Курсовая теория на тему Технологии формирования классного коллектива: современные подходы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование технологий формирования классного коллектива 5
1.1. Основные современные подходы к технологии формирования классного коллектива 5
1.2. Особенности классного коллектива как психолого-педагогического феномена 9
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Условия использования технологий формирования классного коллектива 19
2.1. Многообразие технологий формирования классного коллектива 19
2.2. Методические рекомендации по использованию технологий формирования классного коллектива 23
Выводы по главе 2 34
Заключение 36
Список источников и литературы 38
Введение:
Данная курсовая работа посвящена изучению проблемы технологий формирования классного коллектива и в работе в первую очередь делается акцент на рассмотрении современных подходов к данным технологиям.
Актуальность заявленной проблемы исследования определяется тем, что в рамках воспитательного процесса с учащимися средней школы большая роль принадлежит успешности формирования коллектива в учебном классе, поскольку только классный коллектив может в полной мере выполнять воспитательные функции в отличие от сугубо учебной группы. Дело в том, что обычная учебная группа не характеризоваться той степенью сплоченности, а также единством цели совместной деятельности, которой обладает классный коллектив, что позволяет ему выступать средством воспитания учащихся.
Проблема формирования классного коллектива получила свою разработку в отечественной науке и ее изучение связано с такими учеными, как Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, И.Б. Первин, М.П. Шульц и т.д. В свою очередь феномен малой группы был предметом исследования, как у зарубежных (Д. Майерс, М.А. Робер, Р. Бэрон и др.), так и отечественных ученых (Г.М. Андреева, Л.Р. Кричевский, Я.Л. Коломенский и др.). В то же время остается актуальным вопрос о систематизации имеющейся в настоящее время информации по проблеме технологий формирования классного коллектива. И в данной курсовой работе указанная проблема изучается на теоретическом уровне.
Объект исследования – коллектив.
Предмет исследования – технологии формирования классного коллектива.
Цель исследования – изучение технологий формирования классного коллектива.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные современные подходы к технологии формирования классного коллектива.
2. Рассмотреть особенности классного коллектива как психолого-педагогического феномена.
3. Проанализировать многообразие технологий формирования классного коллектива.
4. Привести методические рекомендации по использованию технологий формирования классного коллектива.
Гипотеза исследования – технологии формирования классного коллектива зависят от определенных воспитательных подходов и предусматривают систематическую воспитательную работу с учащимися на основе использования соответствующих методов и средств.
Методами исследования были теоретические методы – методы теоретического анализа, синтеза, обобщения и систематизации научной информации.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список источников и литературы.
Во Введении обосновывается актуальность заявленной проблемы исследования и приводится его методологический аппарат.
В Первой главе анализируется теоретическое обоснование технологий формирования классного коллектива.
Во Второй главе изучаются условия использования технологий формирования классного коллектива.
В Заключении формулируются основные выводы проведенного теоретического исследования.
Заключение:
Проведенное теоретическое исследование технологий формирования классного коллектива включало в себя два основных этапа – анализ теоретического обоснования данных технологий и изучение условий их использования. В результате исследования удалось достичь его цели через решение сформулированных задач.
В результате теоретического анализа было выявлено, что подход — это ориентация педагога при осуществлении им определенных действий на основании знаний о способах реализации своей образовательной деятельности. И существуют следующие основные подходы к технологии формирования классного коллектива — системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический подходы. Деятельность педагога по формированию коллектива обычно базируется на применении не одного, а нескольких подходов, что значительно повышает эффективность воспитательной работы и позволяет быстрее достичь задачу, сформировав классный коллектив учащихся. При этом малая группа есть особое социально-психологическое образование, которое представляет собой небольшое объединение людей, связанных между собой непосредственным взаимодействием. А коллектив есть такая психологически развитая малая группа, которая характеризуется сложившейся дифференцированной системой различных взаимоотношений делового и личного характера, которые строятся на основе высокой нравственности. В свою очередь классный коллектив представляет собой общность учащихся, которая характеризуется тем, что дети в ней объединены между собой ценностно-ориентационным единством. При этом основные ценностные ориентации учащихся носят общественно-значимый характер.
Кроме того, теоретический анализ показал, что существуют различные классификации технологий формирования классного коллектива, которые отражают собой их многообразие. Данные классификации разработаны учеными исходя из различных основании в зависимости от их содержания, средств или диапазона воспитательных целей. И формирование классного коллектива должно базироваться на развитии личности учащихся, улучшения их взаимоотношений, развития навыков общения, формирования коммуникативной компетенции и т.д. Для этого необходимы определенные меры, которые способствуют проведению эффективной воспитательной работы. При этом в формировании классного коллектива в рамках применения педагогических технологий может быть выделено два основных направления – формирование классного коллектива младших школьников и формирование классного коллектива у учащихся подросткового возраста, которые обучаются в средних и старших классах общеобразовательной школы.
Формирование классного коллектива в рамках применения педагогических технологий при работе с младшими школьниками в свете современных методических рекомендаций должно базироваться на формировании у детей коммуникативной компетенции. В то же время психолого-педагогическое воздействие при формировании классного коллектива у учащихся подросткового возраста, которые обучаются в средних и старших классах общеобразовательной школы, в первую очередь должно учитывать особенности внутригрупповых отношения подростков и базироваться на них. Одним из наиболее эффективных методов в этой связи при работе с подростками является метод группового тренинга.
В результате проведенного теоретического исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза. Следовательно, можно утверждать, что технологии формирования классного коллектива зависят от определенных воспитательных подходов и предусматривают систематическую воспитательную работу с учащимися на основе использования соответствующих методов и средств.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое обоснование технологий формирования классного коллектива
1.1. Основные современные подходы к технологии формирования классного коллектива
Понятие «подход» получило большое распространение в психолого-педагогической науке, как области теории, так и практики. Обычно понятие подхода применяется для обозначения тех или иных стратегий воспитательной работы, которые включают в себя определенные педагогические методы и средства.
В целом, подход — это ориентация педагога при осуществлении им определенных действий на основании знаний о способах реализации своей образовательной деятельности.
Традиционно выделяются следующие воспитательные подходы — индивидуальный, деятельностный и половозрастной подходы.
В современной педагогике воспитательные подходы тесно связаны с проблемой формирования классного коллектива. И в этом аспекте данные подходы можно рассматривать в контексте технологии формирования классного коллектива. С этой позиции анализ современной научно-методической литературы позволяет выделить следующие основные подходы к технологии формирования классного коллектива — системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический подходы.
Приведем краткую характеристику каждого из перечисленных подходов.
1.) Системный подход.
В рамках системного подхода технология формирования коллектива базируется, прежде всего, на его понимании как системы, состоящей из взаимодействующих элементов. В системном подходе используется определенная методология, которая подразумевает при изучении коллектива и разработки методов его формирования использовать ряд ключевых принципов. К данным принципам относятся принцип целостности (коллектив как целостная система), принцип коммуникативности (коллектив как результат внутренних и внешних связей), принцип структурности (компоненты коллектива имеют определенную устойчивость и свойства), принцип управляемости и целенаправленности (коллектив как система управляем, а взаимодействие компонентов данной системы подчиняется определенной цели), принцип развития (коллектив со временем претерпевает количественные и качественные изменения).
2.) Деятельностный подход.
В деятельностном подходе классный коллектив рассматривается как средство развития субъектности учащегося. При этом субъект учебной деятельности владеет определенными учебными навыками и умениями, обладая способностью планировать свою деятельность и достигать поставленных целей. При деятельностном подходе формирование классного коллектива основывается на том, что учебно-воспитательная деятельность каждого ученика в отдельности и всех учащихся вместе организуется и целенаправленно управляется с учетом их планов, интересов, ценностей и образовательных потребностей. И большая роль при формировании классного коллектива отводится совместной деятельности учащихся, которая предполагает особое построение учебных занятий. При этом благодаря совместной учебной деятельности вместе с формированием коллектива идет становление учащегося и изменение его позиции — от позиции объекта к позиции субъекта образовательного процесса.