Курсовая теория на тему Тема на выбор: Игра как ведущая деятельность дошкольника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗНАЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1.1.
Игра как социально-педагогическое явление
1.2.
Значение и сущность игры как ведущей деятельности ребенка
2.
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1.
Природа, структура и виды игр
2.2.
Эффективность использования игр в процессе воспитания и развития дошкольников
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Дошкольное образование
выступает правом каждого ребенка, которое реализуется соответствующими
подготовительными учреждениями, однако может осуществляться родителями
самостоятельно в бытовых условиях. Как показывает статистика, в России порядка
трети семей не имеют возможности воспитывать ребенка в государственных
подготовительных организациях. Поэтому дошкольное образование в нашей стране выступает
одной из первоочередных задач молодежной политики.
Актуальность темы
исследования состоит в том, что дети дошкольного возраста большую часть времени
проводят за играми. Порой взрослым кажется, что, играя, дети тратят время на
бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение
и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для
дошкольников. Игра является первой доступной для дошкольника формой
деятельности, предполагающая сознательное воспитание и усовершенствование новых
действий. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого
возраста.
Научная разработанность
проблемы. Детская игра стала
предметом научного изучения с конца XIX в. (Д. Колоцца, К. Гроос). В начале ХХ
в. детская игра исследовалась в рамках различных психологических направлений,
ценный вклад в развитие психологии игры внесли многие ученые (Ф. Бойтендайк, Э.
Клапаред, К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже и мн. др.). В их трудах получило
освещение эволюционное, развивающее психологическое и практическое значение
детской игры.
В дореволюционной России
вопросы детской игры рассматривали К.Д. Ушинский и А.И. Сикорский. Если К.Д.
Ушинский подчеркивал значение игры для развития личности и ее моральной стороны
(«общего развития души»), то А.И. Сикорский отмечал роль игры в умственном
развитии и умственном воспитании. В советский период проблем психологии детской
игры касались М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, в
большинстве своем рассматривавшие вопросы игры в рамках более общих
психологических концепций. Фундаментальная теория детской игры разработана Д.Б.
Элькониным. Ученый раскрывает социальное происхождение и содержание детской
игры, дает характеристику строения игровой деятельности и ее специфических
мотивов, отражающих стремление ребенка действовать «как взрослый».
Объект работы – дошкольники.
Предмет работы – особенности
игры в качестве ведущего деятельности дошкольников.
Цель работы – рассмотреть игру
как ведущую деятельность дошкольника.
Задачи, поставленные для достижения
цели:
1. Изучить игру как
социально-педагогическое явление.
2. Определить значение и
сущность игры как ведущей деятельности ребенка.
3. Описать природу, структуру
и виды игр.
4. Обозначить эффективность
использования игр в процессе воспитания и развития дошкольников.
В процессе исследования поставленных
научных задач использованы общенаучные и частнонаучные методы познания –
диалектический, материалистический, конкретно-исторический, системный, а также
логический методы, методы индукции и дедукции, классификации, анализа и
синтеза.
Структура работы обусловлена
поставленной целью и задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы.
Заключение:
В результате проведенной работы нами сделаны следующие
выводы.
В данной работе был
представлен анализ взглядов на игру представителей разных наук, научных школ,
совокупность трактовок понятия «игра» в качестве разностороннего по содержанию
феномена культуры и ведущей деятельности дошкольников.
В современной педагогике игра
понимается как педагогическая технология, включающая обширную группу методов и
приемов организации педагогического процесса, помогающих значительно
активизировать учебный процесс, сделать его захватывающим и интересным.
По нашему мнению, игра – это
особый вид деятельности, который направлен на усвоение культурно-исторического опыта
человечества.
Игра влияет на все стороны познавательного и личностного
развития ребенка. Игра как ведущая деятельность выполняет в развитии ребенка
такие важные функции, как социализирующая, коммуникативная, развлекательная,
самореализации, терапевтическая, диагностическая, коррекционная.
Игровая деятельность способствует формированию всех сторон
психической жизни детей, их самостоятельности в постановке задач и выборе
способов действия.
В то же время, игра, являясь видом деятельности детей, имеет свои
цели, мотивы и этапы развития. Следуя за развитием ребенка, игра сама
развивается (предметная, сюжетная, ролевая, с правилами, дидактическая игра).
Сам ход развития детской игры приводит к тому, что игровая мотивация постепенно
уступает место учебной, при которой действия выполняются ради конкретных знаний
и умений, что, в свою очередь, дает возможность получить одобрение, признание
взрослых и сверстников, особый статус.
Природа игры подразумевает
собой ее реальные ценности, каждая из которых характеризуется весомым
воспитательным вкладом
Структура игры представлена
совокупностью устойчивых связей: отсутствием материальных результатов,
содержанием и сюжетом игры, воображением, правилом, игровыми действиями
(операциями), риском, выигрышем.
Характеризуясь совместной
природой, всякая игра структурно раскрывается по собственному механизму и по
собственным алгоритмам, на которые воздействуют и внутренняя игровая
энергетика, и мышление, фантазия, воля, энергия участников.
Классификацию игр, которую
чаще всего используют в дошкольном возрасте: дидактическая игра,
сюжетно-ролевая игры, театрализованная игра, подвижная. Классификации игр,
несмотря на различие подходов, в основе своей содержат идею о том, что игра
должна быть неотъемлемой частью жизни дошкольников, в которой должны активное
участвовать воспитатели и педагоги.
Игровая деятельность должна
сопровождать даже самый легкий процесс обучения ребенка. И в то же время любая
игра, не важно, индивидуальная она или групповая, подвижная или спокойная,
ролевая или проводится на словах, является для него и развивающей. Родители и
воспитатели должны лишь определить, какие способности и навыки развивают те или
иные игры. И уже, исходя из этого, несложно будет подобрать дидактический
материал, помогающий закрепить эти навыки.
Считается, что игровая
деятельность, направленная на развитие, обязательно должна сопровождаться
участием взрослого, планироваться им заранее. Однако как раз спонтанная игра
приносит гораздо больше пользы ребенку. Очень важна для развития та игровая
деятельность дошкольников, к которой они приступают по собственной инициативе,
самостоятельно или вместе со сверстниками. Так ребенок может сам понаблюдать,
сделать выводы, применить умения и навыки на практике. Спонтанная игровая
деятельность помогает раскрытию творческих способностей малыша, стимулирует его
фантазию.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗНАЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ЖИЗНИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Игра как
социально-педагогическое явление
С давних времен игру считали
универсальным методом воспитания и обучения. На протяжении длительного времени
изучению понятия «игра» посвящали свои работы многие исследователи: философы,
педагоги, социологи. Они рассматривали игру с различных позиций, во многих
аспектах. Дать единственное, правильное определение понятия игры весьма трудно,
она слишком многогранна.
Первым это подметил Й.
Хейзинга, установивший, что в древнегреческом языке было три понятия игры[1]:
— пэдия (собственно детская
игра);
— атиро (игра-забава, пустое
развлечение);
— агон (поединок,
соревнование).
В санкрите он выделил пять
значений игры: игра детей; игра-шутка; игра-представление, фокусы; игра, как
ряд случайных совпадений; игра как притворство.
Игра для Й. Хейзинга
представлена содержательной функцией с различными гранями смысла. Любая игра
имеет свое значение, которое помогает обнаружить себя. «Смысл» игры представлен
материальным элементом в самой сущности игры[2].
Австралийский психолог З. Фрейд
в своих трудах отмечал, что дети играют в силу того, что у них есть
подсознательное чувство пола.
Философия относит игру к
человеку. В данной науке ее использовали как метафору человеческого
существования. Тема использования игры была актуальна во все эпохи, начиная с
античности вплоть до XX в. Так, Платон ставил игру в один ряд с праздниками и
божественными культами. Ученый утверждал, что жить нужно, играя, чтобы
заслужить уважение от богов и прожить согласно всем законам природы. Платон
также отмечал, что мужчины и женщины должны проводить свою жизнь, играя. Так,
согласно Платону, игра является источником удовольствия, во время неё человек
не устает[3].
Э. Берна утверждал, что вся
общественная жизнь людей содержит серьезные и социально ответственные игры. Э.
Берна делил игры как формы поведения со скрытым мотивом, во время которых любой
из участников может добиться своего преимущества или выигрыша над другими. По
данному признаку ученый делил игры на «хорошие» и «плохие». «Хорошие» игры
предполагают отсутствие страдания, если выиграл другой участник, «плохие» игры,
наоборот, предполагают, что проигравший будет испытывать ущемление от выигрыша
соперника. Также психолог и психиатр Э. Берн считал, что основу игры составляют
скрипты или «скрипт-программы» жизненного пути человека, которые заложены с
самого детства под влиянием социальной среды и воспитания. Свои игры ученый
называет следующим образом: «игры жизни», «игры преступного мира», «супружеские
игры» и др.[4]
По мнению Ф. Шиллера
(1759-1805), выделяется взаимосвязь игры и красоты видится их дополнение друг
друга. По его мнению, человек «играет только тогда, когда он в полном значении
слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет»[5].
Дополняя кантовское противопоставление материи и форме, ученый выделяет
влечение к материи и форме. Итог данных различных устремлений представлен
стремлением к игре. По словам Шиллера, игра соединяет увлечения, освобождает
человека от физической и моральной зависимости.
В работах французского
философа, психолога и психиатра П. Жане игра представлена как «деградированная»
форма деятельности, где нет «функции реального»[6].
Но данное положение ошибочно, т.к. «функция реального» присутствует во многих
детских играх в качестве средовых условий или предметов-аксессуаров, или в
интриге игры.
Психологами, как в России,
так и за рубежом, такими как Л.С. Выготский, проводились исследования, которые
определили игру как ведущий вид деятельности, т.к. игра вызывает качественные
изменения в психике ребенка[7].
Игра является понятием
общенаучным. Яркий представитель исследования игры в отечественной научной
школе Д.Б. Эльконин ставил под сомнение понятие игры как строго научное.
По его мнению, в структуру
игровой деятельности входит пять элементов[8]:
1. Роли, которые были распределены
перед началом игры.
2. Игровые действия.
3. Игровые предметы.
4. Взаимоотношения детей в
процессе игры.
5. Сюжет игры.
Д.Б. Эльконин называл игру
«арифметикой социальных отношений». Исходя из этого, он определял, что игра –
это возникшая на определённом этапе онтогенеза деятельность, которую можно
определить как ведущую форму развития психических функций и способов познания[9].
При определении деятельности как единицы анализа психики человека, прежде
всего, ратифицировалось положение о единстве аффекта и интеллекта.
А.Н. Леонтьев советский
психолог, философ, педагог утверждал, что дети овладевают более широким,
непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Он
выделил три признака ведущей деятельности[10]:
— развитие всех познавательных
психических процессов;
— зарождение новых видов
деятельности;
— формирование новых качеств
личности.
Русским педагогом В.
Всеволодским-Гернгроссом была рассмотрена игра как вид общественной практики,
которая воспроизводила в действительности разные жизненные явления вне реальной
практической установки. Он дает следующее понятие игры: «игрой мы называем
разновидность общественной практики, состоящую в действенном воспроизведении
любого жизненного явления в целом или в части вне его реально практической
установки; социальная значимость игры в ее тренирующей на ранних ступенях
развития человека роли и роли коллективизирующей»[11].
Автора книги «Технология игры
в обучении и развитии» П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров соотносят игру с
филогенезом, а человека с «биомашинными системами». Так, по их мнению,
«человеческая игра» представлена как «мотивированная, первоначально
установленная и социально запрограммированная, осмысленная и ответственная
деятельность, которая включает в себя и предметную (видимую), и теоретическую
(мыслительную), и душевную деятельность»[12].
Исходя из данного определения, можно отметить, что игрок одновременно «делает
игру» во внешней форме действия и во внутренней управляющей деятельности мозга
в реальном переживании души. Соответственно, онтогенез психологии человека
осуществляется в процессе слияния внутренних и внешних условий функционирования
психики.
Ф.В. Фребель, который стал
теоретиком дошкольного воспитания и посвятил освещению этого вопроса
значительную часть своих научных трудов, в 1840 г. открыл первое дошкольное
учреждение, носившее имя Kindergarten (дословно с немецкого языка – детский
сад), где основой воспитания считались моделирующие, ролевые и развивающие
игры. Так, словосочетание «детский сад» было взято из немецкого языка[13].
Немалый вклад в развитие игры
внес К.Д. Ушинский, которого называют «учителем учителей», разработал систему
подготовки педагогов, которая в несколько дополненном виде используется по сей
день. Разработав теорию воспитывающего обучения, ученый активизировал
применение игр в дидактике дошкольных систем, но не вывел игры на учащихся,
подростков и юношество[14].
Педагогический феномен игры
учащихся интерпретирован в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко и В.А.
Сухомлинского. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольный период
возрастного развития. На следующих стадиях игра не исчезает, а дополняет
ведущие виды деятельности взрослеющего ребенка, подростка, юноши. Отечественный
педагог В.А. Сухомлинский сравнивал игру с искрой, которая зажигает огонек
любознательности, пытливости, и без которой не происходит полноценного
умственного развития[15].
Макаренко настаивал на том, что родители должны быть очень внимательны ко
всему, что они говорят и делают, и если они видят, что в их жизни есть нечто
такое, что может нанести вред воспитанию детей, это нечто надо пересмотреть,
изменить и, если требуется, совсем отказаться. Главное назначение игры, по
мнению Макаренко, нести радость, «задор»[16].
Итак, игра – это действия в
условных, выдуманных обстоятельствах. Многие ученые пытались дать определение
понятию «игра». В современной педагогике игра понимается как педагогическая
технология, включающая обширную группу методов и приемов организации
педагогического процесса, помогающих значительно активизировать учебный процесс,
сделать его захватывающим и интересным.
[1] Педагогика развития: содержательный досуг и его
секреты / Под ред. И.М. Кареловой. Рн/Д: Феникс, 2018. С. 188.
[2]
Там же. С. 188.
[3] Хухлаева О.В., Зыков Е.В., Бубнова Г.В. Психология
развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата.
Люберцы: Юрайт, 2016. С. 167.
[4] Болотова А.К. Психология развития и возрастная
психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2018.
С. 178.
[5] Кондратьева Н.В., Максимова М.В. Игра как ведущая
деятельность в социально-личностном развитии дошкольников // Молодой ученый.
2015. № 6 (86). С. 629.
[6] Тупиченко Н.А. Психолого-педагогическая
характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте //
Молодой ученый. 2018. № 2 (188). С. 151.
[7]
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Издательство Юрайт, 2018.
С. 41.
[8]
Эльконин Д.Б. Психология
игры. М.: Книга по Требованию, 2015. С. 162.
[9]
Там же. С. 163.
[10] Тупиченко Н.А. Психолого-педагогическая
характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте // Молодой
ученый. 2018. № 2 (188). С. 151.
[11]
Там же. С. 152.
[12] Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник
и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2019. С.
223.
[13]
Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и
практикум для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. С. 276.
[14]
Донцов Д. А., Москвитина
О. А Актуальность научного наследия К. Д. Ушинского в современном воспитании
школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №3 (39). С. 66.
[15]
Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и
практикум для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. С. 277.
[16]
Бирюкова М.И. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста //
Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №9-2. С. 112.