Курсовая теория на тему техническая подготовка спортсмена в гребле на байдарках и каноэ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические аспекты исследуемой проблемы 5
1.1 Спортивная подготовка как многолетний процесс 5
1.2 Развитие гребли на байдарках и каноэ как олимпийского вида спорта 11
2 Содержание технической подготовки спортсмена в гребле на байдарках и каноэ 16
2.1 Особенности гребли на байдарках и каноэ 16
2.2 Содержание технической подготовки в гребном спорте 19
Заключение 33
Перечень использованных информационных ресурсов 36
Введение:
Актуальность работы. За последние несколько десятилетий интенсивное развитие спортивной науки и практики нашло практическое применение в таком ведущем виде спорта, как гребля на байдарках и каноэ. Значительно прогрессируют научно-технические возможности сопровождения тренировочного процесса. K настоящему времени работа комплексной научной группы осуществляется на стыке научных дисциплин: педагогики, медицины, биологии, психологии и психофизиологии, электроники, инженерии; в итоге сложилась новая отрасль – медико-биологическая и электронно-техническая сфера научного сопровождения тренировочного процесса в гребле на байдарках и каноэ.
Процесс подготовки спортсмена в спорте высших достижений невозможен без участия творчески мыслящего тренера, врача, психолога, обученных не только профессиональному мастерству, но и участвующих в тренировочном процессе с применением современного биомедицинского электронного оборудования. Процесс подготовки спортивной элиты невозможен без воспитания у спортсменов спортивного духа, без развития интереса к самостоятельной деятельности.
На сегодняшний день трудно представить спорт высших достижений без применения электронной медицинской, биологической, биоинженерной диагностической аппаратуры. Одной из основных задач контроля состояния человека является диагностика состояния здоровья с целью выявления предпатологических и патологических процессов, наличия инфекций в организме, предрасположенности к патологиям и прогнозирования их развития. В различные периоды тренировочного процесса отслеживаются закономерности становления спортивной формы: адаптация к нагрузкам, ответная реакция организма на тренировочные нагрузки, морфофункциональное состояние, состояние психологии и психофизиологии
Объект исследования – процесс технической подготовки спортсмена.
Предмет исследования – гребля на байдарках и каноэ, как вид спорта.
Цель исследования – изучить особенности технической подготовки спортсмена в гребле на байдарках и каноэ
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть сущность спортивной подготовки как многолетнего процесса;
2. изучить особенности развития гребли на байдарках и каноэ как олимпийского вида спорта;
3. определить особенности гребли на байдарках и каноэ;
4. изучить особенности содержания технической подготовки в гребном спорте
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и перечня использованных информационных ресурсов.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, за последнее время возросли спортивные достижения, возросла конкуренция и плотность спортивных результатов на различных соревнованиях, а так же объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигли своего предела. Одним из направлений достижения максимально спортивного результата является оптимизация структуры спортивной тренировки.
Структура спортивной тренировки состоит из различных видов подготовки: общей физической, специальной физической, технической, психической, тактической, теоретической, а также из внетренировочных и внесоревновательных факторов, одним из которых является спортивный инвентарь. В зависимости от специфики вида спорта соотношение выше перечисленных видов подготовки может значительно изменяться. И для повышения эффективности тренировочного процесса необходимо четко определить наиболее важные виды подготовки.
Цель сопровождения тренировочного процесса в спорте высших достижений – подготовка спортсмена, профессионала высокого класса. Большинство технических аспектов сопровождения тренировочного процесса, средств физиологического – динамического контроля функционального состояния организма, применяемых в процессе наблюдения, должны оцениваться не субъективно, а быть управляемыми и подчиняться возможностям контроля, быть воспроизводимыми в ситуациях тренировок и соревнований.
Принципиально важной при сопровождении тренировочного процесса гребцов является оценка специфической двигательной одаренности, а именно, «чувства воды» и «страха воды». Опытный тренер может оценить эти качества в течение наблюдения за начинающим гребцом. Дальнейшие современные методики биомеханических исследований дают возможность контроля тренировочного процесса, соревновательной готовности гребца.
Совершенно очевидна необходимость при сопровождении тренировочного процесса больше внимания уделять психологическим и психофизиологическим качествам. Следует отметить, что несовпадение фактического уровня способностей с рекомендуемым при первичном отборе, в начале сезона не является строгим противопоказанием. Успех в гребле определяется комплексом способностей и может проявляться достаточно поздно. Учитывать это важно потому, что результат первичного тестирования дает еще слишком мало информации о перспективности спортсмена, готовности его к соревнованиям.
Предрасположенность гребцов к тем или иным вариантам тренировочной и соревновательной деятельности во многом обусловлена их морфофункциональными особенностями, эффективностью различных компонентов энергообеспечения организма, структурнофункциональными особенностями мышц, а также силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов.
Контроль тренировочного процесса решает также задачу оценки перспектив дальнейшего совершенствования в процессе подготовки. Предварительный анализ данных, полученных в начале сезона, предусматривает углубленную оценку морфотипа и физической подготовленности спортсмена, по итогам которой прогнозируются его перспективы. Качественный предварительный осмотр гребцов требует оценки их технической подготовленности. Существенное значение для объективизации рассматриваемого этапа подготовки имеет эффективность нервно-мышечно-двигательных дифференцировок, способность к адекватным оценкам функционального состояния, восприятию возникающих ситуаций, принятию и реализации решений, возможность терпеливо переносить нагрузки. В целом на рассматриваемом этапе необходимо тщательное комплексное медицинское обследование для оценки состояния здоровья. Важнейшее положение обследования на базовом этапе подготовки – необходимость ориентироваться не столько на абсолютные показатели уровня различных качеств и способностей, сколько на темпы их прироста, прогностическая значимость которых значительно выше. Функционально перспективные гребцы обладают высокой анаэробной мощностью и функциональной подвижностью, превосходят спортсменов контрольной группы по показателям алактатной и лактатной мощности работы, максимального кислородного долга, времени достижения уровня максимального потребления кислорода. Психофизиологические особенности у перспективных гребцов на базовом этапе подготовки свидетельствуют о высокой лабильности их нервной системы, а специальные двигательные тесты – о высоком уровне общей и специальной выносливости, с продол-жительным временем удержания критической мощности нагрузки, значительным кислородным пульсом и максимальной критической мощностью нагрузки. Оценка технической подготовленности включает уже не столько визуальный контроль, сколько осуществляемую с помощью специальной аппаратуры точную регистрацию различных параметров гребковых движений. На базовом этапе подготовки гребцов внимание уделяется мотивации к достижению высокого уровня мастерства, психологической устойчивости спортсмена в условиях возрастающей напряженности тренировочной работы и присущего тренировочной деятельности эмоционального стресса. Способность настраиваться на активную работу, умение мобилизовать силы на дистанции, психическая устойчивость при выполнении напряженной тренировочной работы – первостепенное ценнейшее качество спортсмена.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические аспекты исследуемой проблемы
1.1 Спортивная подготовка как многолетний процесс
В зависимости от преимущественной направленности процесс многолетней спортивной подготовки делится на четыре этапа:
1) предварительной подготовки;
2) начальной спортивной специализации;
3) углубленной специализации в избранном виде спорта;
4) спортивного совершенствования.
Продолжительность этапов обусловлена спецификой вида спорта и уровнем готовности спортсменов. Четких границ между этапами нет. При планировании перехода от этапа к этапу необходимо учитывать не только паспортный возраст, а биологический (вмешивается акселерация либо ретардация (задержка). Так в период ростового (12 лет) биологический возраст отдельных детей может находиться в диапазоне 9-15 лет, то есть отличаться на 3 года .
Поэтому степень биологического развития организма важно учитывать. Гетерохронность развития организма спортсменов тоже должна учитываться в ходе организации учебных групп, установлений сроков начала специализации, дозирования тренировочных нагрузок, определении уровня подготовленности.
В каждом конкретном случае на основе педагогических наблюдений, учета данных медико-биологического обследований определяется готовность спортсмена к переходу на очередной этап многолетней тренировки. Хоть и есть конкретные разработки на данный счет, однако они условны, ориентировочны.
Этап предварительной подготовки. 3 года. Укрепление здоровья и улучшения физического развития. Овладение основами техники выполнения физических упражнений. Приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий разнообразными видами спорта. Привитие интереса к занятиям спортом. Воспитание волевых качеств. Определение вида спорта для последующих занятий.
Этап начальной спортивной специализации. 2 года. Достижение всесторонней функциональной и физической подготовленности. Овладение основами техники избранного вида спорта и иных физических упражнений. Воспитание основных физических качеств. Приобретение соревновательного опыта при помощи участия в соревнованиях в разнообразны видах спорта. Определение спортивных задатков и способностей (спортивная ориентация). Уточнение спортивной специализации.
Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта. 2-3 года. Совершенствование в технике избранного вида спорта. Воспитание специальных физических качеств. Повышение уровня функциональной подготовленности. Накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта.
Этап спортивного совершенствования. 2-3 года. Совершенствование в технике избранного вида спорта. Воспитание специальных физических качеств. Освоение должных тренировочных нагрузок, повышение специальной подготовленности. Достижение спортивных результатов, которые характерны для этапа первых больших успехов в этой специализации (норматива мастера спорта). Совершенствование соревновательного опыта .
Охарактеризуем отдельные этапы многолетней подготовки спортсменов.
Первый этап многолетней спортивной тренировки является этапом предварительной подготовки.
Охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации.
В ходе физического воспитания решаются следующие ключевые задачи:
— всестороннее физическое развитие;
— укрепление здоровья;
— привитие интереса к занятиям физической культурой и спортом;
— обучение умению выполнять разнообразным физическим упражнениям.
Существенное внимание уделяется воспитанию личности ребенка, формированию у него должных норм общественного поведения, осознанного отношения к занятиям физической культурой и спортом.
К концу этапа дети, в основном, начинают проявлять интерес к занятиям определенными дисциплинами. В это время осуществляется отбор в учебно-тренировочные группы ДЮСШ.
Физическая подготовка детей на первом этапе требует особенного внимания, так как в младшем школьном возрасте закладываются основы общей работоспособности, гармоничного развития, здоровья, надежности слаженности работы всех систем организма .
В данный период у детей должны быть сформированы достаточно широкий круг двигательных умений (запас двигательных умений), а это будет считаться фундаментом в будущей двигательной подготовке.
В тренировочных занятиях с детьми решаются следующие задачи:
1. освоение доступных знаний в области физической культуры и спорта, расширение элементарных навыков и умений в разнообразных физических упражнениях (метание, лазание, прыжки и т.п.).
2. формирование нужного основного фонда двигательных навыков и умений из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их.
3. содействие гармоничному формированию растущего организма, всестороннему развитию физических качеств, укреплению здоровья, преимущественно скоростно-силовых, скоростных, общей выносливости. С данной целью применяется широкий набор различных методов, средств и организационных приемов, элементов разнообразных видов спорта, спортивных и подвижных игр.
Игровой метод повышает эмоциональность, интерес к движениям. В данный период исключаются занятия с наибольшими психическими и физическими нагрузками, монотонные занятия.
Существенно важную роль играет обучение правильной технике физических упражнений. Это позволит создать нужную основу для будущего обучения и совершенствования рациональных движений. Важно чтобы дети с самого начала овладевали основами техники целостного упражнения, а не их отдельных деталей.
Этап начальной спортивной специализации охватывает, в основном, период 2-х лет пребывания детей и подростков в спортивных школах в учебно-тренировочных группах.
Эффективная система подготовки на данном этапе в большинстве своем предопределяет успешность будущей многолетней подготовки. С одной стороны, не упустить время достижения высоких спортивных результатов, с иной – необходимо избегать чрезмерно формированной узкой специализации, которая, хоть и дает в ближайшие годы быстрый прирост спортивных результатов, однако в итоге к преждевременной стабилизации (застою) их. Основными задачами на этапе начальной спортивной специализации считаются:
1. обеспечение всесторонней физической подготовленности;
2. создание благоприятных предпосылок для достижения высоких спортивных результатов в возрасте, который оптимален для избранного вида спорта;
3. дальнейшее овладение рациональной спортивной техникой .
Наряду со средства общей физической подготовки в тренировку необходимо включать средства, которые направлены на развитие физических качеств, которые имеют существенное значение в избранном виде спорта.
Уделяя внимание специализации, процесс тренировки обязан строится на принципе всесторонности. Чем разносторонней подготовка на этапе ранней специализации, тем наиболее благоприятные условия будут создаваться для углубленной специализации.