Курсовая теория на тему Технологии педагогической работы детей с ограниченными возможностями в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1 Понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Классификаций детей с ограниченными возможностями здоровья 8
1.3 Психолого-педагогическая характеристика семьи, воспитывающей «особого» ребенка 11
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С РЕБЕНКОМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 14
2.1 Принципы организации педагогической работы с ребенком с особыми образовательными потребностями 14
2.2 Основные принципы и формы взаимодействия учителя начальной школы с семьей «особого» ребенка 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Актуальность темы. К детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, относят детей, имеющих физический или психический недостатки.
Сегодня общей тенденцией для мирового сообщества становится ухудшение состояния здоровья его индивидов. В данных, предоставленных всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что число детей с ОВЗ в мире достигает 13% (10% детей с физическими и психическими недостатками; 3% — с недостатками интеллекта) [13, с. 5]. «Всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Сегодня практически в каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии» [17, с. 37]. В. В. Лебединский, изучив ситуацию в России, утверждает, что устойчивым остается положение по увеличению детей с ограниченными возможностями. Так, с конца XX века детская инвалидность в Российской Федерации увеличилась в два раза, что составляет от 6 до 9% несовершеннолетних [17, с. 38]. Безусловно, сохранение данной тенденции формирует неблагоприятный прогноз на будущее.
Дети с ограниченными возможностями здоровья особенные, для них продумано множество видов помощи, методик социализации и коммуникации.
Степень разработанности проблемы. Особенности работы педагогов ребенком с ограниченными возможностями здоровья, раскрыты в трудах отечественных исследователей С. В. Алехиной [1; 2], А. В Алёшиной [3], Е. А. Афанасьевой [4], Е. Ю. Брусяниной [5], Н. С. Булгаковой [6], Н. А. Голикова [9], Н. Ф. Дементьевой [10], Э. Б. Дунаевской [11], Т. В. Егоровой [12], В. П. Казначеева [14], Д. С. Ковалева [15], О. А. Козыревой [16], В. В. Лебединского [17], А. Р. Маллер [20], А. С. Спиваковской [23], В. Я. Титаренко [25] и др.
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: содержание, особенности и направления работы педагога с ребенком с ограниченными возможностями здоровья в условиях начальной школы.
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать содержание педагогической работы учителя с ребёнком с ОВЗ.
Гипотеза исследования: основные принципы, формы и содержание работы учителя с ребенком с особыми образовательными потребностями должно быть основано на принципах гуманистической педагогики, целью которой в данном аспекте является обеспечение условий для успешной адаптации и социализации детей, оказание всесторонней психолого-педагогической поддержки семьям таких детей, включая их педагогическое просвещение, оптимизацию взаимодействия и коммуникаций как внутри семьи, так и формирование милосердия и гуманизма у остальных участников образовательного процесса. Соблюдение этих принципов в организации педагогической работы с «особыми» детьми позволит повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ в семье и школе.
Для реализации сформулированной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»;
описать основные типы детей с ограниченными возможностями здоровья;
дать психолого-педагогическую характеристику семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
проанализировать особенности и направления работы учителя начальной школы с ребенком с ОВЗ.
Методы исследования: теоретический анализ, сравнительный подход, дедукция и индукция.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать результаты исследования при организации работы учителя начальных классов с детьми с особыми образовательными потребностями.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы. В первом разделе дана психолого-педагогическая характеристика детей, раскрыта сущность типологии таких детей, дана психолого-педагогическая характеристика семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Во втором разделе представлен обзор основных психолого-педагогических подходов к трактовке содержания и основных направлений педагогической работы учителя начальных классов с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
В заключении представлены основные выводы. Список литературы включает 25 источников.
Заключение:
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась, задачи реализованы. В результате проведенного исследования были сформулированы следующие основные выводы.
1. Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» — очень неопределённое, размытое, употребляемое, как правило, применительно к детям с определёнными отклонениями в психическом развитии. Эти отклонения могут проявляться не только, например, в усилении памяти или сооб¬разительности, но и в особенностях поведения, эмоционально-волевом своеобразии. Некоторые требуют определённого воспитательно-педагоги¬ческого сопровождения, некоторые – психологи-ческого, иногда очень серьёзного. А есть дети, которыми нужно заниматься ещё и детским психиатрам. Родители не должны оставаться с многочисленными проблемами, связанными с воспитанием «особого» ребенка, без внимания специалистов, которые могут объяснить, как вести себя, чтобы не сломать ребёнка, не утратить его доверие.
2. Педагоги при разработке программы и внедрении её в практику, постановке задач успешной социализации лиц с ОВЗ должны учитывать их особенности:
соматическую ослабленность, которая выражается в недостатках физического здоровья;
ограниченные возможности детей-инвалидов, не позволяющие им полноценно участвовать в ведущей деятельности, которая опирается на их возраст (игровая, учебная, коммуникативная, трудовая), что влияет на процесс социализации. Такого ребенка взрослые зачастую стремятся уберечь от взаимодействия с обществом, что нарушает процесс гармоничного развития личности;
характер инвалидности (нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, психические заболевания);
психофизиологические особенности (темперамент, тип высшей нервной деятельности, характер психических процессов и др.);
ограниченные возможности коммуникации (дети из-за ограничения мобильности и независимости воспитываются в мире, ограниченном рамками семьи, обучаются на дому, в результате у них недостаточное общение со сверстниками и, как следствие, гиперопека со стороны взрослых).
3. Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями почувствовали себя полноценными членами общества и не ощущали ограничений в будущем, необходимо создать все условия для их гармоничного и полноценного развития. Немаловажную роль в этом играет процесс личностного роста. Учитывая специфику развития детей с ОВЗ, важно подумать об образовательном пространстве для них, где они могли бы расти, развиваться и самосовершенствоваться с учетом своих особенностей, становиться личностями.
Становление человека как личности происходит постепенно, а основы закладываются в детстве. Потому большое внимание в начальной школе должно отводиться личностному развитию ребенка, особенно ребенка с ОВЗ. Немаловажная роль отводится педагогу, его умению ладить с детьми, создавать атмосферу доброжелательности, доверия, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свои возможности. При работе с детьми с ОВЗ следует учитывать их специфичность и неординарность.
Фрагмент текста работы:
Термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» (сокращенно – с ОВЗ) сегодня на слуху практически у всех. Его синонимами являются такие сочетания, как: дети с проблемами; дети с особыми нуждами; нетипичные дети; дети с трудностями в обучении; дети с особыми образовательными потребностями (дети со специальными потребностями); аномальные дети; исключительные дети.
В научной литературе существует несколько определений понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья»:
дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь [9, с. 232];
дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [20, с. 44];
дети, нуждающиеся в коррекционной поддержке и в специфических методах образования, которые могут быть созданы как в условиях специальных учреждений, так и в массовых детских садах и школах [1, с. 83].
Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) по результатам его обследования. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента и других условиях.
В основном, это дети с тяжелыми нарушениями речи; значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития и умственной отсталостью [13]. Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Данная группа детей, находясь в системе образования, имеет право:
на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
на бесплатное 2-х разовое питание в школе;
на неприменение мер дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения [10, с. 54-55].
Крайне важно, чтобы родители ответственно относились к вопросам образования своего ребенка. Им важно своевременно задуматься над необходимостью предоставления ему доступного и качественного образования, а также обеспечить при необходимости ребенку возможность прохождения комплексного психолого-медико-педагогического обследования в условиях территориальной ПМПК, где смогут получить полные квалифицированные рекомендации специалистов.