Курсовая теория на тему Технология игрового обучения с наглядными и практическими методами обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы значения игры в педагогике 5
1.1. Сущность понятия «игра» 5
1.2. Сущность игровых технологий в обучении 9
Глава 2. Особенности игрового обучения с наглядными и практическими методами обучения 13
2.1. Роль наглядных методов обучения 13
2.2. Практические методы в игровом обучении 16
Заключение 18
Список использованных источников 20
Введение:
Актуальность работы. Игра занимает центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим способом его мировидения. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, в которой развиваются специфические действия и представления ребенка, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Д.Б. Менджерицкая, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).
В исследованиях, проведенных в последние десятилетия, во взгляде на игру делается акцент на создание условий формирования внутренних свойств и качеств личности: творческой активности и художественно-творческих способностей (М.Б. Зацепина, Н.Ф. Губанова, Т.С. Комарова, О.А. Соломенникова и др.), нравственных качеств (Р.С. Буре, С.А. Козлова, В.И. Петрова и др.), организационных умений (А.К. Бондаренко, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко и др.).
В данных исследованиях игра выступает как стимулирующее средство, способствующее созданию мотивации деятельности, пробуждению интереса и эмоций детей.
Игра – деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Игра воспитывает, и как средство воспитания, нуждается в исследовании воспитательных функций, а также способов поддержки и педагогического руководства.
Значимости использования игры в обучении детей заключается в том, что у них с приходом в школу кардинально меняется жизненная позиция, происходит изменение ведущей деятельности. Однако игра не уходит из жизни школьников, она помогает им расслабиться после учебного дня, адаптироваться в новых условиях, выстроить взаимоотношения со сверстниками.
Именно поэтому включение игры, игровых методов, действия и элементов в учебный процесс способствует лучшему усвоению учебного материала, делает урок не скучной и монотонной повинностью, а интересным и познавательным времяпровождением.
Объект исследования – игровое обучение.
Предмет исследования – игровое обучения с наглядными и практическими методами обучения
Цель исследования – изучить особенности технологии игрового обучения с наглядными и практическими методами обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность понятий «игра»;
2. изучить сущность игровых технологий в обучении;
3. определить роль наглядных методов обучения;
4. проанализировать практические методы в игровом обучении.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что значимости использования игры в обучении детей младшего школьного возраста заключается в том, что у них с приходом в школу кардинально меняется жизненная позиция, происходит изменение ведущей деятельности.
Однако игра не уходит из жизни младших школьников, она помогает им расслабиться после учебного дня, адаптироваться в новых условиях, выстроить взаимоотношения со сверстниками.
Именно поэтому включение игры, игровых действия и элементов в учебный процесс способствует лучшему усвоению учебного материала, делает урок не скучной и монотонной повинностью, а интересным и познавательным времяпровождением.
Урок – это основная форма организации учебного процесса в школе.
Игра или игровой прием во время урока способствует формированию стойкого интереса к получению знаний, снимает у детей напряжение и помогает «легко» войти в новый коллектив.
Кроме того, игра способствует общему развитию, так как играя дети могут получить некоторые практические навыки, обогатить собственный внутренний мир.
Таким образом, роль игры в обучении детей младшего школьного возраста очень велика, так как во время игровой деятельности осуществляется умственное, эстетическое, физическое и нравственное воспитание.
Применение игр в учебном процессе начальной школы требует соблюдения ряда правил:
1. Все игры должны быть основаны на самостоятельной и творческой деятельности детей.
2. Игры, должны быть доступны детям, а цель ясна.
3. Обязательным элементом каждой игры выступает ее эмоциональность. Игра должна вызывать у детей удовольствие, веселое настроение.
4. В каждой игре должен присутствовать элемент соревнования между участниками или командами. Это способствует развитию у детей самоконтроля, дисциплинированности, чувства коллективизма и т.д.
Таким образом, игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу обучения в начальной школе.
Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения опосредовано и детерминировано психофизиологическими особенностями ребенка 6-10 лет и доказано во многих психологических и педагогических исследованиях.
Таким образом, словесные, наглядные и практические методы организации деятельности младших школьников на занятиях должны отвечать современным требованиям и использоваться в зависимости от педагогической ситуации.
При использовании этих методов важно не забывать, что важнейшую роль играет интерес ребенка к процессу обучения, в этой связи, необходимо подобрать нужный метод, который бы позволил удержать внимание и интерес обучающегося.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы значения игры в педагогике
1.1. Сущность понятия «игра»
В последнее время, как в науке, так и в практике дошкольного воспитания сложилось весьма противоречивое отношение к детской игре.
В широком смысле игра рассматривается как непродуктивная деятельность, поскольку она не имеет практического результата, ее обычно противопоставляют работе.
В частности, в классическом культурологическом сочинении Й. Хейзинга «Человек играющий» за отправную точку безоговорочно и повсеместно принимается мысль, что игра занимает важное место в жизни, выполняет в ней необходимую, полезную функцию.
С этим трудно не согласиться, в то же время перечисл яются самые разные и не всегда объяснимые, а иногда и вовсе примитивные функции, такие как «игра удовлетворяет потребность в отдыхе и разрядке», «живое существо, играя, подчиняется врожденному инстинкту подражания», «игра как невинная компенсация вредных побуждений» и т. д. [Хейзинга 2011: 23]
В истории психологии и философии игра определяется через следующие признаки:
– свободную активность, лишенную принуждения и контроля со стороны взрослого;
– эмоциональный подъем, наличие удовольствия именно от самой деятельности, а не от ее результата; оценка и поощрение взрослого, демонстрация своих преимуществ или игрушек не является мотивом игры;
– спонтанность, активное опробование себя и предмета игры;
– игра не может осуществляться по образцу, по заранее созданной программе или сценарию; она всегда связана с импровизацией, с поиском, с пробой.
Определение игры в узком, научном смысле было дано Д. Б. Элькониным, который исследовал определенный ее вид – сюжетно-ролевую игру и понимал ее как высшую и наиболее развитую форму.
Рассмотрим традиционное определение понятия игры.
Игра – деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные.
В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта.
В педагогике игра рассматривается как самостоятельная деятельность детей, это есть главное условие и принцип ее протекания – самодеятельность игры. Имеется в виду, что игра по инициативе ребенка возникает и им же воспроизводится.
Роль самодеятельных игр велика:
— в них перерабатываются впечатления от окружающей жизни;
— они открывают ребенку путь для творчества, оригинальных вариантов решения игровых задач;
— в игре отражаются проекты и замыслы, воплощение которых дает простор детской фантазии;
— игра формирует привычку трудиться, доводить начатое до конца, быть терпеливым.
Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, игра это ни в коем случае не упражнение в какой-то частной функции. Это способ жизни дошкольника, главное средство его развития и формирования специфически человеческих способностей [Эльконин 1978: 17]
Л. С. Выготский, в качестве главной характеристики детской игры определил расхождение реальной и мнимой ситуации. Доказывая значение игры для развития, он говорил о двух парадоксах игры: во-первых, в игре ребенок оперирует смыслами вещей, а не самими вещами.
«В игре ребенок научается действовать в познаваемой, т. е. в мысленной, а не в видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи», «в игре вещи теряют свой побудительный характер. Ребенок видит одно, а действует по отношению к видимому иначе. …получается… что ребенок начинает действовать независимо от того, что он видит». [Выготский 2004: 210]
Ребенок, действуя в соответствии со своими желаниями, в то же время отказывается от своих импульсивных желаний, подчиняет их правилам игры.
При этом сами потребности и эмоции ребенка, которые становятся предметом игры, в ходе ее меняют свою природу; это связано с тем, что ребенок проявляет свою активность по отношению к ним, овладевает ими, делает себя их автором.
В игре происходит подчинение одного мотива другому, благодаря чему формируется иерархия мотивов.
Вслед за Л. С. Выготским мы полагаем, что именно создание мнимой (изображаемой) ситуации является главным специфическим признаком игры, определяющим ее отличие от любой другой деятельности.
Исследователи детской игры (Е.М. Гаспарова, Е.Е. Кравцова, С.Л. Новоселова) в своих работах указывают, что в младшем дошкольном возрасте развивается особенный вид сюжетной игры – режиссерская игра. [Мухина 2010: 13]
В исследованиях, проведенных в последние десятилетия, во взгляде на игру делается акцент на создание условий формирования внутренних свойств и качеств личности дошкольника: творческой активности и художественно-творческих способностей (М.Б. Зацепина, Н.Ф. Губанова, Т.С. Комарова, О.А. Соломенникова и др.), нравственных качеств (Р.С. Буре, С.А. Козлова, В.И. Петрова и др.), организационных умений (А.К. Бондаренко, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко и др.).
В данных исследованиях игра выступает как стимулирующее средство, способствующее созданию мотивации деятельности, пробуждению интереса и эмоций детей.
Игра – деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные.
В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Игра – это важная составляющая в организации обучения и досуга людей разных возрастов.
Игра является основным видом деятельность ребенка дошкольного возраста. Именно в процессе игровой деятельности у дошкольника развиваются физические и духовные силы, память, внимание, дисциплинированность и ловкость.
Кроме того, игра способствует усвоению детьми необходимого социального и общественного опыта.
Игровая деятельность имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста. Связано это с тем, что игра представляется для ребенка некоторой экспериментальной площадкой, на которой он может подвергнуть анализу собственный опыт, имеющуюся информацию об окружающем мире, а также расширить и углубить их.
Значимость игровой деятельности для воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста состоит в следующем:
— Предоставление ребенку суверенности, независимости и самостоятельности в выборе действий.
— Экспериментальность – возможность проверить собственный накопленный ранее социальный опыт.
— Игра – это одна из важнейших ступеней познания жизни.
Таким образом, игровая деятельность для детей дошкольного возраста является жизненной необходимостью, одним из условий их успешного развития. В процессе игры дети познают и исследуют окружающий мир, учатся взаимодействовать с социумом.