Дефектология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Технологии обучения навыкам самообслуживания детей с тяжелыми и множественными нарушениями

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМАТИКА СТАНОВЛЕНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ 7

1.1 Исторический аспект обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития 7

1.2 Проблемы и механизмы формирования навыков самообслуживания у детей 12

1.3 Обследование социально-бытовых навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития 14

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ 16

2.1 Специфика условий воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития 16

2.2 Методы изучения навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития 18

2.3 Основные проблемы и трудности, возникающие во время обучения навыкам самообслуживания, и возможные пути их решения 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

  

Введение:

 

Актуальность. Профессиональное образование играет существенную роль в решении коррекционно-образовательных и воспитательных задач специальной педагогики. Участвуя в рабочем процессе, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и окружающем мире. Уверенность в себе меняется кардинально. В процессе общения и получения новых знаний формируется мировоззрение ребенка.

Работа позволяет вовлечь детей в процессы, положительно влияющие на весь организм ребенка. У них вырабатываются необходимые навыки личной гигиены, привычка содержать помещение в чистоте, что создает условия для здорового образа жизни. Включение в различные работы также позволяет понять ее красоту, получить удовлетворение от ее результатов.

Рассмотрение проблемы трудового воспитания в специальном детском саду важно, поскольку социальная адаптация человека напрямую зависит от его социальной направленности. И это одна из основных задач коррекционно-развивающего и образовательного воспитания воспитанников специальных дошкольных учреждений.

Задачи социального и личностного развития ребенка с умственной отсталостью выполнимы только при создании для этого необходимых условий. К таким задачам относится, в частности, формирование необходимых для жизни навыков самообслуживания, умение решать конкретные рабочие задачи и самостоятельно создавать несложные поделки из различных материалов.

В ходе психофизического развития состояние и особенности личности накапливаются и изменяются по мере усвоения социального опыта. В процессе целенаправленной психосоциальной коррекционной работы развивается психическая, физическая, нравственная саморегуляция, формируются умение организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социальной и трудовой адаптации. Вся система психосоциальной работы призвана реабилитировать и социально адаптировать ребенка с умственной отсталостью к реалиям окружающего мира, чтобы он стал полноценным и активным работником, способным участвовать в работе наравне со всеми. люди. и общественная жизнь и благо общества.

Одной из важнейших задач коррекционной педагогики является повышение эффективности педагогической работы с детьми с особенностями психофизического развития, оптимальное развитие потенциала их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включению в социальную среду в качестве полноправных членов общества.

Во всей системе коррекционной работы с детьми все большее место занимает профессиональное обучение и воспитание. Основной задачей этого важного раздела психосоциальной работы является развитие мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, воспитание необходимых установок поведения, личностных качеств. Практическая деятельность в ее простых формах наиболее понятна и доступна для умственно отсталых детей. Здесь все представлено в наглядной, легко воспринимаемой форме. Различные виды работы обеспечивают разностороннюю и активную работу всех анализаторов. Характер и объем решения той или иной задачи трудового воспитания зависят от характера и степени дефекта ребенка.

Большое значение в определении возможностей трудоустройства умственно отсталого ребенка и профиля доступного ему вида труда имеет его физическое развитие, развитие общей и мелкой моторики. Правильно организованное трудовое обучение положительно влияет на физическое развитие умственно отсталых детей, способствует коррекции их двигательных недостатков.

Отмечая важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном воспитании, Л.С. Выготский (1983) писал, что двигательная сфера, относительно самостоятельная, независимая от высших интеллектуальных функций и легко применимая, дает богатейшие возможности компенсации интеллектуального дефекта.

Многие отечественные исследователи обращают внимание на необходимость и педагогическую значимость работы по коррекции двигательных навыков у детей в комплексе коррекционно-развивающих мероприятий (Л.З. Арутюнян (Андронова) [1], Р.Д. Бабенкова [2], Л.И. Белякова [3] и др.).

Подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, при этом развитие мелкой моторики у детей изучено недостаточно, поэтому я выбрала эту тему. В настоящее время существует большой интерес к решению этой проблемы. В связи с актуальностью данной проблемы и была выбрана тема нашего исследования.

Целью исследования является теоретическое обоснование системы педагогической диагностики, позволяющей определить потенциальные возможности к самообслуживанию и динамику овладения самообслуживанием ребенком с ТМНР.

Объект исследования — навыки самообслуживания у детей с ТМНР.

Предмет исследования — процесс диагностического формирования навыков самообслуживания у детей с ТМНР.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть исторический аспект обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития ;

2. Определить проблемы и механизмы формирования навыков самообслуживания у детей;

3. Изучить обследование социально-бытовых навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития;

4. Проанализировать особенности формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития;

5. Определить основные проблемы и трудности, возникающие во время обучения навыкам самообслуживания, и возможные пути их решения.

Методы исследования определялись с учетом цели, объекта, предмета, задач и гипотезы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования и психолого-медико-педагогической документации детей: дневников наблюдений за ребенком, психолого-педагогических характеристик, результатов психологической диагностики, медицинских карт.

Теоретическая значимость заключается в расширении представлений в определении критериев оценки сформированности операций самообслуживания и в теоретическом обосновании необходимости формирования навыков самообслуживания у детей с ТМНР.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Несмотря на появление новых форм помощи, растет количество учреждений, оказывающих коррекционную помощь детям с комплексными нарушениями, их количество в различных регионах России недостаточно, а эффективность их деятельности ограничивается трудностями организации субъекта. — развивающая среда, недостаточное программно-методическое обеспечение и отсутствие специальных дидактических материалов. Существенной проблемой в организации и осуществлении помощи данной категории детей является отсутствие специалистов, подготовленных для работы с детьми со сложными нарушениями.

В каждой стране есть дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, нуждающиеся в специальных формах воспитания и обучения. Вопрос оказания специальной помощи таким детям очень актуален.

Чтобы развить навык, конкретные более крупные задачи должны включать конкретные задачи, выполняемые действиями, которые необходимо автоматизировать, например, ссылки. В этом случае в результате упражнения автоматизируется частное действие, не направленное на осознанную цель. Разрабатываются новые автоматы и трансформируются существующие в соответствии с условиями этого действия.

Навыки самообслуживания являются также первой предметно-практической деятельностью, осуществляемой сначала руками матери, позднее самим ребенком, на основе которой формируются высшие психические функции.

В настоящее время отсутствуют эффективные диагностические инструменты, предназначенные для оценки повседневных навыков детей с тяжелой множественной инвалидностью в период начального обучения. Следует отметить, что при разработке новых диагностических технологий важно учитывать необходимость разделения оцениваемых параметров на более мелкие части с возможностью их изолированной оценки.

При подготовке к урокам необходимо учитывать, что дети с тяжелым интеллектуальным развитием могут освоить только элементы письма, счета и немного слогового чтения. Они просто не могут сделать больше. Всегда необходимо учитывать уровень психофизических возможностей детей. Главное – создать у детей социальные контакты, необходимые навыки, которые пригодятся им в семье, с контактами в непосредственной близости.

В связи с этим формирование навыков должно осуществляться в медленном темпе с большим количеством повторений одних и тех же действий. Важно правильно выбрать положение, например, при одевании, приеме пищи. Обычно дети из этой группы отрабатывают навыки рукопашного боя с учителем в течение длительного периода времени, с максимальным вниманием к происходящему: воспитатель помогает ребенку выполнить действие физически, ребенок ориентируется. движений и координирует их. Постепенно физическая помощь уменьшается.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМАТИКА СТАНОВЛЕНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

1.1 Исторический аспект обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

История обучения детей с тяжелыми сочетанными нарушениями развития имеет длительную историю. Наиболее известны успехи в воспитании слепоглухих детей, которые начали получать систематическую педагогическую помощь сравнительно рано, уже в дошкольном возрасте. Успехи в обучении слепоглухих за рубежом и в России развеяли предрассудки об их малообразованности, показали значительные возможности в области образования, социальной адаптации, творческой и научной деятельности. Об этом свидетельствуют примеры из жизни, общественной и научной деятельности слепоглухих людей, достигших высокого уровня образования и активно участвующих в жизни общества.

Отечественная история образования людей с комплексными нарушениями тесно связана с развитием отношения государства и общества к людям с нарушениями развития, с историей специального образования в России, с возникновением форм народного образования и сурдопедагогики, с История специального образования в России. слепые, умственно отсталые дети [18]. В период организации спецшкол для этих категорий детей, у которых, кроме основного, основного нарушения, были и другие первичные нарушения, что очень затрудняло их обучение в классах для детей с аналогичными индивидуальными нарушениями. Именно невозможность совместного обучения детей с сочетанием нескольких нарушений со сверстниками с одним заболеванием явилась причиной осознания необходимости их дифференцированного обучения. Изначально речь шла об обучении детей школьного возраста, необходимость педагогической помощи детям дошкольного возраста стала осознаваться гораздо позже. Исключение определенных групп детей обычно было связано с необходимостью выбора определенного пути обучения, так как дети не могли учиться ни в одном из существующих типов школ [5].

Так что при устройстве школ для глухонемых достаточно остро встала проблема дифференциации, создания разнотипных классов, в которых могли бы учиться «некомпетентные» глухонемые дети, в том числе умственно отсталые.

В начале 20 в. передовые глухие педагоги искали формы и разрабатывали методы обучения, соответствующие их способностям и отличные от методов работы с обычными глухими школьниками [12].

В особом положении оказались слепоглухие дети, которым либо не оказывали никакой помощи, либо находились среди глухонемых, что было малоэффективно. Долгое время, до середины XIX века, они считались обузой для общества, исключающей возможность их психического развития, приспособления к жизни и труду. В 19 веке в школах и монастырях Европы образовались группы для слепоглухонемых, в которых и началась подготовка и воспитание этой группы людей. В 1909 г. в Петербурге в приюте для умственно отсталых во главе с Е.К. Грачева была первой после Октябрьской революции группой слепоглухих детей, поступившей в Санкт-Петербургский отофонический институт. Отсюда началось планомерное воспитание слепоглухих.

В 1923 г. в Харьковской школе слепых известный специалист по тифлосурдопедагогике И.А. Соколянский открывает школьную клинику для индивидуального обучения слепоглухих детей, самой известной ученицей которой является Ольга Скороходова. В отношении этой сложной группы детей с сочетанными сенсорными нарушениями в период 1950–1970-х гг. были проведены полные углубленные научные исследования [20], показавшие роль специальных педагогика. для приобретения многих жизненно важных навыков и навыков, без которых слепоглухой ребенок совершенно лишен возможности умственного развития. Особое внимание уделялось воспитанию и обучению детей в дошкольном возрасте. С развитием теоретических основ обучения слепоглухих детей и развитием методики специального обучения осозналась необходимость открытия специального учреждения для детей с тяжелыми нарушениями зрения и слуха.

В 1963 году в городе Загорске Московской области был организован детский дом для слепоглухих. В обучение включались дети с тяжелыми нарушениями зрения и слуха с двухлетнего возраста. Обоснована необходимость создания условий, позволяющих обеспечить формирование навыков самообслуживания, социального поведения и общения, овладения основами знаний из различных областей жизнедеятельности. Задачи обучения слепоглухого ребенка И.А. Соколянский видел в этом создание у ребенка специфических средств общения и «создание всего без исключения содержания человеческой жизни» на их основе. Студент И.А. Соколянский А.И. Мещеряков (1974) продолжал развивать теоретико-методические подходы к обучению слепоглухих детей. Начальное воспитание слепоглухого ребенка он связывал сначала с совместной деятельностью со взрослыми по удовлетворению потребностей ребенка с инициативой взрослого, затем через совместную деятельность с последующей передачей инициативы самому ребенку, что позволяло слепоглухому ребенку для достижения результата. А.И. Мещерякова к развитию средств общения: от реальных действий с предметами — к изобразительным жестам и переходу к специальным средствам общения — естественным жестам, дактильным словам, письменной речи и др [5].

Благодаря этим исследованиям была создана оригинальная научно обоснованная система обучения слепоглухих детей дошкольного и школьного возраста, включающая программно-методическое обеспечение процесса обучения, ориентированное на развитие социальной направленности, развитие средств общения, приобретение учебных навыков. и профессионального обучения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы