Курсовая теория на тему Тема: «Личностно-ориентированное консультирование в психологическом сопровождении дошкольников, переживших развод родителей»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса развода
родителей, как фактора негативного психологического воздействия на ребенка. 5
1.1. Развод родителей как ненормативный семейный кризис. 5
1.2. Негативные психологические последствия развода родителей
для детей-дошкольников. 9
Выводы по главе 1. 14
Глава 2. Личностно-ориентированное консультирование в системе
психологического сопровождения дошкольников переживших развод родителей. 15
2.1. Особенности психологического сопровождения ребенка,
переживающего развод родителей. 15
2.2. Возможности личностно-ориентированного консультирования
в работе с детьми, переживающими развод родителей. 19
Выводы по главе 2. 23
Заключение. 25
Список используемой литературы.. 27
Введение:
Актуальность
работы. В соответствии со статистическими данными общее число
разводов в России сокращается, вместе с тем, число разводов в семьях, где
воспитываются два и более ребенка стремительно увеличивается. При этом все чаще
людей, состоящих в браке, не останавливает перед разводом наличие общих детей.
Рассмотрим проблемы поддержки своего ребенка разводящимися родителями.
По мнению М. М. Аксенова,
развод родителей для детей является тяжелым трагическим происшествием, который
сравним с утратой устоявшейся картины мира. При этом травматичным является не
сам процесс развода, в котором дети редко участвуют, а предшествующие ему
события и последующее развитие ситуации.
В краткосрочной
перспективе при разводе у детей появляются такие психолого-педагогические
проблемы, как: чувство беззащитности, чувство утраты, чувство вины, а также
чувство гнева и агрессия из-за невозможности исправить ситуацию. А в
долгосрочной перспективе разрыв между родителями может серьезно сказаться на
развитии личности ребенка и способности в будущем построить свою семью, так как
ребенок боится повторить опыт родителей.
Это позволяет нам
рассматривать развод родителей как источник психической травматизации личности
ребенка. В свою очередь, понятие «психическая травма» связано с таким понятием,
как «концептуальный диссонанс».
Суть этих понятий в том,
что концептуальный диссонанс – это несоответствие ожиданий человека от
окружающей среды, а психическая травматизация – это уже некая совокупность
последствий концептуального диссонанса. Отсюда исходит, что развод родителей
вытекает в концептуальный диссонанс. По мнению В. Леви, это в большей степени
связано с тем, что ребенок не отделяет себя от семьи как отдельный субъект, а
представляет себя частью единого механизма, в разводе родителей видит
разрушение себя.
Степень
разработанности темы исследования.
Особенности
восприятия дошкольниками развода довольно подробно рассматривались в работах
таких авторов как: В. Сатир, Ю. Валлерштейн, Г.Т. Хоментаускас и др.
Возможности психолого-педагогической помощи рассматривали в своих
исследованиях: Б.С. Братусь, О.С. Газман, В.Е. Летунова, Н.Н. Михайлова, А.Т.
Цукерман и др.
Цель
исследования – изучить особенности личностно-ориентированного
консультирования в психологическом сопровождении дошкольников, переживших
развод родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда
взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность развода родителей как ненормативный
семейный кризис;
2. изучить негативные
психологические последствия развода родителей для детей-дошкольников;
3. проанализировать особенности
психологического сопровождения ребенка, переживающего развод родителей;
4. проанализировать возможности
личностно-ориентированного консультирования в работе с детьми, переживающими
развод родителей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и
список используемой
литературы.
При написании работы были
использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых
рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, надо
осознавать и принимать то, что на каждом возрастном этапе ребенка ведется
разная работа с ним. Чем ребенок старше, тем он более болезненно воспринимает
развод родителей. Особенно к разводу родителей чувствительны мальчики.
Если ребенок еще
дошкольник, его состояние после развода, отношение к этому можно проверить с
помощью сказкотерапии.
Дети дошкольного возраста
принимают мир таким, какой он есть, и если они узнают, что родители недовольны
друг другом – они это в полной мере не осознают и не перенимают, так как они
это воспринимают как нормальный образец отношений между взрослыми. Образец
семьи, отношений в семье – это база для ребенка.
В семье удовлетворяются
психологические и физические потребности ребенка. В семье ребенок чувствует,
что его любят, что он в безопасности – его защитит мама и папа, он не умрет от
голода.
В раннем детстве очень
важны первые уроки доверия и любви, ибо именно в этом возрастном этапе у
ребенка складывается привязанность. И в последующем это нельзя будет
компенсировать ни книгами, ни дружбой, ни разговорами.
Нужно понимать, что
чувство вины – это всегда тупик, с ним не сдвинешься ни назад, ни вперед. Под
влиянием чувства вины нельзя принять правильное решение, поэтому надо
справляться с этим чувством и не навязывать его ребенку. Вместо того чтобы
углубляться в причины развода, лучше будет направить внимание на последствия и
думать, как помочь ребенку преодолеть трудности.
Важно, чтобы продолжалось
общение с обоими родителями. Главное, чтобы это общение было постоянным. Это
поможет стабилизировать состояние ребенка и снизить его тревожность. Можно
создать определенные ритуалы при общении – приезжать несколько раз в неделю и
читать книги, беседовать, идти гулять, а также можно составить график
регулярных встреч и стараться не нарушать его, чтобы у ребенка появилось
ощущение стабильности. Часто бывают случаи – состояние ребенка (подавленность,
тревога) после общения с ушедшим родителем ухудшается. Тут важно не прекращать
встречи ребенка и родителя, так как у ребенка разовьется «замороженное горе» –
он все равно скучает, но выразить это не может. Из-за этого все эмоции
перетекают в психосоматику.
Работа между родителями и
детьми – сложный, поэтапный процесс, требующий правильно выстроенной
психолого-педагогической поддержки. Родителю одному все же сложно справиться,
поэтому не лишней будет рекомендация обратиться к педагогампсихологам за
помощью. Также профессионал поможет понять: кризисный сейчас период и все можно
сохранить или единственный выход – расторжение брака.
Кризисный период – это
крайне сложное время, когда нужно раздумывать над каждым своим словом и
поступком, действовать осторожно, искать в себе силы, чтобы укрепить отношения,
которые можно не разрывать. Если это сделать невозможно, тогда нужно бороться с
последствиями развода. Нужно всегда помнить, что самые беззащитные в ситуации
конфликта или развода – это дети.
Развод родителей приводит
к психологической травматизации ребенка, что влечет за собой
психолого-педагогические проблемы на всю жизнь. Именно поэтому так важна работа
родителей с ребенком, нужно приложить все усилия, чтобы сохранить его
ментальное здоровье, нормальное развитие личности и не потерять наработанные
межличностные отношения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения
процесса развода родителей, как фактора негативного психологического
воздействия на ребенка
1.1. Развод родителей как ненормативный
семейный кризис Семья – есть колыбель
человечества. Однако, негативные социальноэкономические изменения не могли не
коснуться семьи и внутрисемейных отношений.
Статистические данные
показывают, что ежегодно в России регистрируется более 500 тысяч разводов. А
это означает, что примерно такое же количество тысяч детей остаются на
воспитании одного из родителей, в большинстве случаев – с матерью[1].
Исторический экскурс
показывает, что первое упоминание о разводе мы можем встретить в своде законов
вавилонского царя Хаммурапи (XVIII век до нашей эры). Со временем положения о
разводе многократно менялись не только в различные исторические периоды, но и
по территориальному признаку[2].
Семья в ее синхронном
функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии
благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным,
живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие
семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы
внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей
построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных, это ведет к
семейным кризисам.
Семейный кризис —
состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических
процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и
невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения[3].
Нередко семейные кризисы
приводят к разводу. Исследователь Э. Тийт[4] выделяет три группы
факторов риска развода.
· Первая –
личностные факторы риска (индивидуально-типологические особенности супругов,
опыт семейной жизни прародительской семьи, состояние соматического и
нервно-психического здоровья, социально-демографические характеристики и др.).
Традиционно фактором риска считается воспитание будущего супруга в неполной
либо дисгармоничной семье.
Причем особое значение
приобретают эмоциональные нарушения супружеских и детско-родительских отношений
– холодность, отвержение, дистантность, враждебность. Значительная разница в
возрасте, равно как и дистанция в образовательном и социальном статусе будущих
супругов, также выступают существенными факторами риска для семейной жизни.
· Вторая группа
факторов риска определяется историей создания семьи: условиями знакомства,
особенностями предбрачного периода, мотивацией брака, первичной совместимостью
супружеской пары.
Стабильность брака
снижается, если период знакомства оказывается слишком коротким (менее полугода)
и недостаточным для познания друг друга и установления равноправных отношений,
в которых партнеры учатся взаимопониманию и сотрудничеству в решении возникающих
проблем. [1] Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е.
Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник
МГУ. Серия XIV. Психология. — 2015.- № 4. – С.15-21. [2] Захаров А.И. Происхождение детских
неврозов и психотерапия. — М.: Владос, 2009. – 145с. [3] Антонов А.И. (ред.) Социология
семьи . Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРАМ, 2007. — 640 с. – С. 66. [4] Семейная психотерапия / сост.
Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с. –
С. 12.