Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Тема 7. Государственно-территориальное устройство: современные подходы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА 5
1.1. Территориальная политика развития государства: понятие, цели, задачи, принципы 5
1.2. Основные инструменты и методы проведения политики государственно-территориального устройства 9
ГЛАВА 2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Современная политика территориального развития в Российской Федерации 16
2.2. Предложения по применению зарубежного опыта территориального развития в Российской Федерации 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 37

  

Введение:

 

Актуальность. Территориальное развитие является одним из политических и социально-экономических приоритетов государственного управления. Каждое государство определяет для себя самую оптимальную стратегию территориального развития, исходя из возможностей территориальной экспансии, централизации или децентрализации. Сложность данной задачи, стоящей перед любым государством, во много обусловлена социально-экономическими особенностями территориальных районов, их политикой в управлении и менталитетом жителей. Одной из острых проблем торможения территориального развития является противоречие интересов государства в целом и интересов территорий, что обуславливает необходимость поиска эффективных механизмов для достижения компромиссов.
Российская Федерация на протяжении последних десятилетий находится в условиях активного поиска правильного вектора территориального развития и оптимального обустройства своих субъектов и регионов в целом. Разработка и реализация стратегических планов экономического и социального развития регионов предполагает наличие собственных экономических механизмов. Под экономическим механизмом разработки или реализации стратегических планов экономического и социального развития регионов понимается некоторая система форм и способов сотрудничества, которая обеспечивает определенный порядок в деятельности участников при постановке и достижении стратегических целей регионального развития . Вызвано это тем, что наличие определенного комплекса элементов обусловливает возникновение новой в качественном отношении целостности, в которой достигается необходимая теснота связей между отдельными ее элементами, составляющими которых выступает субъектный состав участников.
Вновь создаваемый механизм имеет свои отличительные особенности. Связано это с тем, что на стадии разработки может использоваться один набор методов (инструментов) и форм их сочетания, а на стадии реализации других.
При этом важным обстоятельством использования возможных методов стратегического планирования является то, что абсолютное их количество может применяться одновременно и на стадии разработки, и на стадии реализации. Поэтому различия в элементном составе и формах сочетания таких методов могут касаться содержания отдельных блоков. Вследствие значительной дифференциации её природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий унифицированный подход к регионам России невозможен. Именно поэтому в данном аспекте важно использовать положительный опыт и лучшие практики воплощения в жизнь принципов управления территориальным развитием других стран. Это позволит России найти для себя оптимальные методы развития территорий и государства в целом.
Целью курсовой работы является анализ зарубежного опыта проведения политики государственно-территориального устройства, и разработка предложений по применению данного опыта в стратегии территориального развития Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
 раскрыть понятие, цели, задачи и принципы политики государственно-территориального устройства;
 изучить основные инструменты и методы проведения политики государственно-территориального устройства;
 провести анализ зарубежного опыта по проведению политики государственно-территориального устройства;
 рассмотреть современную политику территориального развития в Российской Федерации;
 разработать предложения по применению зарубежного опыта политики государственно-территориального устройства в Российской Федерации.
Объект исследования – территориальная политика Российской Федерации.
Предмет исследования – зарубежный опыт политики государственно-территориального устройства и возможности его применения в Российской Федерации.
Методологической базой послужили такие методы исследования, как системный подход к региональной политике, системный анализ проведения зарубежной политики государственно-территориального устройства, метод экспертных оценок современной политики государственно-территориального устройства России.
Обзор специальной литературы. Основу исследования курсовой работы составили фундаментальные научные труды отечественных ученых, которые представили в своих работах изученный ими опыт территориального развития, выявили важные для России черты, механизмы и методы, сформировали рекомендации для реализации территориальной политики в российских условиях. К таким исследователям можно отнести следующих: Крутиков В.К., Аракелан Н.Р., Бляхман Н.С., Радченко О.Н., Минакир П.С., Кузнецова О.В., Леонов С.Н., Абалкин Л.И.
Характеристика нормативно-правовых актов. В работе использовалось отечественное и зарубежное законодательство, федеральные законы, приказы, распоряжения и иные подзаконные акты.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В соответствии с положениями «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» совершенствование региональной политики является одним из приоритетных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов РФ, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни граждан.
Необходимо отметить, что в соответствие со ст. 70 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и соответствующие должностные лица несут три вида ответственности:
Перед население муниципального образования;
Перед государством;
Перед физическими и юридическими лицами.
При этом на государственном уровне отмечается размытость правового регулирования субъектов, которые реализуют право на местное самоуправление, что негативно сказывается на правоприменительной практике.
Ответственность перед конечным получателем услуги за соответствующее исполнение переданных полномочий несет государство. При этом на органах местного самоуправления лежит юридическая ответственность перед ним. Основание юридической ответственности представляет конституционная норма, обязывающая властные органы, граждан и их объединения следовать Конституции и законам, соответствующим законодательным нормам местного самоуправления.
Тем не менее, действующее нормативно-правовое обеспечение и его практическое применение дает возможность заключить, что институт ответственности органов местного самоуправления за исполнение конкретных государственных полномочий представляется одним из менее проработанных в рамках правовой науки и законотворческой инициативе РФ и ее субъектов.
Ко всему прочему в отечественной практике не учитываются современные мировые тенденции муниципальной деятельности в отношении децентрализации власти. К тому отмечается отсутствие целостного изучения модернизационного и интеграционного контекста делегирования полномочий, ресурсного распределения и ответственности за органами местного самоуправления.
Следовательно, устранение проблем, которые сопровождают делегирование полномочий и ответственности органов местного самоуправления должно происходить на базе совершенствования нормативно-правовой базы.
Нынешняя законодательная система РФ требует модернизации на базе укрепления организационной, правовой, финансовой, материальной и административной автономности. Вдобавок необходимо применение зарубежных практик административно-территориального устройства и принципов децентрализации, деконцентрации, вездесущности, субсидиарности и единства публичной администрации.
Неотложной проблемой, которая требует внимания, можно назвать — определение точной территориальной базы для деятельности, как органов местного самоуправления, так и государственных властных органов, что будет способствовать обеспечению доступности и требуемого качества общественных услуг, предоставляемых со стороны соответствующих органов, а также надлежащую ресурсную базу.
Территориальное общественное самоуправление, представляет собой мощнейший социальный ресурс в повышении эффективности деятельности органов местного самоуправления и обеспечения легитимности публичной власти.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
1.1. Территориальная политика развития государства: понятие, цели, задачи, принципы

Понятие. Впервые понятие «региональная политика» было обозначено в трудах западных ученых в начале XX века . Данное понятие использовалось для описания совокупности законодательных, административных, экономических и социальных мер, которые были направлены на выравнивание уровня и качества жизни населения в различных регионах государства. В 1975 г. был создан первый специфический инструмент региональной политики – Европейский фонд регионального развития . Данный фонд осуществляет финансовую поддержку региональной политики с целью снижения диспропорций в развитии отдельных неблагополучных (депрессивных и периферийных) регионов стран Европейского союза.
На сегодняшний день существуют различные подходы к понятию региональной политики. Во всех развитых странах с рыночной экономикой региональная политика выступает не как набор отдельных законов и программ, а как целостная система мер, охватывающих всю территорию страны и имеющих стройную организационную структуру .
Региональная политика, по мнению академика А.Г. Гранберга — это специализированная регионально ориентированная деятельность, осуществляемая на различных уровнях:
• Федеральная региональная политика. Ее предмет — территориальные проблемы национальной экономики, отношения центра с субъектами Федерации, в том числе решение проблем “малых регионов” (ликвидация чрезвычайных ситуаций; освоение месторождений стратегического сырья; конверсия промышленного узла с оборонными предприятиями и др.).
• Субфедеральная региональная политика. Ее предмет — пространственная организация внутри региона (преодоление депрессивного состояния малых городов; улучшение транспортной доступности и т.п.).
• Межрегиональная региональная экономическая политика. Ее предмет — координация социально-экономического развития групп сопредельных регионов, в том числе в их взаимоотношениях с федеральным центром.
Региональная (социально-экономическая) политика — это сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, отражающая взаимоотношения как между государством и регионами, так и регионов между собой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы