Англия, не принимавшая участие в войне, получала Кипр;
— Германии досталась часть земель, принадлежавших по Сан-Стефанскому договору Черногории;
— Черногория также полностью лишалась собственного военного флота;
— некоторые приобретения России переходили Османской Империи .
Берлинский конгресс (трактат) существенно поменял изначальную расстановку сил. Но, несмотря на некоторые территориальные уступки России, итогом для нашей страны стала победа.