Курсовая теория на тему Техника подготовки и искусство проведения интервью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Интервью как жанр журналистики 5
1.1. Понятие и сущность интервью 5
1.2. Классификация интервью 6
2. Особенности подготовки и проведения интервью 8
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Введение:
Любую информацию в повседневной человеческой жизни, люди получают за счет общения. На сегодняшний день будущее людей во многом зависит от того, как именно человек организует плодотворное и эффективное общение в различных сферах деятельности, включая бизнес, науку, политику и журналистику. Искусство общение и интервьюирования является одной из важных частей журналистского мастерства.
Разнообразные подходы к интервью возникли, как результат желания исследователей обобщить и проанализировать этот наиболее популярный и эффективный способ получения информации, но мало что изменили в отношении журналистов к интервью. Разговор по телефону, вопрос у трапа самолета, участие в пресс-конференции, опрос на улице, дискуссия на заданную тему, диалог, «круглый стол», персональное интервью и т.д. На самом деле все формы и варианты общения журналиста в профессиональных целях есть интервью в широком смысле слова. Конечно, поведение журналиста варьируется в зависимости от разнообразия целей, уровня поставленных задач и степени индивидуального участия в них журналиста. Но, тем не менее, во всех случаях интервью — это межличностное вербальное общение для получения информации и производства нового знания в целях удовлетворения информационных потребностей общества.
Получение сведений при помощи интервью не будет ставить в качестве цели произведение определенного жанра. Сам по себе жанр интервью будет выступать в качестве результата «закрепленности в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с помощью метода интервью».
С одной стороны, интервью – информационный жанр журналистики, литературный пересказ беседы с человеком, мнения и взгляды которого интересны широкому кругу читателей. С другой стороны, интервью — метод получения сведений путем общения с людьми. В таком виде интервью (с использованием прямой или косвенной речи, а иногда и без упоминания собеседника) может быть использовано практически в любом жанре журналистики.
Интервью – это беседа, предназначенная для опубликования. Причем изложение фактов и комментарий события ведется не от имени журналиста, как в других жанрах, а от имени человека, которого интервьюируют, он более компетентен, имеет большее отношение к обсуждаемому вопросу, чем журналист.
Целью данной работы является изучение техники подготовки и искусства проведения интервью.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
• Раскрыть понятие и сущность журналистского интервью,
• Рассмотреть классификацию интервью,
• Изучить особенности подготовки и проведения интервью.
Заключение:
Исходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что жанр классического журналистского интервью представляет собой социально-проблемный, проблемно-психологический или историко-биографический диалог. Журналисту необходимо почерпнутые из беседы факты не только тщательно отобрать, но и структурно-композиционно осмыслить. Из разнородных суждений человека необходимо создать некий целостный рассказ. Если автору необходимо «задокументировать» воспоминая человека, то целесообразно упорядочить факты по временному признаку. Если нужно отразить ход состоявшейся дискуссии, то лучше всего выстроить материал по принципу «тезис – антитезис».
Если задачей интервью является раскрытие внутреннего мира человека, то следует представить монолог респондента в виде цельного рассказа, который может сопровождаться авторскими ремарками и комментариями. В жанре интервью возможны перестановки частей беседы по различным смысловым блокам, компоновка, исключение второстепенных суждений, подчинение всех ответов респондента единой концептуальной идее и т.п.
Можно выделить следующие достоинства интервью по сравнению с другими журналистскими жанрами. Во-первых, это получение исчерпывающей информации о мотивно-ценностных ориентирах респондента. Во-вторых, получение максимально достоверной информации в ходе непринужденной беседы. В-третьих, возможность наблюдать за реакцией собеседника и корректировать получаемую информацию.
Немаловажным достоинством интервью является построение доверительных отношений между интервьюером и интервьюируемым. В ходе ведения интервью существует возможность корректировать план беседы. Интервью способствует установлению комфортной обстановки общения, что способствует искренности ответов интервьюируемого.
К недостаткам интервью можно отнести: материальные и временные затраты; трудоемкость в подготовке интервью; привлечение специалистов для беседы на узкопрофильные темы. Так же при проведении интервью возникает проблема анонимности респондента, поскольку данный жанр предполагает открытую беседу и открытую публикацию данных. Таким образом, процедура интервьюирования зависит от согласия респондента на открытость результатов беседы.
Таким образом, при использовании жанра интервью в журналистской практике следует ориентироваться на приемы и методику его проведения. Процедура использования интервью осуществляется в двух направлениях:
• выбор объекта интервью, подготовка опросного листа;
• определение места, времени проведения интервью;
• собственно проведение интервью;
• обработка данных и оформление интервью.
Определяя профессиональные качества интервьюера, следует выделить такие, как: инициативность, мобильность, деятельность, деликатность, терпимость и профессионализм. Данный вопрос заслуживает особого внимания. От личности журналиста-интервьюера зависит качество проведения интервью и полнота и достоверность ответов.
Фрагмент текста работы:
1. Интервью как жанр журналистики
1.1. Понятие и сущность интервью
Существует несколько определений термина «интервью», у каждого из которых есть собственная специфика. Следует рассмотреть некоторые из них. Под интервью понимается беседа представителя печати с кем-либо из общественных деятелей касательно злободневных вопросов, имеющих общественный интерес, предназначенная для передачи по телевидению или радио, а также для печати . Интервью выступает в качестве жанра публицистики, беседы журналиста с каким-либо лицом или группой лиц касательно актуальных тем .
Обращаясь к семантике английского слова «интервью», следует отметить, что в его составе префикс «inter», который означает «взаимодействие» или «взаимонаправленность», а также слово «view», одним из значений которых является «мнение» и «взгляд». Соответственно, интервью выступает в качестве обмена мнениями, фактами, сведениями и взглядами.
В XIX интервью становится основным жанром публицистики. Это происходит в период бурного развития периодической печати. Диалог получает широкое распространение в виде одного из способов получения общественно значимой информации от ее носителя (первоисточника) .
Жанр интервью используется тогда, когда у интервьюируемого есть возможность сказать больше по сравнению с журналистами, либо в том случае, когда интервьюируемые за счет своего выступления поддерживают определенную общественную кампанию, если этот вопрос находится в центре многих людей. При этом требуется выяснить специфику их взглядов. Традиционно, интервьюируемые подразделяются на три категории:
1) Государственные и политические деятели, специалисты и остальные люди, которые обладают специфическими знаниями в определенной области. С ними проводят интервью для того, чтобы что-то выяснить,