История медицины Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Тема медицины в искусстве эпохи Античности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Медицина как искусство 5
1.1Отражение медицины в искусстве 5
1.2 Врачебная этика в период античности 10
Глава 2. Развитие медицины в искусстве в эпоху античности 15
2.1 Медицина Античной Греции 15
2.2 Медицина античного Рима 20
Заключение 25
Список литературы 28

 

  

Введение:

 

На протяжении долгого времени медицина находила свое отражение в искусстве на всех этапах человеческой эволюции. Изображение медицины в живописи было разностороннее и определялось различными факторами, вплоть до окружения художника и его собственного внутреннего мира. С момента основания живописи как искусства одним из её направлений в разное историческое время была медицина. Живописные полотна изображали профессию врача во время его профессиональной работы, больных с различными заболеваниями, которые находились на грани смерти, а также в моменты чудесного исцеления. Многообразие сюжетов медицины в живописи состояло из собственного внутреннего мира художника, его окружения и состояния здоровья.
Искусство содействовало «историческому и культурологическому» познанию медицины на протяжении множества исторических эпох в зависимости от уровня прогресса медицины, индивидуальных художественных средств изображения. Произведения искусства могут быть полезны для представления состояния древней медицины, так как они освещают не только саму медицину, но и ее научные аспекты. Многие художественные изображения являются главными источниками для истории медицины.
Живопись способна отражать не только состояние души человека, но также различные видимые заболевания тела и патологию многих систем организма, что вызывало особый интерес для врачевателей. Любая картина или портрет может быть своеобразной историей болезни изображенного на ней человека. Особенно если художник особо обращает внимание на имеющиеся дефекты, которые не скроются от его профессионального взгляда. Главней всего это относится к строению тела, изменениям кожных покровов, шеи, опорно-двигательного аппарата и других частей тела, поддающихся визуальному исследованию. Иногда история болезни, которую можно составить по портрету и подкрепить разнообразными хрониками и преданиями, может рассказать что-то новое о жизни великих.
Таким образом, цель данного исследования заключается в изучении темы медицины в искусстве в эпоху античности.
Объект исследования: медицина как искусство.
Предмет исследования: развитие медицины как искусства в эпоху античности
Задачи исследования:
– проанализировать отражение медицины в искусстве;
– рассмотреть врачебную этику в эпоху античности;
– изучить медицину античной Греции;
– изучить медицину античного Рима.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На протяжении долгого времени медицина находила свое отражение в искусстве на всех этапах человеческой эволюции. Изображение медицины в живописи было разностороннее и определялось различными факторами, вплоть до окружения художника и его собственного внутреннего мира. С момента основания живописи как искусства одним из её направлений в разное историческое время была медицина. Живописные полотна изображали профессию врача во время его профессиональной работы, больных с различными заболеваниями, которые находились на грани смерти, а также в моменты чудесного исцеления. Многообразие сюжетов медицины в живописи состояло из собственного внутреннего мира художника, его окружения и состояния здоровья.
Изображения врача появляются уже в наскальной живописи эпохи палеолита, хотя это были не врачи в их современном образе, а скорее целители с функциями жрецов, осуществлявших ритуалы с неоднозначными лечебными эффектами. Целителям приписывались магические способности, превращавшие их в художников племени, поскольку искусство уже с незапамятных времен выполняло мистические функции: защита от болезней и врагов, богатство в доме, повышение плодородия.
Изобразительное искусство является важным источником информации для представления об исторической эволюции медицины, ее этапах и тенденциях развития. Не случайно живопись занимала важное место в жизни многих деятелей медицины, а среди художников сюжеты на медицинскую тему всегда были в поле зрения.
Искусство содействовало «историческому и культурологическому» познанию медицины на протяжении множества исторических эпох в зависимости от уровня прогресса медицины, индивидуальных художественных средств изображения. Произведения искусства могут быть полезны для представления состояния древней медицины, так как они освещают не только саму медицину, но и ее научные аспекты. Многие художественные изображения являются главными источниками для истории медицины.
Но свое отражение медицина нашла не только в живописи, но и в скульптуре, архитектуре, литературе. На древнегреческом острове Кос располагалось святилище бога-врачевателя Асклепия, которое было украшено работами греческих скульпторов Тимарха и Кефисодота. Многие прибывали на остров Кос издалека, чтобы полюбоваться на его творения, в частности изображением Афродиты, которая выходит из морских вод. Художник не случайно добавил эту картину в интерьер храма Асклепия.
В Древней Греции фигуре врача не придавали особого значения. Краснофигурные аттические вазы изображали врача сосредоточенного, осуществляющего незначительные хирургические вмешательства (кровопускание, удаление стрел, перевязки). Статус врачей приравнивали к ремесленнику или слуге, если не могли объяснить их знания и умения результатом божественного вмешательства, а не практическим стажем. До наших дней сохранились изображения с древнегреческих ваз, которые изображали оказание медицинской помощи раненому воину, оказание кровопускания больному. Также барельеф, изображающий больного, который просит излечить его ногу, и глиняные таблички с изображением хирургических инструментов.
Большая часть древних римских письменных знаний не сохранилась до нашего времени. Предполагать их содержание можно только исходя из сочинений более поздних авторов.
До нашего времени не сохранились работы известных художников античности, их взгляда на медицинские аспекты древнего мира. Но благодаря найденным фрескам, античным вазам, барельефам можно составить свое представление состояния медицины Древней Греции и Древнего Рима. При раскопках были найдены наборы медицинского инструментария. Они состояли из 150 античных медицинских инструментов. Наборы включали в себя пинцеты, щипцы, захваты, ложки, расширители ран, пилы для костей, хирургические ножи и иглы, катетеры, акушерские зеркала и другие инструменты, которые использовали в хирургической и акушерско-гинекологической практике.
Благодаря работам Тита Луреция Кара, Авла Корнелия Цельса, врача Древнего мира Галена можно догадаться, какими знаниями обладали древние врачеватели, какие способы и методы лечения применяли.
Не стоит забывать и о врачебной этике, о «Клятве» Гиппократа, о взглядах Аристотеля на медицинские нормы и правила нравственности.
Среди народных движений первое место имеет переоценка труда, венцом которого является широко понятное творчество и знание. Отсюда ясно, что в поколениях народа первое место займут искусство и наука.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Медицина как искусство
1.1 Отражение медицины в искусстве

Картины художников можно рассматривать как воистину живописный исторический документ, который отражает многочисленные этапы и тенденции эволюции медицины как науки, ее уровень, места выполнения лечебной деятельности, методы обучения медицине. Художники призывают стать свидетелями происходящего на картине священного процесса исполнения врачебных обязанностей (осмотр пациентов, операции, общение врача и больного, обучение врачебному делу и т.д.) — от чудесного исцеления до научного обдумывания изображений медицинских сюжетов. В этом смысле произведения искусства могут помочь представить исторический прогресс медицины, так как иллюстрирует не только саму медицинскую деятельность в развитии, но и ее представителей в различных взглядах (научных, технических, человеческих).
Существует много сюжетов, начиная от изображения врачевателей в процессе его профессиональной деятельности и заканчивая выздоровлением больного, который был на смертном одре. В хронологии развития медицины в художественных образах представлено много медицинских процедур, начиная от древних лечебных методов кровопускания и заканчивая современными научными способами. При этом остается неизменной удивительная наблюдательность художника и его способность показать как в профессиональной врачебной практике наука соединяется с гуманностью и как в ней проявляется и интуиция и мастерство .
Картины, на которых изображены процессы медицинской деятельности, художники оставляли свое представление и мнение о медицине и о медицинских представителях. А отношение к ним было своеобразное, начиная от иронии и снисхождения и заканчивая почтением и уважением. Своеобразное отношение к изображению больных было в античной Греции и в дошедших до нашего времени памятниках римской живописи, которые были предназначены по большей части для украшения домов .
В изображениях врачевателей художниками имела место ирония, насмешки и двусмысленность. Это была связано с неоднозначным отношением к врачебной деятельности, неверие в способности медицины той эпохи. Пик способностей врача состоял в измерении пульса, очищении желудка, в изучении жидкостей, постановке диагноза и выписке лекарств. Несмотря на это врачи получали оплату и боролись за свой высший профессиональный статус, который отличал их от практикующих хирургов, или цирюльников. Целая серия картин, на которых изображены визиты врача, профессионально написаны фигуры пытающегося не столько помочь больным, сколько придать важности в надежде получить большую оплату. На многих картинах изображено, как врачи во время посещения больного глубокомысленно рассматривают мочу своего пациента, дают хоть какое-то заключение о состоянии больного и назначают лечение. Другие картины показывают, как врач в глазах больного выглядит как священник, а процесс лечения подобен священному ритуалу. Врач в данный держит в своих руках судьбу пациента, от него веет надеждой на исцеление, страхом перед предсказанием и обреченность перед неизбежным. Врач на картинах держится достойно, всегда знает себе цену, даже при неуверенности в некоторых ситуациях и невозможности помочь больному.
Таковы тенденции взаимоотношений между врачом и больным, которые представлены на полотнах с многообразными живописными нюансами. Для врача важна не только профессиональная документальность, но именно художественная составляющая изображенного на картине. Ведь даже врач, будучи зрителем, воспринимает историю болезни пациента не просто как историю болезни, а серьезную личную проблему, которая связана с заболеваниями.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы