История театрального дела (Русский театр) Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Театр и власть. Роль цензуры в развитии театра

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Исторический аспект взаимодействия театра и власти 5
2. Цензура и театр 12
Заключение 18
Список литературы 19

  

Введение:

 

Актуальность. На современном этапе развития общества театр – это не авторитет в формировании общественных мнений, это способ досуга, но не эталон общественной жизни. То есть, в сущности, всю информацию члены общества черпают из других источников, и свое мнение они форми-руют не в театре. Однако же, современное государство и радикально направленные объединения уверенны в том, что пропаганда в театре несет разрушительный характер. Формируя в умах общественности деструктив-ные личностные мировоззренческие основы. Соответственно, это деструк-ция отражается и на морально-этической стороне общества в целом.
И здесь актуальным является вопрос о цензуре в театре, в частности, о запрещенных к показу темах, о событиях, которые не следует упоминать. Но, следует заметить, что в российском законодательстве отсутствует цен-зура. И присутствует свобода слова. По сути, компиляция таких законода-тельно закрепленных норм обуславливает абсолютную свободу в выраже-нии любых тематик в театральных постановках.
Тем не менее, у власти и театра имеются достаточно острые отноше-ния по поводу тем в спектаклях. И часто даже не с непосредственно вла-стью и государством, сколько с радикальными общественными объедине-ниями, которые заранее готовы усмотреть в любой театральной постанов-ке деструктивные элементы, которые должны быть подвергнуты цензуре. И зачастую у них получается это негласно сделать, поскольку режиссеры и постановщики попросту сдаются под тяжелым гнетом государственного влияния.
Соответственно, проблема данного исследования заключается в том, что, при законодательном отсутствии цензуры, существуют запретные темы, то есть темы, о которых нельзя говорить, писать, которые нельзя освещать в спектаклях. И это на сегодняшний день действительно является проблемой, поскольку остро стоит вопрос о безопасности и качественной профессиональной деятельности театральных режиссеров.
Объект данного исследования: отношения театра и власти.
Предмет исследования: цензура в развитии театра.
Цель исследования: определить исторический контекст цензуры в российском театре.
Исходя из поставленной цели следует сформулировать перечень ис-следовательских задач:
— рассмотреть исторический аспект взаимодействия театра и власти;
— изучить цензуру и театр.
Хронологические рамки данного исследования: XX-XXI века.
Структура данной работы. Работа включает в себя введение, ос-новную часть, заключение и список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе были рассмотрены две задачи:
— рассмотреть исторический аспект взаимодействия театра и власти;
— изучить цензуру и театр.
Было выяснено, что на протяжении истории формирования театра в XX была замечена трансформация его характера, характера постановок, в частности, это связывалось с новыми направлениями государственной по-литики новых правителей и президентов. Время и государство отражалось на характере театральных постановок.
Совершенно точно можно сказать то, что с начала прошлого столе-тия театр являлся инструментом государства, в то время как в конце века он принимал совершенно другие формы: был безразличен, и, кроме того, неинтересен публике. Однако в XXI столетии взаимоотношения государ-ства и театра снова несколько изменились.
В ходе решения второй задачи были изучены цензура и театр. Было выяснено, что в современном законодательстве отсутствуют какие-либо положения относительно цензуры. Более того, можно говорить о том, что в современной России нет цензуры на театральную деятельность. Как, соб-ственно, ее нет на данной территории вообще. Однако очень велика сила самоцензуры, поскольку, боясь наказаний за реальные уголовные или ад-министративные дела, постановщики спектаклей предпочитают вовсе не провоцировать публику и не разжигать агрессивность общественного мне-ния.
Так, соответственно, цензура и театр – это вещи взаимосвязанные и неотъемлемые друг от друга. Однако отношение к цензуре – это то, что определяет характер общественной реакции и государственных интересов.
Задачи работы выполнены.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Исторический аспект взаимодействия театра и власти

Необходимо рассмотреть отношения театра и власти в историческом контексте прошлого столетия. Золотой период в истории театра в России – это период Рахманинова, а именно, время с 1901 по 1917 гг. Тогда Боль-шим театром руководил Владимир Теляковский – полковник лейб-гвардии Конного полка. При нем Большой театр вступил в соревнование с купече-ской, частной оперой Мамонтова. Что касается отношений с властью, во времена Теляковского Рахманинову приходилось писать в канцелярию императора, чтобы получить разрешение: можно ли танцовщикам снять в спектакле шпоры, которые мешают музыке. Власть использовала Большой театр в качестве инструмента для диалога с публикой. Это началось с Ни-колая I. То есть, в начале XX века театр стал использоваться как средство передачи необходимой информации в общественную структуру. Если власть что-то хотела передать, вложить в умы людей ту или иную идеоло-гию – она делала это посредством театральных постановок, закладывая в них посыл, который позже расценивался зрителями как эталон или необ-ходимость.
Владимир Ильич Ленин целенаправленно старался закрыть Большой театр, начиная с конца 1917 года, когда ему принесли коллективное пись-мо артистов Большого, направленное против большевистской революции. Как вспоминал Луначарский, «Ленин относился к Большому театру очень нервно», называл «куском чисто помещичьей культуры»». Зимой 1919 года по его настоянию Совнарком принял первое решение о закрытии Большого. Театр отстояли, но был значительно урезан его бюджет. В 1922 году Ленин написал Луначарскому записку, в которой предлагал Полит-бюро сократить артистов театра, и, соответственно, финансирование.
Мы видим в таких действиях Ленина очень прагматичную установку, именно то, что у него была одна идеологическая позиция, и в его интере-сы, соответственно, не входило распылять общество на какие-то другие стороны, интересы, при этом еще и тратя колоссальные денежные суммы на содержание театров. Но, как стало понятно, эту прагматичность пре-следовал один Ленин – его инициатива не была понята и поддержана дру-гими руководителями. Можно сказать о том, что в истории театра в прин-ципе именно они сыграли сохранную роль на том временном отрезке.
В. Молотов описывал тенденцию Ленина к закрытию театров следу-ющим образом: «Летом 1921 года Ленин предлагал закрыть Большой те-атр. Говорит, что у нас голод, такое трудное положение, а это — дворян-ское наследство. В порядке сокращения расходов можем пока без него обойтись… И провалился Ленин. Большинство — против… Я помню, что я тогда и голосовал в числе тех, которые не согласились… Единственный раз, когда я голосовал против Ленина».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы