Курсовая теория на тему Тема интеллигентного человека в творчестве А П Чехова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Ведущая тема творчества А.П. Чехова – тема судеб русской интеллигенции 5
1.1 Понятия «интеллигент», «интеллигенция» 5
1.2 Общая характеристика интеллигента и интеллигенции во взглядах А.П. Чехова 8
Глава 2. Герои – интеллигенты и их судьбы на страницах произведений А.П. Чехова 15
2.1 Образы – интеллигенты в произведениях А.П. Чехова 15
2.2 Значение произведений А.П. Чехова для развития общественной мысли в стране 20
Заключение 24
Список источников и литературы 25
Введение:
Актуальность темы. Проблемы интеллигенции, ее сущности, судьбы, места и роли в социокультурной жизни России относятся к традиционным, даже составили тему специфической национальной мифологии. Начиная с середины ХIX века и вплоть до нашего времени эти проблемы оживленно обсуждаются в многочисленной философской, научной, художественной и беллетристической литературе.
Ведущей темой творчества А.П. Чехова является тема судеб русской интеллигенции. Принадлежа к этой социальной прослойке, Чехов считал интеллигенцию передовым классом, который должен был стать опорой для страны, способствовать ее развитию и процветанию, но, по наблюдениям Чехова, такого не происходило.
Интеллигенты в России – несчастные, беспомощные люди, которым трудно найти своё место в жизни. Люди, которые страдают от своей беспечности. Они не могут найти своё счастье, но самое ужасное заключается в том, что они даже не могут принести пользу своей стране. Чехова беспокоит данная проблема, она поднята во многих его произведениях.
Цель исследования: изучение образа интеллигента и интеллигентности в изображении Чехова.
Задачи исследования:
– рассмотреть понятия «интеллигент», «интеллигенция»;
– дать общую характеристику интеллигента и интеллигенции во взглядах А.П. Чехова;
– охарактеризовать образы интеллигентов в произведениях А.П. Чехова;
– оценить значения произведений Чехова для развития общественной мысли в стране.
Предмет исследования – тема интеллигентного человека.
Объект исследования: тема интеллигентного человека в творчестве А.П. Чехова Период исследования – 1879 – 1904 гг.;
Теоретическая основа. В работе были использованы труды следующих исследователей: А.С. Лазарев-Грузинский, В. Тихонов, И. Потапенко, А. Дерман, И. Новиков, В.И. Немирович-Данченко, Б. Лазаревский, В.Б. Катаев, Р.В. Рывкина, В.А. Бачинин, А.Ф. Лосев, Т.В. Наумова, Л.Н. Коган, Г.К. Чернявская, М.Г. Розовский, Г.П. Бердников.
Объем и структура исследования.
Заключение:
В литературной репутации А.П. Чехова большую роль сыграло представление о том, что он сам был абсолютным воплощением «чеховской интеллигенции», утраченного идеала русской культуры. «Чеховская интеллигенция» – это образец доброты, мягкости, отзывчивости, сдержанности и многих других качеств, противопоставленных агрессивности, напористости, грубости человека XX–XXI веков. Однако отношение писателя к интеллигенции своего времени было критическим: он осуждал безответственность, неумение довести до конца начатое дело, нерешительность, и это отношение проявилось как в письмах писателя, так и в его произведениях. Сложившаяся мифология накладывает существенный отпечаток и на современные интерпретации.
Тема русской интеллигенции представляла интерес для Чехова, и он неоднократно обращался к ней в своих работах Отношение А.П. Чехова к русской интеллигенции было противоречивым: он приводит как положительные, так и отрицательные ее характеристики. Самоидентификация А.П. Чехова как интеллигента обнаруживается лишь в тех случаях, когда речь идет о деятельности интеллигенции на благо общества. Следовательно, эту характеристику русской интеллигенции следует считать наиболее важной для А.П. Чехова. А.П. Чехов предвосхитил и выразил в своей переписке те оценки русской интеллигенции, которые впоследствии были развиты в работах отечественных философов. А.П. Чехов свои надежды на улучшение русской жизни возлагает не на интеллигенцию (и вообще не на социальный класс, прослойку, кружок), а на «отдельных личностей» (в отличие от «Вех», авторы которых направили свою критику именно в адрес интеллигенции как класса, от которого, по их мнению, в наибольшей степени зависит судьба России).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Ведущая тема творчества А.П. Чехова – тема судеб русской интеллигенции
1.1 Понятия «интеллигент», «интеллигенция»
Важно заметить, что, когда говорят и пишут об интеллигенции, имеют ввиду в основном гуманитарную, а точнее говоря, художественную – деятелей искусства (писателей, поэтов, художников, режиссеров и др.), называют ее творческой. Что же касается научно-технической интеллигенции, то она выделяется редко и не характеризуется как особый отряд интеллигенции. В силу этого, несмотря на то что предлагаемая статья носит проблемный характер, что выражено в самом ее названии, все же уже здесь предварительно определим свою позицию, которая в дальнейшем найдет свое обоснование. Мы считаем, что в современной России интеллигенция существует как новый ее общественно-исторический тип, существует и научно-техническая интеллигенция как особая, важнейшая и многочисленная ее часть.
«Интеллигенция» (лат. Intllegens) в переводе на русский язык означает «умный, знающий, знаток, мыслящий, понимающий». Считается, что понятие «интеллигенция» впервые ввел в обиход в 1866 году русский писатель П.Д. Боборыкин, однако этот факт далеко не бесспорен. Если верить историкам, то термин «интеллигенция» существовал еще в античном мире, в частности, его использовал римский философ Цицерон для обозначения свободных и образованных граждан, которые заняты не физическим, а умственным трудом. Л. Коган и Г. Чернявская полагают, что впервые понятие «интеллигенция» появилось во Франции в конце ХVIII века, ввел его Р. Пайпс. Они доказывают, что это понятие применяли уже А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Ф.М. Достоевский и др.
Однако, как известно, в литературе до сих пор нет четкого, однозначного и общепринятого понимания феномена интеллигенции. И все же, на наш взгляд, можно выделить два главных подхода к выяснению ее сущности – социологический, структурно-функциональный и социокультурный, этический. Социологический, структурно-функциональный подход понимает интеллигенцию как определенный элемент социальной структуры общества, как социально-профессиональную группу людей, занятых высококвалифицированным умственным трудом.
Данный подход господствует в отечественной литературе. В частности, Т.В. Наумова считает, что «современную российскую интеллигенцию вполне можно рассматривать как особую социальную группу людей, занятых интеллектуальным трудом, для которых создание духовных и культурных ценностей, поиски знания и активное участие в их передаче народу является основной сферой деятельности» .
Социокультурный, этический подход к пониманию интеллигенции носит сугубо национальный характер. Здесь она понимается как специфический русский феномен, как духовно-нравственная элита, соль земли, мозг и совесть нации, как властитель дум.
Русской интеллигенции приписывались такие духовно-нравственные свойства и качества, как духовность, высокая гражданственность, развитое самосознание, гуманность, критичность, справедливость, совестливость, стыдливость, гордость, достоинство, скромность, трудолюбие, уважительное отношение к другим, искусство их понимания, защита интересов народа, оппозиционное отношение к государственной власти. А.Ф. Лосев в своих работах в основном придерживался данной позиции, признавая за интеллигенцией особую социокультурную миссию, совершение ею «общественно-личностного исторического подвига» во имя «человеческого благоденствия» .
Интеллигенту, по мнению А.Ф. Лосева, присущи:
1) понимание индивидуальной жизни как сгустка общественно-исторических отношений;
2) жизнь ради всеобщего благоденствия;
3) стремление к ликвидации несовершенства жизни;
4) превращение своей жизни в актуальный или потенциальный подвиг .
«Интеллигентный человек, – замечает В.А. Бачинин, – это духовно богатая личность, обладающая высокой внутренней и внешней культурой. Первой и важнейшей его особенностью является его активное отношение к жизни. Он не безразличен к тому, что происходит вокруг него. Спектр его отношений к миру, к жизни и людям чрезвычайно многогранен и разнообразен. И чем богаче его интересы и потребности, тем этот спектр ярче» .
Как видим, в России сложился весьма позитивный, идеализированный и даже мифологический образ дореволюционной интеллигенции. Однако существует и негативная оценка. Представители ее считались не от мира сего, упрекались в ничегонеделании, маниловщине, словоблудии, в нерешительности, в подражании Западу, вообще в грехопадении, в разрушении национальных, религиозных традиций. Интеллигенция обвинялась даже в происходящих в России революции и гражданской войне .
Здесь необходимо заметить, что идеализированный образ дореволюционной интеллигенции часто используется для характеристики советской и постсоветской интеллигенции. В связи с этим можно назвать работы Д.С. Лихачева, В.А. Сухомлинского, А.С. Панарина, Б.С. Ерасова, В.А. Бачинина, В.Ж. Келле, В.А. Кутырева, А.С. Ахиезера, А.С. Запесоцкого. Понятно, что многие духовно-нравственные свойства и качества дореволюционной интеллигенции либо вообще отсутствуют, либо слабо представлены у советской, особенно у постсоветской интеллигенции. Поэтому порой говорится об неинтеллигентности интеллигенции, о «смерти», исчезновении интеллигенции в России.
Очень важно подчеркнуть, что дореволюционная, советская и постсоветская интеллигенция – существенно и принципиально различные общественно-исторические типы интеллигенции. Постсоветская интеллигенция появилась в трансформирующейся и модернизирующейся России в условиях рыночной экономики, в условиях «дикого» капитализма. Поскольку она является новым и молодым общественно-историческим типом интеллигенции, ее сущность, место и роль в социокультурной жизни России недостаточно поняты и осмыслены, а потому слабо охарактеризованы в литературе.