Курсовая теория на тему Тема «Диагностика ринолалии у дошкольников»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Современное состояние проблемы изучения детей с ринолалией 5
1.1. Причины возникновения и виды ринолалии. 5
1.2. Анатомо-физиологические проявления при ринолалии. 8
1.3. Структура речевого нарушения при ринолалии. 10
1.4. Проблема восстановления речи у лиц с ринолалией. 14
Выводы по 1 главе. 17
Глава
2. Содержание методики диагностики ринолалии. 19
2.1 Анализ анамнестических данных. 19
2.2 Исследование состояния артикуляционного аппарата. 20
2.3 Обследование дыхания. 22
2.4 Обследование фонетико-фонематических особенностей речи. 23
2.5 Исследование голоса и интонационных возможностей. 25
Выводы по 2 главе. 27
Заключение. 29
Список
литературы. 31
Введение:
В современное время можно констатировать
увеличение количества детей, которые имеют те или иные нарушения языковых и
речевых функций. Проведенное нами исследование анализу ринолалии. Это
расстройство характеризуется нарушением произношения и тембра голоса, которое
обусловлено анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Дефекты речи при ринолалии усугубляют
неполноценное развитие познавательной деятельности ребенка, осложняют процесс
овладения грамотой и зачастую ведут к нарушениям и письменной речи. Поэтому
коррекция нарушений устной речи учащихся подразумевает организацию
целенаправленной работы логопеда, что, в свою очередь, доказывает необходимость
развития средств и содержания коррекционного воздействия.
Данной проблемой занимались такие
исследователи, как Булатовская Б. Я.,
Вернадский Ю. М., Колпак Т. В. и др. Исследования Левиной Р. Е., Ткаченко Т.
А., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., которые были посвящены
фонетико-фонематическим процессам, показали, что главным признаком недоразвития
фонетико-фонематического поля является неоконченный процесс усвоения и
дифференциации звуков. В своих исследованиях ученые отмечали, что
фонематическое восприятие является важнейшим для полноценного освоения звуковой
стороны речи, а следовательно и для формирования письменных навыков.
Дошкольники с нарушениями
звукопроизношения в структуре речевого дефекта, сопровождающимися неполным
развитием фонематических процессов, особенно нуждаются в направленном
логопедическом воздействии. Выбор способа коррекции определяется состоянием
фонетико-фонематических процессов, которое выявляется, подобрать систему
адекватных приемов исправления и устранить дефекты, что и определило
актуальность выбора темы нашей работы.
Актуальность и теоретическая значимость
вопроса фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста
с ринолалией позволило определить объект, предмет, цель и задачи нашего
исследования.
Цель данного исследования состоит в
анализе проведенных отечественных и зарубежных исследований диагностики
ринолалии у дошкольников.
Объектом исследования являются особенности
диагностики ринолалии у дошкольников.
Предмет нашего изучения это система диагностики ринолалии у дошкольников с целью
устранения недостатков речи.
Задачами исследования являются: — проанализировать причины возникновения
ринолалии у дошкольников и характеристика ее видов; — рассмотреть анатомо-физиологические
проявления ринолалии; — изучить структуру речевого нарушения при ринолалии; — рассмотреть содержание методик
исследования речи детей с ринолалией. — выявить основные направления коррекционной
работы по проблеме восстановления речи у
лиц с ринолалией.
Основным методом исследования был
теоретический анализ педагогической, психологической, медицинской, методической
литературы по теме исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В первой главе нашего исследования был
проведен теоретический анализ проблемы фонетико-фонематического недоразвития
речи у дошкольников с ринолалией. Установлено, что при правильных условиях
воспитания дети достаточно рано усваивают основные звуки. К двум годам ребенок
в норме различает все тонкости своей родной речи, понимает и реагирует на
слова, отличающиеся всего одной фонемой. Таким образом формируется его
фонематический слух.
Формирование правильного звукопроизношения
в значительной степени зависит от способности ребенка к анализу и синтезу
речевых звуков. Исследование особенностей дошкольников с ринолалией показывает,
что у них отмечаются выраженные отклонения в развитии артикуляционной стороны
речи, которые сопровождаются несформированностью фонематического восприятия.
Гласные и согласные звуки формируются с сильным носовым (гнусавым) оттенком. Их
произношение значительно изменено, и звуки между собой не имеют четкой дифференциации.
Все произносимые звуки на слух воспринимаются как дефектные, искаженные. Их
общее восприятие слушающим сводится к характеристике звуков как храпящих с
носовым оттенком. Готовность к обучению детей с ринолалией в школе во многом
зависит от своевременного исправления имеющихся недостатков речи.
Исправление патологической назализации
голоса, несмотря на многообразие применяемых приемов, представляет некоторую
трудность. В первую очередь это определяется тяжестью дефекта, а также
характером хирургического вмешательства, которое не всегда дает хороший
анатомический и функциональный эффект. Восстановление тембра голоса во многом
осложняется тем, что при врожденных расщелинах неба значительно страдает
механизм голосообразования, так как иннервация мягкого неба сильно влияет на
функционирование голосовых складок.
Логопедическая работа требует
направленного воздействия на всю систему голоса и речеобразования.
Значительными являются ранние профилактические и комплексные коррекционные
мероприятия, которые помогают снизить развитие дефекта и способствовать
скорейшей социальной реабилитации детей с врожденными аномалиями неба.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Современное состояние проблемы изучения детей с ринолалией 1.1. Причины возникновения и виды ринолалии
Ринолалия представляет собой нарушение
звукопроизношения и тембра голоса вследствие врожденных анатомо-физиологических
дефектов речевого аппарата. Термин произошел от греческих слов «ринос» — нос, и
«лалио» — речь.Дословно термин «ринолалия» означает «речь с носовым оттенком»
[7].
До определенного времени ринолалия
подводилась под обобщающее понятие «косноязычие». В 60е годы 20го века
отслеживалась тенденция к отказу от этого определения. Под данный термин
подводились все виды нарушений произношения, то есть дислалия, ринолалия, дизартрия,
нарушения речи, обусловленные тугоухостью. В последующем времени было выделено
отдельное нарушение, как механическая дислалия. Оно соединяло в себе два
нарушения, ринолалию и дислалию. До сравнительно недавнего времени ринолалию
определялась как одна из основных форм механической дислалии (О. В. Правдина,
В. Олтушевский). Далее в работах Б. М. Гриншпуна, С. С. Ляпидевского и М. Е.
Хватцева ринолалия была отделена от механической дислалии в самостоятельное
речевое нарушение, учитывалась специфика, которая характеризуется сочетанием
расстройств голоса и неправильным звукопроизношением [6].
Ринолалия характеризуется патологическим
изменением резонирования носовой полости в процессе фонаций, следствием чего
является выраженная назальность речи.
В классификации расстройств речи ринолалия
рассматривается либо как самостоятельное нарушение, либо как форма механической
дислалии (О. В. Правдина, В. Олтушевский). Иногда данное отклонение описывается
под названием ринофония (Зееман). С нашей точки зрения, последний термин
неоднозначен для определения ринолалии, так как он указывает лишь на
специфический назальный тембр голоса, в то время как термин ринолалия говорит о
специфическом нарушении артикуляции и акустической характеристики звуков.
Мы будем трактовать ринолалию как
самостоятельное речевое нарушение, которое характеризуется специфическим
сочетанием расстройств голоса и неправильного произношения звуков. В отличие от
механическиой дислалии, при ринолалии страдает произношение не только
согласных, но и гласных звуков, а также произношение и звонких и глухих
согласных звуков.
Ринолалия проявляется в трех формах:
открытой, закрытой и смешанной [2]. Открытая форма характеризуется
неполноценной артикуляцией и аномальным акустическим эффектом речевых звуков.
Во время произношения струя воздуха проходит одновременно и через рот, и через
нос, поэтому возникает носовое резонирование при произнесении звуков.
Аномальный акустический эффект проявляется и в специфическом тембре голоса.