Курсовая теория на тему Театрализованная игра в развитии эмпатии у детей дошкольного возраста (1 глава)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы развития эмпатии у детей дошкольного возраста 5
1.1. Характеристика эмоциональной сферы 5
1.2. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 10
1.3. Применение театрализованной игры в развитии эмпатии у детей дошкольного возраста 13
Выводы по первой главе: 16
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение эмпатии дошкольников
2.1. Характеристика базы и методов исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Введение:
В наше время, взрослые пытаясь заботиться о развитии детей, зачастую забывают о важности развития эмоциональной сферы дошкольников, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка так как эмоции самое важное в жизни дошкольников, они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Именно из-за этого взрослые должны стремиться установить тесные эмоциональные контакты с ребенком, так как взаимоотношения с людьми и поступки взрослых— важнейший источник формирования чувств дошкольника: счастья, грусти, гнева, радости и других переживаний.
Важно передать дошкольникам основные навыки эмоционального общения, которые будут нужны ему в дальнейшем для обучения в школе и общения с людьми (взрослыми, сверстниками)
Развитие детей дошкольного возраста представляет глубокий, целостный процесс, который связан с развитием эмоций. Эмоции в жизни детей и их развитие играют большую они: определяют эффективность обучения, принимают участие в становлении творческой, трудовой, игровой деятельности, взаимоотношениях ребенка со сверстниками и взрослыми. Дети дошкольного возраста недостаточно умеют управлять своими эмоциями, поэтому задачей взрослого становится научить ребенка управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение.
В развитии эмоциональной сферы детей важная роль принадлежит театрализованной деятельности. Театр – является одним из самых доступных видов искусства для детей. В театрализованной деятельности дошкольники знакомятся с чувствами, и настроением, которое испытывает герой, осваивают способы их внешнего выражения и осознают причины того или иного настроя. Однако занятия театрализованной деятельностью в основном представляются как бесконечные репетиции при подготовке спектаклей, навязывание штампов, что приводит к переутомлению, неуверенности дошкольников, тревожности, боязни выступать перед зрителями.
Правильная организация педагогической работы в этом направлении может обогатить эмоциональный опыт детей дошкольного возраста. Осваивая обусловленность эмоций, дошкольники овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности.
Возникают противоречия: с одной точки зрения- для развития эмпатии у детей необходимо развивать театрализованную деятельность, а с другой — на занятиях театрализованной деятельностью недостаточно внимания уделяется эмоциональному состоянию дошкольника.
Поэтому данное исследование, направленное на развитие эмпатии у детей посредством театрализованной деятельности, является актуальным.
Проблема развития эмпатии вызывала интерес как у отечественных, так и у зарубежных педагогов и психологов
Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Однако вопрос применения театрализованной игры в развитии эмпатии у детей дошкольников в данных работах рассмотрен, на наш взгляд, недостаточно
Отсюда возникает противоречия между необходимостью развития эмпатии у дошкольников, с одной стороны, и недостаточным опытом применённым в этом процессе театрализованной игры, с другой стороны
Разрешение данного противоречия составляет проблему нашего исследования
Тема исследования- «Театрализованная игра в развитии эмпатии у детей дошкольного возраста»
Объект исследования- эмпатия дошкольников
Предмет исследования- театрализованная игра как средство развития эмпатии у дошкольников
Цель исследования- изучить возможности театрализованной игры в развитии эмпатии у дошкольников
Гипотеза исследования- мы предполагаем, что театрализованная игра будет являться эффективным средством развития эмпатии у дошкольников
Задачи исследования
1) Дать характеристику эмоциональной сферы
2) Рассмотреть особенности эмоциональной сферы
3) Обосновать возможности театрализованной игры в развитии эмпатии у детей дошкольного возраста
4) Эмпирически изучить эмпатию дошкольников
5) Проанализировать результаты исследования
Методическая основа
Методы исследования
Теоретические
• Анализ (литературы по проблемам исследования)
• Синтез, обобщение, сравнение, классификация
Эмпирически- диагностическая методика (Автор, название)
База исследование, количество испытуемых
Структура и объём работы
Заключение:
Рассмотрев теоретическое обоснование проблемы развития эмпатии у детей дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:
1. Формирование эмоциональной сферы человека начинает с первых месяцев его рождения и представляет собой сложный последовательный психологический процесс. На современном этапе развития проблема развития эмоциональной сферы является одной из самых актуальных психолого-педагогических проблем в целом. Эмоциональная сфера представляет собой отражение субъективного отношения к значимым для человека предметам, явлениям, процессам и событиям. Проблемой изучения эмоциональной сферы активно занимались такие авторы, как Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Н.Я. Фигурин, М.П. Денисова, Е.М. Листик, Л.С. Рубинштейн и К. Изард.
2. Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста представляет собой сложный целенаправленный многоэтапный процесс. Отличительной особенностью формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста является эмоциональное созревание, на основе которого происходит образование способности к обучению, потребности к общению и формирование реакций. Ближе к году у ребёнка происходит формирование нервного аппарата для выражения эмоций, на основе чего формируется основной спектр эмоций, мимика и пантомимика.
3. Одним из самых эффективных методов, посредством которого осуществляется развитие эмпатии у детей дошкольного возраста сегодня является театрализованная игра, благодаря участию в которой у ребёнка реализуются такие потребности, как потребность в автономии, потребность в активности и потребность в компетентности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы развития эмпатии у детей дошкольного возраста
1.1 Характеристика эмоциональной сферы
Эмоции и чувства являются не только неотъемлемой составляющей психической составляющей человека, но и неотъемлемой составляющей общества в целом. Каждое из чувств, также, как и каждая из эмоций человека непосредственно обладают своими отличительными особенностями и спецификой. На разных этапах формирования человека, как личности эмоции и чувства проявляются по-разному. На проявление эмоций и чувств влияет множество факторов, одним из которых является возраст человека. Эмоции и чувства человека многочисленное количество раз становились объектом различных исследований, как авторов отечественных, так и авторов зарубежных, в большинстве случаев представителей таких сфер, как психология, педагогика, педагогическая психология, социология, игровая деятельность, конфликтология. Значение, роль и влияние чувств и эмоций на поведение и на человека, как на личность в целом огромно, в связи с чем интерес к данным явлениям возрастает с каждым годом.
Благодаря многочисленным исследованиям различных авторов было выявлено и сформулировано достаточное количество терминов и определений относительно эмоций и чувств человека, одним из которых является такой термин, как эмоциональная сфера. Рассмотрим одно из определений данного термина, наиболее полно отражающее особенности и специфику данного понятия, которое сегодня регулярно используется исследователями при составлении литературы психологической, социальной и педагогической направленностей. Эмоциональная сфера представляет собой совокупность особых психических явлений личности, особенность которых заключается в содержании субъективной оценки значимости для человека возможных событий, явлений, процессов, предметов или людей в форме переживаний.