Курсовая теория на тему Технология использования дидактической игры в работе с детьми второго младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения использования дидактической игры в работе с детьми второго младшего дошкольного возраста 6
1.1 Понятие дидактической игры в научной литературе 6
1.2 Роль и место дидактических игр в педагогическом процессе детского сада 8
1.3 Технология использования дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста 16
1.3.1 Понятие «педагогическая технология» 16
1.3.2Технология проведения дидактических игр 18
1.3.3Условия эффективной игры 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Введение:
Актуальность темы. Дошкольное образование является обязательной первичной составной частью системы непрерывного образования в России.
Мы полагаем, что логика непрерывного образования и воспитания личности содержит идею воспитания ребенка в детском саду как полно-ценного члена общества, формирования готовности его к школьному обу-чению. Таким образом, первоочередной задачей детского учебного заве-дения является воспитание всесторонне развитого человека. Важной со-ставной частью этой задачи является борьба за высокое качество знаний и умений воспитанников, формирование у них навыков самостоятельного умственного труда, воспитание творческой личности.
Педагогами и психологами доказано, что новые знания, умения и навыки лучше всего усваиваются в ходе игры. Игра — вид деятельности, который заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и от-ношений между ними, направленный на познание окружающей деятельно-сти. В процессе игры у ребенка появляется потребность активно влиять на вещи, предметы,его окружающие. Она развивает и формирует интеллекту-альные, эмоциональные, волевые качества личности.
Поскольку одной из основных задач работы дошкольного учебного заведения является подготовка детей к обучению в школе, то усвоение ими базовых знаний становится чрезвычайно важным.
В системе обучения и воспитания дошкольника с целью наиболее эф-фективного умственного развития используются дидактические игры и упражнения, которые развивают наблюдательность, воображение, память, мышление, речь, внимание, сенсорные ориентации детей в размерах, фор-мах, цветах, максимально используют их интеллектуальный потенциал в познании мира и самого себя.
Дидактические игры, благодаря своему разнообразию, имеют очень широкий круг применения. Вопрос влияния дидактических игр на ум-ственное развитие детей дошкольного возраста изучалось многими уче-ными: Л.Артемовою, А.Бондаренко, А.Буровым, Ф.Блехер, В.Крушинською, Ф.Левин-Щириным, Л.Мацюк, Д.Менджерицькою, С. Михайловой, Т.Смоленцевою, А.Сорокиным, Е.Удальцовою, О.Усовою, К.Щербаковою, О.Янковською, О.Запорожцем, Д.Элькониным и другими. [11,16]
Итак, можно отметить, что использование дидактических игр имеет большое значение для развития современного дошкольника. Вопрос мето-дического использования дидактических игр остается актуальным и на со-временном этапе развития педагогической мысли, так как существует объ-ективная необходимость повышения качественных показателей обучения и воспитания в детских садах. Поэтому тема данного педагогического иссле-дования «Технология использования дидактической игры в работе с деть-ми второго дошкольного возраста» является очень актуальной.
Oбъект исследования — дидактические игры.
Предмет исследования – технология использования дидактических игр в работе с детьми детей второго дoшкольнoгo возраста.
Цель исследования — теoретически и експериментальнo проверить технологию использования дидактических игр в работе с детьми второго дошкольного возраста.
В соответствии предмету и цели исследования были поставлены сле-дующие задания:
прoанализировать состояние исследованной прoблемы в совре-менной психoлoгической, педагoгической и метoдической литературе;
раскрыть особенности использования дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста;
разработать и экспериментально апрoбировать технологию ис-пользования дидактических игр в работе с детьми дoшкольнoгo возраста;
oценить эффективность разработанной технологии.
Для решения указанных заданий были использованы соответственны е методы исследования: теoретические — анализ научных источников с прoблемы исследования, нoрмативних и прoграммних дoкументов, метoды сравнения, систематизации, классификации и обобщения полученных теoретических данных; эмпирические — диагнoстические (анкетирование, беседа, изучение и анализ прoдуктов детской деятельнoсти), педагoгиче-ский эксперимент, метoды математической статистики для количественного и качественного анализа эмпирических данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждому из разделов, общих выводов, списка литературы, приложений.
Заключение:
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую лите-ратуру, нами было установлено, что дошкольный возраст является наибо-лее благоприятным, то есть сенситивным для умственного развития до-школьников. Этот процесс характеризуется длительностью и сложностью, а также развитием интеллектуальной сферы в дошкольника, который опи-рается на умственные операции. К этому вопросу обращались такие педа-гоги как А. Запорожец. Л. Венгер, Ю. Бабанский, М. Поддяков.
Особенностью использования дидактической игры в работе с детьми второго младшего дошкольного возраста является то, что она выступает одновременно игровым и учебным средством, благодаря которому ребе-нок удовлетворяет свои потребности, то есть в ходе игры ребенок воспри-нимает образовательные задания, именно на которые направляется внима-ние, память и мышление дошкольника. В такой игре ребенок не только по-лучает, но и обобщает и закрепляет знания. Благодаря дидактической игре повышается эффективность восприятия детьми учебного материала, стано-вится более разнообразная учебная и воспитательная деятельность, в ко-торую вносятся элементы любопытства.
Важным при использовании обучающих игр является соблюдение ее структуры, компонентами которой являются: дидактические и игровые за-дачи, игровые действия, правила и результат.
Применение дидактических игр в работе с дошкольниками способ-ствует активизации опыта и словарного запаса ребенка, дидактические иг-ры в работе с детьми второго младшего дошкольного возраста становятся одним из продуктивных средств формирования знаний о обьектах окру-жающего мира у детей дошкольного возраста при наличии определенной системы и правильного руководства воспитателя.
Игра развивает у ребенка способность выделять существенное, ха-рактерное для окружающей среды, помогает ему глубже и полнее осознать явления реальности. Игра способствует развитию творческого воображе-ния, что необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.
Игра формирует у детей волевые качества: способность подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами всей команды. Наконец, в игре ребенок осваивает моральные нормы и правила поведения, которые играют решающую роль в форми-ровании его личности.
Игра является важным средством психического воспитания. Вос-производя различные жизненные события, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что он видел, о чем его читали и говорили. Таким образом, благодаря игре интерес детей к различным профессиям укрепля-ется и углубляется, а уважение к работе поощряется.
Правильное управление играми имеет решающее значение в разви-тии психики ребенка, в формировании его личности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения использования дидактиче-ской игры в работе с детьми второго младшего дошкольного возраста
1.1 Понятие дидактической игры в научной литературе
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, что на каждом возрастном этапе является ведущей. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра, которая отвеча-ет за потребности ребенка в познании окружающей действительности и да-ет ему возможность переноситься в волшебный мир фантазий. Как отмечал А.Макаренко, «… игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Ребе-нок в игре, такой, во многих отношениях, он будет в работе, когда вырас-тет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в иг-ре »[10]
Среди детских игр, использующих в учебно-воспитательном процес-се дошкольного воспитательного заведения важное место занимают дидак-тические игры. Содержание понятия дидактическая игра определяется как система влияний, направленных на формирование у ребенка познаватель-ной активности. Она способствует решению задач нравственного, эстетиче-ского, умственного, физического и трудового воспитания. К. Ушинский по поводу игры писал: «В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля, и если говорят, что игры предвещают буду-щую судьбу ребенка, то это верно в двойном смысле: не только в игре проявляются способности ребенка и относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а одновременно и на ее будущую судьбу ».[16]
Ценность дидактических игр заключается в том, что у них перед детьми ставятся дидактические задачи, для решения которых требуется со-средоточенность, произвольное внимание, умственное усилие, умение осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Игры способствуют развитию у детей ощущений и восприятия, формиро-ванию представлений, усвоению знаний, позволяют научить детей исполь-зовать рациональные способы решения определенных умственных и прак-тических задач. Как отмечала Е. Тихеева, игра является основным содер-жанием жизни ребенка, его трудом и развлечением одновременно; она да-ет ее души широкую возможность оказаться во всей многогранности своих черт и особенностей. [15]