Экспериметальная психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Тема на выбор

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы исследуемой проблемы 4
1.1 Обзор литературы 4
1.2 Современные психофизические и нейропсихологические 10
исследования мышления и речи 10
Выводы по 1 главе: 23
Глава 2. Психофизические и нейропсихологические исследования мышления и речи 24
2.1 Взаимосвязь мышления и речи 24
2.2 Нейропсихологические исследования мышления и речи 26
Выводы по 2 главе: 32
Заключение 33
Список литературы 34

  

Введение:

 

Актуальность тема. Проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того, как строится наглядное отра-жение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет, как он получает субъективный образ объективного мира, состав-ляет значительную часть всего содержания психологии. Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях.
Человек может не только воспринимать вещи, используя анализато-ры, но может рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосред-ственного личного опыта. То есть для человека характерно то, что у него есть не только чувственное, но и рациональное познание, иначе говоря, что с переходом от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе познания от чувственного к рациональному. Фундаментальное отличие человеческого сознания от сознания животного-способность переходить за пределы наглядного, непосредственного опыта к отвлеченному, рациональному сознанию.
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс от-ражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух прин-ципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о та-ких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психо-логии и физиологии.
Мыслительная деятельность человека неразрывно связана со второй сигнальной системой. В основе мышления различают два процесса: пре-вращение мысли в речь (письменную или устную) и извлечение мысли, со-держания из определенной его словесной формы сообщения. Мысль — форма сложнейшего обобщенного абстрагированного отражения действи-тельности, обусловленного некоторыми мотивами, специфический процесс интеграции определенных представлений, понятий в конкретных условиях социального развития. Поэтому мысль как элемент высшей нервной дея-тельности представляет собой результат общественно-исторического раз-вития индивида с выдвижением на передний план языковой формы пере-работки информации.
Анализ литературы. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что вопросы повышения культуры умственно-познавательной деятельности личности были предметом исследований многих ученых. Так, широко известны фундаментальные научные труды Н. Талызиной. Значительное внимание вопросам личностно-ориентировочного обучения специалистов уделяет в своих трудах В. Ягу-пова. Все эти ученые, безусловно, внесли значительный вклад в решение проблем профессиональной подготовки. Причем надо отметить, что зна-чительное количество ученых обращало внимание на необходимость фор-мирования у будущих специалистов наряду с практичностью, расчетливо-стью, глубиной и такое свойство умственной деятельности, как критич-ность (В. Иванов, Б. Теплов и другие).
Цель исследования: изучить психофизические и нейропсихологиче-ские исследования мышления и речи.
Задачи исследования:
-провести обзор литературы по проблеме исследования
-рассмотреть современные психофизические и нейропсихологически исследования мышления и речи;
-изучить взаимосвязь мышления и речи;
-проанализировать нейропсихологические исследования мышления и речи.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Можно ли мыслить, не овладевая языком? Возможны ли мыслитель-ные процессы без слов и других словесных элементов? Не потому ли, что все наши мыслительные процессы зависят от овладения языком и что мыс-лительные процессы невозможны без языковых символов того или иного рода?
Аргументы обеих сторон очень сильны, даже сегодня. Классический взгляд в психологии, исходящий из ранней экспериментальной психоло-гии, определял образ как один из фундаментальных элементов сознания и составляющий содержание мышления. В свете этого мышление рассматри-валось как первичная способность, обнаруживаемая даже у очень малень-ких детей, а язык-как вторичная.
Некоторые последующие эксперименты, проведенные Кульпе, Марбе и другими учеными по вопросу об образе и мысли, пошли еще дальше и показали, что даже образы, не говоря уже о словесных образах, не явля-ются необходимыми для протекания мыслительных процессов. Данные экспериментов на шимпанзе, таких как «эксперимент с замедленными ре-акциями» Хантера и даже эксперименты Колерса по «обучению прозре-нию», подтверждают примат мышления над языком.
В последнее время группа психологов придерживается мнения, что мысль первична, а язык-лишь средство организации, кодирования и деко-дирования наших мыслей. Они считают, что язык определяется и контро-лируется нашими мыслительными процессами.
Ведущим сторонником такой точки зрения является Дж.с. Бернер, который утверждает, что языковое поведение или речь возможны только из-за существования общей в структуре темы в разных языках, доязыко-вых процессах и механизмах, а язык только помогает кодировать и полу-чать эти структуры.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследуемой проблемы
1.1 Обзор литературы

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека свя-зей и отношений между предметами и явлениями действительности. Мыш-ление — высший познавательный процесс, позволяющий человеку отражать в своем сознании не только внешние особенности предметов, воспринима-емых, но и их сущность, взаимные существенные связи между ними, кото-рые не обнаруживаются в восприятии. Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности. Мышление дает нам воз-можность познавать то, чего мы непосредственно не наблюдаем, преду-смотреть ход и результаты собственных действий. Последняя особенность мышления позволяет водителю прогнозировать развитие дорожно-транспортной обстановки и результаты будущих управляющих действий [2].
Мышление, включенное в трудовой деятельности, исследованы Б. М. Тепловым и назвали его практическим [6]. Теплов Б. М отметил ряд осо-бенностей практического мышления:
-оно непосредственно вплетено в практическую деятельность, ре-зультаты решения сразу подвергаются проверке;
-создается план операции, который принадлежит не к символам и знакам, а к реальным объектам или процессам;
-почти всегда жесткий лимит времени, создает невозможность вы-движения множества гипотез.
Процесс активного мышления вызывается необходимостью решить какую-то задачу, с которым человек сталкивается.
С.Л. Рубинштейн писал: «Понимание и учет … индивидуальных осо-бенностей имеет огромное значение в практической жизни; без них невоз-можны правильная расстановка людей и рациональное их использование. Лишь при знании и учете индивидуальных особенностей каждого человека можно обеспечить всем людям наиболее полное развитие и применение всех творческих возможностей и сил» [10, с. 62]. Основательно проблема психологического мышления лидера решалась Л.И. Уманским. Сложная, многоуровневая, тщательно проработанная теоретическая конструкция Л.И.Уманского в несколько измененном и упрощенном виде может быть представлена следующим образом [12, с. 58].
Направленность на практические психологические проблемы, («пси-хологическая избирательность»), – это способность полно и глубоко вос-создавать психологию людей, их психическое состояние. Ее показателями являются: — преимущественный выбор психологических объектов из мно-гих других; — избирательно-психологическая наблюдательность и память; высокая восприимчивость к поведенческим проявлениям психических про-цессов, свойств и состояний; — склонность к психологическому анализу, объяснению поступков других людей и своих собственных; — сопережива-ние, своего рода эмоциональная синхронность.
Мышление (англ. thinking) — это психический познавательный процесс, состоящий в отражении отношений между предметами или явлениями, при чем таких отношений, которые могут быть недоступны непосредственному восприятию.
Психологическое мышление — это совершенно особый вид мысли-тельной деятельности, его анализа и синтеза, направленный на формиро-вание и совершенствование психологических знаний и умений, применение их в практической деятельности при общении с индивидом.
Одной из первых сложившихся зарубежных теорий мышления, воз-никшая в XIX веке, является ассоциативная теория. Дальнейшее развитие исследований мышления в зарубежной психологии происходит в начале XX века и связано с теоретической и экспериментальной критикой ассоци-ативных представлений о мышлении. Это развитие пошло по трем глав-ным направлениям:
1) преодоление сенсуалистических взглядов на мышление (предста-вители Вюрцбургской школы),
2) отрицание методов интроспекции в исследовании мышления (би-хевиоризм),
3) разработка принципов и методов исследования мышления как продуктивного процесса понимания (гештальтпсихология).
Дальнейшее развитие учения о мышлении связано с особенностями концепций разных ученых, которые обращались к изучению этой пробле-мы. Важным шагом в исследовании мышления было разделение в 60-е го-ды XX века Дж. Гилфорду мышления на дивергентное и конвергентное мышление и дальнейшая разработка его теории П. Торренсом. Дж. Гил-форд считал дивергентное мышление, которое направлено на поиск и предусматривает много ответов, является основой креативности. Дж. Гил-фордом и П. Торренсом впервые были выделены основные параметры творческого мышления: скорость, гибкость, оригинальность, разработан-ность. По мнению С. Медника, в творческом процессе присутствует не только дивергентная, но и конвергентная составляющая [12,c.189]. Суть творчества, по С. Меднику, заключается в способности преодолевать сте-реотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассо-циаций. В конце 80-х – начале 90-х годов в зарубежной психологии по-явились когнитивные модели интеллекта. Авторы когнитивных моделей под термином «интеллект» понимают некую систему познавательных про-цессов, обеспечивающих решение задач. Одной из последних по времени возникновения концепций креативности является «теория инвестирования» Г. Стернберга. Согласно с ней, творческие проявления определяются ше-стью основными факторами: интеллектом как способностью, знанием, сти-лем мышления, индивидуальными чертами, мотивацией, внешней средой.
Важным вкладом ученого является то, что он описал интеллектуаль-ные стратегии. Под стратегией ученый понимает субъективную программу решения новой задачи, что отражает главную тенденцию в поисковой дея-тельности [3,c.190]. Он выделяет пять основных стратегических форм ин-теллектуальной деятельности:
• стратегия аналогизирования (поиск аналогий),
• стратегия сочетания (комбинирования элементов),
• стратегия реконструктивных действий (реконструкции, внесе-ния новых элементов, созданием новых функций),
• универсальная стратегия (почти гармоничное использование выше упомянутых действий),
• стратегия случайных подстановок (хаотичный, нецелеустрем-ленный поиск, действия «вслепую», без плана, четких гипотез).
Реализуются стратегии с помощью конкретных действий, сочетание которых составляет определенную умственную тактику. Существует шест-надцать мыслительных тактик: интерполяция, экстраполяция, редукция, гиперболизация, дублирование, размножение, замена, модернизация, кон-вергенция, трансформация, интеграция, тактика базовой детали, автономи-зация, последовательное подчинение, перемещение, дифференциация [9], [10], [11].
Как показывает анализ научной литературы, отдельные аспекты проблемы формирования мышления рассматривались специалистами в трудах разных научных отраслей и в разные исторические периоды. Так, указанную проблему поднимали в своих трудах такие выдающиеся мыс-лители, как Сократ, Гегель, И. Кант и другие. Психологические аспекты процесса развития мышления освещали в своих произведениях Д. Дьюи, С. Рубинштейн, Д. Халперн.
Среди них можно выделить две основных группы.
Во-первых, это дефиниции мышления как совершенствование самого процесса мыслительной деятельности человека – «мышление о мышлении» – с целью улучшения результатов мышления на основе их критического анализа.
Во-вторых, мышление рассматривается сквозь призму регулятивно-нравственных аспектов умственной деятельности и выступает как рефлек-сивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и как действовать. Это своеобразный поиск путей, как обдумать объективно и поступить логично в данной ситуации с учетом собственного желания и мыслей других людей. Этой точки зрения мышления придерживаются Дж. Браус, Д. Вуд, А. Громова, Г. Х. Джонсон, С. Заир-Бэк, Д. Клустер тому подобное.
На наш взгляд, данные подходы к определению мышления отражают два взгляда на феномен мышления вообще: как процесс и как деятель-ность. Если первое определение характеризует мышление как процесс со-вершенствования умственной деятельности человека и является более ак-туальным, когда речь идет об обучении или профессиональной деятельно-сти специалиста, то второе обусловливает необходимость воспитания адек-ватного критического отношения к себе, другим людям и окружающему миру вообще [17].
Оба подхода объединяет и характеристика мышления как мышления оценочного, в котором присутствует рефлексия. Остановимся на этом по-нятии. Рефлексия определяется психологами как способность человека к самопознанию, анализу содержания полученной информации и методов познания. Явление рефлексии в различных ее аспектах освещается в науч-ных трудах Дж. Локка, В. Слободчикова, Н. Холодной и других ученых.
Рефлексия является одним из основных психологических механиз-мов, что обеспечивает функционирование внутреннего плана предметной деятельности. Рефлексивный анализ как акт самосознания личности оказы-вается ею в проблемной ситуации. Итак, рефлексия выражается в осозна-нии, анализе и коррекции собственных действий и действий партнера (или противника), если имеет место игровая или реальная профессиональная ситуация.
По направленности на объект исследователи выделяют два типа ре-флексии:
1) Рефлексия как техника осознания процесса, средств, результата мышления;
2) Рефлексия состояния.
Если первый из указанных видов рефлексии расширяет возможно-сти, способствует анализу помех в конкретной ситуации, поиску средств их преодоления, то рефлексия состояния направлена на осознание своих пе-реживаний и эмоций во время работы [7, c. 143].
Профессиональную рефлексию ученые определяют как интегратив-ное образование, которое включает ряд составляющих, а именно:
1) Интеллектуальную рефлексию как ядро рефлексии;
2) Экзистенциально-практическую рефлексию;
3) Побудительную рефлексию.
Сущность интеллектуальной рефлексии раскрывается через осу-ществление соответствующих мыслительных операций. Мы разделяем мнение многих ученых, что именно интеллектуальная рефлексия является ядром контрольно-оценочной и конструктивно-креативной деятельности человека.
Экзистенциально-практическая рефлексия определяется как наличие в профессиональном опыте личности рефлексивно-перцептивных знаний и умений. А именно: представление о собственном «Я» как субъекта дея-тельности, самооценка, уровень притязаний, приемы самовосприятия.
Побудительная рефлексия связана с реализацией потребности специ-алиста к профессиональной самореализации и саморазвитию.
Ученые выделяют также понятие рефлексивной готовности как спо-собности к актуализации и реализации рефлексивной деятельности. В научной литературе используется также термин «рефлексивная компетент-ность» для определения профессионального качества специалиста, что позволяет эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы. В психолого-педагогической литературе выделяется и такой вид рефлек-сии, как познавательная рефлексия. Стимулировать развитие рефлексии в учебной деятельности могут такие виды работ, как решения задач рефлек-сивного уровня, самоконтроль, самооценка, взаимоконтроль, взаимооцен-ка, взаимоопрос, взаимопроверка, самоуправление.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ БАКТЕРИЙ И ОРГАНИЗМА 4
1.1 Опосредованное действие бактерий 6
1.2 Смешанные инфекции 7
2. АНТИБИОТИКОРЕЗИСТЕТНОСТЬ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ 8
2.1 Природная и приобретенная устойчивость бактерий 8
2.2 Реализация лекарственной устойчивости бактерий 11
3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АНТИБИОТИКОРЕЗИСТЕНТНОСТИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

  

Введение:

 

Одним из наиболее выдающихся событий прошлого столетия является открытие антибиотиков. Благодаря этому открытию удалось вылечить болезни, которые до той поры считались неизлечимыми. Но чрезвычайно увлекшись уникальными свойствами антибиотиков, люди забыли, что микроорганизмы, как любой живой организм, будут бороться за свое существование, а собственно – с антибактериальными средствами. И потеряв бдительность при назначении антимикробных препаратов, мы сами начинаем формировать антибиотикорезистентность. Из-за своего непочтенного отношения к таким серьезным лекарственным средствам мы теряем возможности на полную мощность использовать антимикробные препараты.
Небрежное отношение к проблеме антибиотикорезистентности может привести к тому, что открытие антибиотиков будет иметь лишь историческое значение. Именно из-за этого уже в начале XXI века ученые почти всего мира начали бить в набат.
Трехлетняя работа экспертов ВОЗ, которая началась еще на переломе двух веков, завершилась программой по рациональному применению антибиотиков в медицине и минимизации использования антибиотиков в других отраслях, чтобы дать возможность следующим поколениям эффективно использовать эту уникальную группу препаратов .
В связи с ограниченной возможностью разработки новых антибиотиков, человечество должно использовать все возможные пути для предупреждения развития устойчивости к имеющимся антибактериальным средствам. Одним из мер сохранения эффективности антибиотиков может быть сокращение объема их использования. В связи с этим усилия систем здравоохранения всех стран должны быть направлены на рациональное использование антибиотиков.
Самолечение антибиотиками, широко распространенное в странах с низким и средним доходом, также практикуется и в России. Частота самолечения напрямую связана с рядом социально-экономических причин и поведенческими стереотипами потребителей лекарственных средств.
Несмотря на то, что антибиотики не входят в перечень лекарственных средств отпускаемых без рецепта врача, в большинстве субъектов Российской Федерации они свободно реализуются в аптечной сети.
Фармацевтические работники зачастую являются первой точкой контакта для пациентов и могут оказывать реальное влияние на использование антибиотиков. Оценивая роль фармацевтических работников, как основных посредников между системой здравоохранения и пациентом, ВОЗ опубликовала в 2014 году отчет, в котором обобщила опыт внедрения практики рационального использования антибактериальных препаратов в 44 Европейских странах-членах ВОЗ. В этом документе подчеркивается, что фармацевтические работники, наряду с регулирующими органами и врачами, играют ключевую роль в обеспечении правильного использования антибиотиков.
Цель: изучить современные представления об антибиотикорезистетности и взаимодествии бактерий и организма
Задачи:
 Изучить современные представления о взаимодейтвии бактерий и организма человека
 Изучить понятие антибиотикорезистетности
 Определить современные аспекты антибиотикорезистентности

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, вопрос антибиотикорезистентности чрезвычайно важен и очень сложен. Необходимо иметь полную информацию о наличии резистентности всех классов антибиотиков к основным возбудителям. Мониторинг резистентности должен стать рутинным во всех медицинских заведениях. Необходимо четко контролировать целесообразность назначения антибиотиков, длительность и дозирование проведения антибактериальной терапии. Исходя из принципов рациональной антибиотикотерапии, предотвращения распространения резистентности, необоснованным является назначение без предварительной тщательной проверки всех факторов отдельного заболевания.
Мировое сообщество считает, что необходимы неотложные глобальные действия по предотвращению и сдерживанию развития устойчивости возбудителей инфекций к противомикробным препаратам. Для успешной реализации этих мероприятий наряду с исполнением законодательных и нормативных актов, регулирующих отпуск и применение противомикробных препаратов, необходимо использовать потенциал фармацевтических работников в повышении информированности потребителей о вреде самолечения, правильном использовании лекарственных средств и рисках, связанных с устойчивостью к антибиотикам .
Провизоры и фармацевты, имеющие соответствующую подготовку, могут влиять на использование антибиотиков и играть важную роль в сдерживании устойчивости к противомикробным препаратам.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ БАКТЕРИЙ И ОРГАНИЗМА
Возбудители заболеваний включают большое число различных, неродственных аэробных и анаэробных микробов, склонных выступать в сообществе друг с другом.
Микроорганизмы, которые способны вызывать болезни, различаются по экологии. Они включают:
 патогенные бактерии, персистирующие у людей,
 представителей нормальной микрофлоры,
 различные многоклеточные представители флоры и фауны.
 паразиты
Также среди возбудителей выделяют аэробные и анаробные бактреии, облигатные и факультативные внутриклеточные паразиты. Все эти свойства бактерий нужно учитывать при выборе антимикробной терапии. Увеличение эффективности терапии становится возможным учитывая открытия новых, неизвестных до этого аспектов взаимодействия микро- и макроорганизма, а также особенностей существования микроорганизмов в естественных условиях.
Представление о роли, грибов, бактерий и вирусов в возникновении болезней человека в настоящее время претерпело значительные изменения. Из основных открытий следует отметить установление факта существования микроорганизмов в организме человека в составе биопленок (различных сообществ) и выявление опосредованного действия бактерий на организм человека.
Свойства бактерий в составе биопленок отличаются от свойств изолированных клеток. Это сказывается на аспектах взаимодействия микроорганизма и окружающей их среды, в том числе с иммунной системой и антибиотиками.
Ряд физиологических и структурных особенностей биопленок имеет значение для клиники, так как обеспечивает образующих их бактериям значительное повышение выживаемости в присутствии факторов иммунной защиты, агрессивных веществ и антибиотиков. В составе биопленок бактерии и грибы выживают в присутствии антибиотиков, даже при концентрациях в 500–1000 раз больших минимально подавляющих.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы