Курсовая теория на тему Тема «маскарада» в творчестве М. Ю. Лермонтова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ ОДИН ИЗ ВЫДАЮЩИХСЯ ПОЭТОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Наследие Михаила Юрьевича Лермонтова 7
1.2. История создания драмы «Маскарад и параллельность с жизнью 8
М.Ю. Лермонтова 8
1.3. Художественное своеобразие драмы «Маскарад» 10
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ЛЕРМОНТОВА «МАСКАРАД» 12
2.1. Анализ драмы «Маскарад» и главных героев 12
2.2. Смысл названия драмы 12
2.3. Тема судьбы и случая 13
2.4. «Зеркальность» системы образов 14
2.5. Романтический конфликт 15
2.6. Образ Евгения Арбенина 16
2.7. Образ Нины 17
2.8. Смысл финала 18
2.9. Пример урока по теме «Маскарад» на уроках литературы в школьной программе 19
Заключение 25
Приложение 1 Тест по теме «Маскарад» М.Ю. Лермонтова 26
Список использованной литературы 29
Введение:
Михаил Юрьевич Лермонтов — один из величайших русских поэтов, лириков, прозаиков и драматургов. Творчество Лермонтова, воплотило в себесочетание гражданских, философских, социальных и личных мотивов, которые отражали насущные проблемы духовной жизни русского общества, стало новым расцветом русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.
Одно из самых видных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова, которое имеет особую значимость и актуальность в наши дни является драма «Маскарад». Данное произведение не потеряло актуальность по прошествии столь большого промежутка с момента написания до наших дней, пока существует общество и человек, как личность, и социальные конфликты между ними. Ведь все «мы», в свою очередь играем свою «роль» в жизни, растем, учимся, работаем, выполняем какой-то долг перед кем-то, тем самым пока идет наше личностное взросление мы меняем ступени развития и встречаем разных людей, которые в свою очередь могут быть радостными и грустными, честными и лживыми, коварными и меркантильными, открытыми и наивными, и иметь свою «характерную маску».
Значимость драмы «Маскарад» заключается в основных конфликтах трагической судьбы героев. Их жизнь трансформируется в блестящий, но бессмысленный пустой маскарад. Общество уже забыло, как жить «без масок», только в масках, они могут представить себя миру такими, какие они есть. То есть другими словами человек и личность всегда должны иметь свое мнение и знать свое предназначение, не потеряв своего основного «Я» – духовной, нравственной, моральной основы – без этого он не сможет жить дальше, а будет проживать жизнь как придется, вести праздную жизнь «полную грязными деньгами», «взятками», заниматься запрещенными в обществе делами либо просто «ничегонеделением». В этом и заключается основной драматический конфликт. Переплетение социально-психологического конфликта в пьесе, позволяет увидеть восприятие общества со всех сторон.
Практическая сторона данной работы может быть использована для проведения уроков литературы в старших классах школ либо быть примером для преподавания в средних специальных учебных заведениях на базе 9 классного обучения.
Тема «маскарада» в обществе, все еще продолжается, лицемерие и эгоцентризм никогда не исчезнут со сцены человеческих пороков. Выражая свою главную идею в «Маскараде», Лермонтов тем самым выразил свою позицию против ложного общества, всепоглощающей ненависти и жестокости людей. Но со временем у общества появляется способность развиваться, а значит, и развивать свои пороки.
По данной тематике написано совсем немного работ, которые могут служить наглядным примером для изучения на уроках литературы в старших классах.
Основная цель данной работы заключается в отражении темы «Маскарада» в произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова и проведения анализа главных героев с учетом рекомендаций для апробации проведения уроков литературы при изучении произведений Лермонтова в старших классах.
Для раскрытия основной цели работы необходимо решить следующие задачи:
1) дать характеристику литературному наследию Лермонтова и основных произведений,
2) провести параллель драмы «Маскарад» с жизнью самого М.Ю. Лермонтова,
3) отразить художественное своеобразие драмы «Маскарад»,
4) сделать практическую работу по драме «Маскарад»,
5) проанализировать характеристику основных главных героев,
6) составить примерный урок по теме: драма «Маскарад» Лермонтова, её идейное содержание и актуальность в наше время.
Объектом данной работы выступает драма «Маскарад» и ее главные герои.
Предметом исследования выступают автобиографические данные дошедшие до наших дней, история создания «Маскарада», анализ характеров главных героев, петербургское общество того времени и как оно изображено М.Ю. Лермонтовым.
Цели и задачи, объект и предмет данной работы вобрали в себя структуру данной работы, которая состоит из: введения, основной части состоящей из двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава содержит в себе историю создание, художественное своеобразие драмы «Маскарад» и то наследие М.Ю. Лермонтова, которое повлияло на русскую литературу, живопись, драматургию и становление ценностей в обществе.
Вторая глава включила в себя анализ главных героев, примерный образец урока литературы для учеников старших классов по теме: драма «Маскарад» Лермонтова, её идейное содержание и актуальность в наше время.
Заключение:
Маскарад – если можно так выразиться, многофункциональная драма, заставляющая читателя задуматься, прежде всего, о нравственности и ее состоянии в этом обществе. В данной работе отражены идейное содержание, конфликт драмы « Маскарад», ее оригинальность, образы ее героев, а также ее символичность. Таким образом, Лермонтов смог выразить не только свою точку зрения в тексте, но и использовать накопленный опыт – и это, как доказательство, еще раз подтверждает многовековую актуальность темы «Маскарад» в наше время.
Ведущими в драме «Маскарад» являются мотивы игры, маскарадности, переодевания. Лермонтов обнажает лицемерие и интриганство высшего петербургского общества, где каждый думает только о своих интересах.
За масками добропорядочности герои скрывают свои истинные лица и желания. Баронесса Штраль, чтобы не запятнать репутацию, говорит правду только после того, как слух о связи князя и Нины уже распространился по городу. Казарин, желая вернуть Арбенина в карточные игры, не гнушается приходить к Евгению с этим вопросом даже сразу после смерти Нины.
Единственный светлый, чистый персонаж пьесы – Нина Арбенина. Ей не было места в «ядовитом», «маскарадном» обществе высшего света. Фактически Нину «отравил» не муж-ревнивец, а окружающие, поступки которых и привели к трагедии.
Фрагмент текста работы:
1. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ ОДИН ИЗ ВЫДАЮЩИХСЯ ПОЭТОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Михаил Юрьевич Лермонтов – русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – один из величайших поэтов и писателей России. Его знаменитый роман «Герой нашего времени» был одной из самых популярных русских книг всех времен. Его работы всегда были своевременными и актуальными, пользовались огромной популярностью, особенно среди молодежи. Поэзия и проза Лермонтова переведены на многие языки и занимают достойное место среди классиков мировой литературы. Лермонтов умер в возрасте 27 лет, сражаясь на дуэли при странных обстоятельствах. Он вырос без родителей, имел две серьезные любовные связи, всегда был окружен хорошими друзьями, прошел войну, но тем не менее оставался одиноким на протяжении всей своей жизни. Ко дню 200 – летия со дня рождения Лермонтова, даже сняли документальный фильм, которыйпередает глубокий взгляд на то, как его личная жизнь переплетается с сюжетами его произведений. Реальность поэта постепенно переносится в мир его собственного воображения, а описываемые им персонажи и события дают ответы на биографические загадки судьбы Лермонтова.
1.1. Наследие Михаила Юрьевича Лермонтова
Лермонтову было всего 26 лет, когда он умер, он доказал свою ценность как гениальный и одаренный поэт-прозаик, писатель и драматург, преемник Пушкина, выразитель лучших традиций русской литературы. Его юные стихи и произведения наполнены страстным желанием свободы и содержат призывы к битве, болезненные размышления о том, как применить свои силы на дело своей жизни, мечты о героических подвигах, его глубоко тревожили политические события, и крестьянские восстания 1830 года побудили его ко времени «падения королевской короны».
«Революционное движение в Западной Европе встретило его восторженный отклик (стихи о июльской революции 1830 года во Франции, падении Карла X), а тема французской революции нашла отражение в его последующих произведениях (стихотворение Саша).
В поэзии Лермонтова тесно переплетались как гражданско-философские темы, так и субъективные, глубоко личные мотивы. Он ввел в русскую поэзию интонации «железного стиха», характеризующегося героическим звучанием и энергией интеллектуального самовыражения. Его энтузиазм и новаторство отвечали духовным потребностям российского общества.
Наследие Лермонтова нашло свое отражение в творчестве российских художников, композиторов, театральных и кинематографических деятелей. Его драматические произведения сыграли значительную роль в развитии театрального искусства, его жизнь послужила материалом для многих романов, поэм, спектаклей, фильмов.