Курсовая теория на тему Технология формирования и развития социокультурных и профессиональных компетенций
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ 5
1.1. Социокультурные и профессиональные компетенции: понятие, структура 5
1.2. Сущность и подходы социокультурных и профессиональных компетенций 9
Вывод к главе 1 13
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 14
2.1. Технология формирования и развития социокультурных компетенций 14
2.2. Технология формирования и развития профессиональных компетенций 18
Вывод к главе 2 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Современный этап общественного развития предъявляет качественно новые требования к уровню управления, а, следовательно, к профессиональной подготовке менеджеров. Значительные резервы ее улучшения связаны с формированием и развитием социально-технологической культуры, которая, по нашему мнению, становится своеобразным ядром системы профессиональных компетенций работников.
Надо сказать, что к настоящему времени сложились определенные предпосылки для научного решения проблемы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста в рамках личностно-профессионального развития: социальные (потребность общества в личности специалиста, способного к преобразованиям, конструктивной деятельности), теоретические (в педагогике, психологии, методике профессионального образования); практические (наличие передового опыта развития творческого потенциала специалистов).
Формирование социокультурной и профессиональной компетентности достигает оптимального состояния, когда в педагогическом процессе используется комплекс модифицированных личностно-образовательных методик, носящих инновационный характер по построению и содержанию.
Актуальность темы заключается в следующем: глубокие социально-экономические преобразования, развитие рыночных социально-экономических отношений привели к значительному возрастанию требований, предъявляемых к профессиональной подготовке специалистов социокультурной сферы. На рынке труда появились новые профессии (часть из них заново возрождается).
Объект исследования – социокультурные и профессиональные компетенций.
Предмет исследования – процесс формирования и развития социокультурных и профессиональных компетенций.
Цель работы – теоретически рассмотреть технологию формирования и развития социокультурных и профессиональных компетенций.
Задачи:
— рассмотреть понятие и структуру социокультурных и профессиональных компетенции;
— проанализировать сущность и подходы социокультурных и профессиональных компетенций;
— изучить технологию формирования и развитие профессиональных компетенций;
— проанализировать технологию формирования и развитие профессиональных компетенций.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, организационные, эмпирические методы, а также методы обработки данных и интерпретационные методы:
● Теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение);
● Организационные методы (сравнительный, комплексный методы);
● Интерпретационный метод.
Теоретическая основа. Вопросы профессиональной подготовки и профессионального мастерства, построение моделей специалистов детально рассматриваются Г.А. Бокаревой, Н.К. Баклановой, Ф.Е. Даркевичем, Л.С. Зориловой, А.С. Каргиным, А.Г. Казаковой, Е.Э. Смирновой, Н.Ф. Талызиной, К.Ш. Ахияровым и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы могут быть использованы студентами и преподавателями на лекциях, семинарах и практических занятия.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводы к главам, заключения, списка использованной литературы. Полный объем работы — 25 страниц, список использованной литературы включает 20 наименований.
Заключение:
В отечественной литературе понятие компетентность употребляется сравнительно недавно, как правило, происходит отождествление понятий «профессионализм» и «компетентность». Чаще всего работы отечественных исследователей посвящены проблемам профессиональной пригодности, профессиональной ориентации.
Профессиональная компетентность как качество личности формируется на протяжении всей жизни человека. Начальные профессиональные знания, умения, ценности закладываются еще в школе. Поступая в техникум, обучающиеся имеют различные уровень знаний, жизненный опыт, ценностные ориентации. Задача системы среднего профессионального образования — подготовить высококвалифицированного специалиста в выбранной области профессиональной деятельности. Сущность профессиональной компетентности заключается в формировании на базе профессионального образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности.
Формирование профессиональной компетентности специалиста в качестве системообразующего фактора продуктивности его профессиональной деятельности — это развитие способности к саморазвитию, самосовершенствованию личности и деятельности, самореализацией и развитием его потребностей и творческих способностей.
Управленческие навыки можно определить как определенные атрибуты или способности, которыми должен обладать руководитель для выполнения конкретных задач в организации. Они включают в себя способность выполнять исполнительные обязанности в организации, избегая кризисных ситуаций и оперативно решая возникающие проблемы. Управленческие навыки могут быть развиты посредством обучения и практического опыта в качестве менеджера. Навыки помогают менеджеру общаться со своими коллегами по работе и знать, как хорошо справляться со своими подчиненными, что обеспечивает легкий поток деятельности в организации.
Социокультурные компетенции являются частью профессиональных, как будущего культуролога, так и частью общекультурных компетенций, которые направлены на формирование общей культуры человека, умения общаться не только в родном социуме, но и в рамках чужой культуры, при этом, обладая определенной долей толерантности. Компетенции, в целом, формируют компетентность выпускника как специалиста в своей области. Выпускник должен адекватно воспринимать цели и задачи своей будущей профессии.
Социокультурная компетенция — это умение осуществлять своё речевое поведение в соответствии со знаниями национально-культурных особенностей страны изучаемого языка, а также правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения.
Формирование социокультурной компетентности происходит в рамках социокультурного подхода в обучении иностранным языкам.
Социокультурный подход наиболее наглядно демонстрирует процесс межкультурного взаимодействия, поскольку связан не только с понятиями общей или национальной культуры, но и с обычаями социальной сферы, стереотипами повседневной жизни. Игнорирование социокультурного аспекта коммуникации в процессе обучения приводит к появлению ошибок, основные категории которых выделяются на уровне социокультурных фоновых знаний, речевого поведения коммуникантов и культуры речи.
Таким образом, профессиональное мастерство менеджера рождается в процессе реальной социокультурной деятельности. Деятельность становится основным компонентом профессионального мастерства, а оно определяет профессиональную компетентность менеджера.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1. Социокультурные и профессиональные компетенции: понятие, структура
«Социокультурная компетенция» — один из содержательных компонентов коммуникативной компетенции; объем знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка, умения строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения, умения адекватно понимать и интерпретировать лингво-культурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентациях.
Структуру социокультурных компетенций можно определить через знания, умения и навыки следующим образом [3]:
• знание культурных традиций, ценностей не только своего, но и иных народов;
• наличие толерантного взгляда на другие культуры;
• готовность к признанию самоценности каждого отдельного этноса;
• умение и стремление к общению с представителями не только своего, но и других этносов;
• способность разрешать конфликты в межнациональной среде, готовность идти на компромисс;
• способность и стремление к познанию традиций других народов;
• умение использовать полученные знания в ходе диалога культур в профессиональных целях.
В результате, структурная компонента социокультурных компетенций может быть представлена следующим образом: когнитивный (знание культуры своего народа, а также культуры, нравов, обычаев и традиций других народов), аксиологический (ценностное отношение к культуре, принятие культуры мира, других стран и народов); личностно-операционный (способность к общению с представителями другой культуры, умение организовывать работу с представителями другой этничности и культуры, умение сотрудничать в команде, умение прогнозировать результаты работы); оценочно-рефлексивный (умение оценивать свое поведение в различных ситуациях социокультурного общения). В рамках освоения компетенций, можно выделить три уровня: низкий, средний и высокий. Названные четыре компонента социокультурных компетенций могут быть представлены в виде следующих блоков: блок индивидуальных характеристик и личностных свойств, мета-блок, когнитивный, функциональный и социально-коммуникативный блоки.
Следовательно, социокультурная компетентность отражает не только социокультурные знания и умения, но и ценностные ориентиры, задающие смысл социальной коммуникации. Человек, находящийся в процессе активного осмысления возможностей информационного общества, получает конкретный культурный опыт, в котором значимую роль играет смысловой аспект.
Под социокультурной компетенцией мы будем понимать совокупность знаний и умений, обеспечивающих включение индивида в социум путем готовности к выполнению социальных ролей. Учитывая, что социальная компетенция предполагает навыки эффективного взаимодействия в обществе, считаем необходимым включить в содержание понятия умение предупреждать, решать и разрешать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при общении с другими людьми. Элементами структуры социальной компетенции будем считать [12]:
• коммуникативные способности, которые предполагают готовность к общению, умение понимать и принимать иную точку зрения, умение пользоваться средствами общения, а также навыки по предупреждению и разрешению конфликтов;
• социальную адаптацию, которая связана с принятием своей социальной роли, умение действовать в соответствии с принятой ролью, готовность к решению социальных проблем;
• уверенность в процессе общения, способность к критическому анализу своих действий и поступков, а также готовность к самосовершенствованию.
В настоящее время в научной литературе нет однозначного подхода к определению понятия «профессиональная компетентность». Понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др. Разнообразие и разноплановость трактовок понятия «профессиональная компетентность» обусловлены различием научных подходов: личностно-деятельностного, системно-структурного, информационного, культурологического и других к решаемым исследователями научным задачам.
Профессиональная компетентность сопричастного менеджера определяется ориентацией его на культуро-воспроизводящую и культуро-творческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческому самовыражению.
Профессиональная компетенция — это навыки, умения сотрудника решать вопросы и задачи в доверенной ему предметной области.
Разделим его на три условные группы [1]:
• Корпоративная. Общие знания необходимые всем сотрудникам организации.
• Менеджерская. Знания и навыки, необходимые группе людей, занимающих руководящие должности.
• Узкопрофильная. Набор качеств, необходимые конкретному сотруднику (группе сотрудников) для решения целевой задачи. Примеры: копирайтер, менеджер по продажам, верстальщик и так далее.