Курсовая теория на тему Таможенный контроль за соблюдением условий таможенной процедуры.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Таможенный контроль: теоретико-правовые аспекты.. 6
1.1. Понятие «таможенный контроль» и его формы.. 6
1.2. Цели, задачи и принципы проведения таможенного
контроля за
соблюдением
условий таможенной процедуры.. 11
2. Анализ нормативного регулирования таможенного
контроля и проблемные аспекты его проведения. 15
2.1 Таможенный кодекс ЕАЭС об особенностях таможенного
контроля. 15
2.2. Проблемные вопросы проведения таможенного контроля и
пути их решения 18
Заключение. 22
Список литературы 25
Введение:
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем,
что процессы интегрирования Российской Федерации в мировое хозяйство и
современные тенденции развития внешнеторговых связей способствовали увеличению
потока товаров, проходящих через таможенную границу Евразийского экономического
союза (ЕАЭС), и обусловили необходимость трансформации элементов таможенного
регулирования, к которым относят таможенный контроль.
В современных условиях таможенные органы
выступают одним из главных инструментов по осуществлению экономической политики
страны, обеспечению защиты ее экономических интересов на международном уровне,
развитию независимой экономики. Роль таможенного контроля в обеспечении
безопасности растет из года в год, что обусловлено складывающейся
геополитической ситуацией, которые возникают экономическими и политическими
проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как
следствие, появлением новых угроз и рисков.
Таможенный контроль стал рассматриваться как
составная приоритетная часть системы экономической безопасности. Определено,
что таможенно-тарифное регулирование воздействует не только на
внешнеэкономические отношения, но и на развитие всей национальной экономики
России, на темпы экономического роста и на финансово- стоимостные пропорции,
складывающиеся в реальном секторе. «Таможенный
контроль» в справочнике таможенных терминов Всемирной таможенной организации
определяется как «меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и
положений, исполнение которых возложено на таможенные органы».
Таможенное оформление — выполнение необходимых
формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу
товаров и транспортных средств, а также в случае смены таможенной процедуры.
Важной частью государственного регулирования внешней
торговли товарами является разрешительная система, которая «реализуется
посредством введения лицензирования или применения иных административных мер
регулирования внешнеторговой деятельности»[1].
Лицензируемые товары в системе запретов и ограничений
делятся на 3 категории – «продукция гражданского, двойного и военного
назначения»[2], две
последние категории относятся к объектам экспортного контроля.
Лицензирование перемещения указанных категорий товаров
во внешнем обороте, несмотря на общую природу этой меры государственного
регулирования, в каждом случае имеет свои особенности.
Целью данной работы является изучение особенностей
таможенного контроля за соблюдением условий таможенной процедуры.
Исходя из заявленной цели, были поставлены следующие
задачи:
— рассмотреть понятие «таможенный контроль» и его
формы;
— изучить цели, задачи и принципы проведения
таможенного контроля за соблюдением условий таможенной процедуры;
— выявить особенности таможенного контроля по Таможенному кодексу ЕАЭС;
— охарактеризовать проблемные вопросы проведения
таможенного контроля и пути их решения.
Объектом настоящего исследования являются таможенный
контроль как таможенная процедура.
Предметом исследования является нормативно-правовое
регулирование отношений, возникающих в процессе реализации таможенного контроля.
Методология.
Методологическое основание данного исследования составил
диалектико-материалистический метод познания объективной действительности,
благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в развитии,
взаимосвязи, взаимообусловленности, с применением категориального аппарата
диалектики, в частности таких ее понятий, как «общее и особенное», «явление и
сущность», «содержание и форма», «целое и часть», «действительность и
возможность» и др.
Формально-логический метод
отразил применение при написании данной работы законов логики и приемов
выводного знания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Структура работы. Данная работа состоит из
введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и
задачи, двух глав и четырех параграфов, в которых раскрывается сущность
рассматриваемого в данной работе
вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной
литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании
данной работы. [1] Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности:
учеб. пособие / А.Г. Гетман, Е.С. Гурова. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАН-ХиГС, 2018. 154 с. [2] Гурова Е.С., Безуглов Д.А. Категорирование товаров
при лицензировании экспортно-импортных операций [Электронный ресурс] //
Фундаментальные исследования. № 11 (часть 2). 2016.
Заключение:
В заключение данной работы, на основании заявленной
цели и поставленных задач сделаем краткие выводы.
1. Существует множество
разноплановых теоретических подходов к определению сущности и содержания
таможенного контроля. Теоретическая и методологическая база таможенного
контроля развивается параллельно с увеличением объемов международной торговли.
В России таможенный контроль развивается в
контексте формирования социально-экономических международных отношений в рамках
ЕАЭС. С начала 2018 года вступил в силу ТК ЕАЭС. Его содержание требует
значительных преобразований в сфере таможенного дела, в том числе и в
таможенном контроле.
Кроме того, следует учитывать, что ТК ЕАЭС
предполагает изменения в законодательстве, которым ещё только предстоит
произойти.
Все формы таможенного контроля, объединенные в
одно из направлений деятельности таможенной службы можно назвать эффективными,
так как с каждым годом уменьшается количество случаев нарушения действующего
законодательства. Однако, принятие дополнительных нормативных актов в рамках
реализации таможенных правоотношений в 2019 году (более 150), а также
разработка и вступление в силу в 2020 году новых документов, указывает на
несовершенство законодательной базы по таможенному делу.
2. Исходя из динамики количества контрольных
мероприятий, проведенных контрольно-ревизионными подразделениями таможенных
органов, установлено, что количество проверок снижается. Такое снижение
обусловлено совершенствованием информационно-технологического и методического обеспечения
деятельности контрольно-ревизионных подразделений таможенных органов и
организации взаимодействия с вневедомственными органами государственного
финансового контроля. Так же обеспечена возможность использования в контрольной
деятельности данных информационных баз ФТС России, включая данные
автоматизированной информационной системы финансово-хозяйственной деятельности
таможенных органов. Таможенными органами приняты меры по устранению большей
части выявленных нарушений. В отношении нарушений, по которым отсутствует
возможность их устранения, реализованы мероприятия, направленные на недопущение
их в дальнейшей работе. Необходимо отметить, что контрольно-ревизионным
управлением ФТС России обеспечен регулярный контроль качества внутреннего
финансового аудита и ведомственного контроля в сфере закупок, осуществляемых
контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов.
3. Проведя анализ проблем
правового регулирования форм таможенного контроля,
можно сделать вывод о том, что не все формы являются эффективными.
Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного
оформления и контроля товаров в целом и в аэропорту в частности[1]:
— Низкий уровень профессионального образования
таможенных работников;
— Недостаточно оборудования для таможенного контроля;
-Недостоверное
декларирование и сокрытие товаров, сращивание участников внешнеэкономической
деятельности с преступным сообществом.
— Коррупционные проявления, которые сопровождают
контрабандную деятельность.
Перспективы и пути улучшения таможенного оформления и
контроля[2]:
— Улучшить профессиональную подготовку;
— Необходимо дальше развивать инфраструктуру на
государственной границе, совершенствовать оперативно-розыскную деятельность во
взаимодействии с другими правоохранительными органами;
— Совершенствование законодательства в сфере
таможенного дела, в том числе касающегося перемещения физическими лицами
товаров для личного пользования;
— Необходимо повышать эффективность антикоррупционной
работы внутри таможенных органов.
4. В качестве
решения выявленных проблем мы рекомендовали ФТС России: расширить систему
отчётных показателей деятельности в части, позволяющей оценить эффективность
отдельных форм таможенного контроля; привести ведомственную нормативную и правовую
базу в соответствие с принципами нового таможенного кодекса; расширить базу
применения информационных технологий в своей деятельности. [1] Агамагомедова С. А. Принципы таможенного контроля как
вида государственного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2017.
№ 1. С. 82–89. [2] Бондаренко Н. П. Сравнительный анализ положений
таможенного контроля после выпуска товаров в государствах – членах Евразийского
экономического союза // Особенности государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности в современных условиях: материалы VI
Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д: РИО Ростовского
филиала Российской таможенной академии, 2019. С. 158–163.
Фрагмент текста работы:
1. Таможенный
контроль: теоретико-правовые аспекты 1.1. Понятие
«таможенный контроль» и его формы Вся деятельность таможенных
органов, в том числе и по осуществлению таможенного контроля, прописана и
реализуется на основании Федерального закона «О таможенном регулировании в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ (далее ФЗ № 289-ФЗ)[1].
Рассматривая таможенный контроль
в рамках таможенного права, следует указать, что он является одним из главных
средств практического осуществления таможенного дела[2].
Стандарт 6.1 Международной
конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции)
указывает на то, что все товары, включая транспортные средства, поступающие или
убывающие с таможенной территории, независимо от того, облагаются ли они
пошлинами или налогами, подлежат таможенному контролю[3].
Под таможенным контролем
понимается одно из направлений таможенной политики государства, состоящее из
целого комплекса мер, которые осуществляются таможенными органами в целях
соблюдениями участниками таможенно-правовых отношений норм таможенного законодательства.
Согласно статье 322 Таможенного
кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕЭС) таможенный контроль
может осуществляться в следующих формах: получение объяснений; проверка
таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенный осмотр; таможенный
досмотр; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий;
таможенная проверка[4].
Получение объяснений, как одна
из форм таможенного контроля, на наш взгляд, является демократичной формой
контроля и заключается в получении сотрудниками таможенной службы от
перевозчиков, декларантов, иных лиц сведений, имеющих значение для таможенного
контроля. Оформляется данной объяснение по установленной законодательством
форме.
Следующая форма таможенного
контроля заключается в фактической проверке сотрудниками таможенных органов
товаров, транспортных средств, багажа физических лиц и т.п. Целью проверки
является установление соответствия данных, указанных в таможенной декларации
или иных представленных документах фактически представленным на проверку
товарам, транспортным средствам, багажу физических лиц, а также установление
законности перемещения указных товаров через границу. Для ускорения проведения
таможенного контроля и получения более точной информации о товарах,
транспортных средствах используются технические средства таможенного контроля
(далее ТСТК), среди которых: досмотровая рентгеновская техника,
оптико-механические и локационные приборы, приборы контроля носителей аудио-,
видеоинформации, информации на магнитных носителях и пр. Требования и порядок
применения технических средств при проведении таможенного контроля
урегулированы Приказом Минфина России от 01.03.2019 г. № 34н «Об утверждении
Порядка применения технических средств таможенного контроля, используемых при
проведении таможенного контроля»[5].
Предпосылкой издания данного
приказа явилось соблюдение при таможенном контроле принципа непричинения вреда
здоровью граждан и их имуществу. Основан указанный Порядок на основании
законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Особое место указанный Порядок
занимает при проведении личного таможенного досмотра физического лица
(декларанта, перевозчика, их представителя, иного заинтересованного лица)
(статья 329 ТК ЕЭС)[6],
так как использование технических средств при осуществлении таможенного
контроля должно быть безопасным для жизни и здоровья человека, животных,
растений и не должно причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.
Одной из масштабных, на наш
взгляд, форм таможенного контроля, является проверка таможенных и иных
документов и (или) сведений.
Данная форма таможенного
контроля заключается в изучении таких документов как таможенная декларация,
транспортные и торговые документы, на основании которых товары и транспортные
средства перемещаются через таможенную границу. Целью поверки является
соответствие оформленных документов установленным правилам. Данный вид проверки
может предшествовать другим формам таможенного контроля.
В рамках проведения проверки
таможенных деклараций или иных документов и сведений, у таможенных органов
может возникнуть необходимость в сборе и анализе дополнительной информации
путем направления в государственные и иные органы запросов, касающихся как
товара и транспортного средства, так и декларанта. До недавнего времени данная процедура
для специалистов таможенных органов являлась трудоемкой и долгосрочной, что
влияло на качество и сроки выполнения таможенным органом своих полномочий. С
вступлением в силу с 01.01.2018 г. ТК ЕЭС и принятым 03.08.2018 г. ФЗ № 289-ФЗ
в Российской Федерации начато реформирование системы таможенных органов в
соответствии с комплексной программой развития ФТС России до 2020 г.[7] Статьей 330 ТК ЕЭС предусмотрена
такая форма таможенного контроля, как таможенный осмотр помещений и территорий.
Данной форме осмотра подлежат
помещения таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, складов
временного хранения свободных таможенных зон. При этом в указанных помещениях
должны находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному
контролю. На практике данная форма таможенного контроля выражается в визуальном
осмотре находящихся в помещениях товаров или транспортных средств с целью
выяснения необходимости в проведении в отношении их других форм таможенного
контроля или отсутствия таковой.
Кроме осмотра помещений и
территорий, ТК ЕЭС предусмотрена и такая форма таможенного контроля, как
таможенный осмотр (статья 327). Проводится он таможенными органами в отношении
транспортных средств, багажа, таможенных печатей и пломб. При этом вскрытия
емкостей, нарушения целостности упаковки товара, разборки и демонтажа объектов
не допускается. Результаты проведения осмотра (сведения о товаре, наличие на
товаре пломб и печатей) оформляются составлением акта таможенного осмотра.
Осуществление таможенного контроля после выпуска
товаров является, по нашему мнению, для российской таможенной службы одной из
наиболее перспективных мер обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Данной форме таможенного контроля посвящена статья 331 ТК ЕЭС «Таможенная проверка».
Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной или выездной таможенной
проверки. При этом проверяются сведения, содержащиеся в представленных
документах с данными бухгалтерского учета и отчетности, с другой информацией,
имеющейся или полученной таможенными органами в ходе проверки.
Проверке могут подлежать как декларант, так и
перевозчик, лицо, осуществляющее временное хранение товара, лицо, в отношении
которого имеется информация о наличии у него товаров в нарушении международных
договоров и актов, а также лицо, осуществляющее деятельность в сфере
таможенного дела. Полный перечень лиц, подлежащих таможенной проверке,
установлен статьей 331 ТК ЕЭС.
При проведении таможенной проверки,
специалисты таможенной службы могут по результатам проверки принять решение,
одним из видов которого является решение о назначении таможенной экспертизы
товара. Порядок проведения данного вида экспертизы урегулирован Приказом
Федеральной таможенной службы от 16.01.2019 г. № 34 «Об утверждении порядка
проведения таможенной экспертизы, формы решения таможенного органа о назначении
таможенной экспертизы»[8]. При установлении в ходе таможенной проверки
признаков административного правонарушения или преступления таможенными
органами принимаются меры в соответствии с действующим законодательством.
Подводя итог, можно отметить,
что в целом все формы таможенного контроля, объединенные в одно из направлений
деятельности таможенной службы можно назвать эффективными, так как с каждым
годом уменьшается количество случаев нарушения действующего законодательства.
Однако, принятие дополнительных нормативных актов в рамках реализации
таможенных правоотношений в 2020 году, а также разработка и вступление в силу в
2021 году новых документов, указывает на несовершенство законодательной базы по
таможенному делу. [1] Федеральный закон «О таможенном регулировании в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ // [электронный ресурс] СПС
КонсультантПлюс – режим доступа: http://www/.consultant/ru// [2] Таможенный контроль [Электронное издание]: учебн.
Пособие для студентов вузов/С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин. – Самара:
Изд-во самар. гос. экон. ун-та, 2018. [3] Международная конвенция об упрощении и гармонизации
таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от
26.06.1999) // [электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс – режим доступа:
http://www/.consultant/ru// [4] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического
союза от 11.01.2017 г. № 317-ФЗ) // [электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс –
режим доступа: http://www/.consultant/ru// [5] Приказ Минфина России от 01.03.2019 г. № 34н «Об
утверждении Порядка применения технических средств таможенного контроля,
используемых при проведении таможенного контроля» // [электронный ресурс] режим
доступа: http://ivo/garant.ru// [6] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического
союза от 11.01.2017 г. № 317-ФЗ) // [электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс –
режим доступа: http://www/.consultant/ru// [7] Приказ Федеральной таможенной службы России от
27.06.2017 N 1065 (ред. от 29.08.2018) "О решении коллегии ФТС России от
25 мая 2017 года "О Комплексной программе развития ФТС России на период до
2020 года" // [электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс – режим доступа:
http://www/.consultant/ru// [8] Приказ Федеральной таможенной службы от 16.01.2019 г. № 34 «Об
утверждении порядка проведения таможенной экспертизы, формы решения таможенного
органа о назначении таможенной экспертизы» // [электронный ресурс] СПС
КонсультантПлюс — режим доступа: http://www/.consultant/ru/.