Курсовая теория на тему Тайм-менеджмент в образовании: формирование навыков самоменеджмента у обучающихся.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
тайм-менеджмента в учебной деятельности. 5
1.1 Понятие и цели тайм-менеджмента. 5
1.2 Особенности применения
тайм-менеджмента в формировании навыков самоменеджмента у обучающихся. 11
Глава 2. Практические аспекты
использования тайм-менеджмента в процессе обучения 15
2.1 Проблемы самоменеджмента у
обучающихся. 15
2.2 Роль тайм-менеджмента в
увеличении производительности учебного процесса 20
Заключение. 25
Список использованной литературы.. 26
Введение:
Сейчас
двадцать первый век, век информации. Большинство людей занимается
информационной работой в учебной, научной или иной профессиональной
деятельности.
Управление
собственным временем — это навык, который нужно развивать постепенно, в течение
длительного срока обучения. Он очень важен, потому что позволяет не только
повысить успеваемость, но и снизить уровень тревожности. Поэтому стратегии
обучения управления временем должны быть важным компонентом всех учебных планов
в школе.
В
связи с этим сегодня возникают некоторые проблемы. В то время как мы предлагаем
детям множество инструментов и способов управлять своим временем, обучение
занимает у них так много времени, что применять этот навык становится невозможным.
Реальность такова, что школа и выполнение домашних заданий просто отбирают у
детей время на отдых, который является для них залогом производительности,
работоспособности и в итоге — успешности. Кроме того, что дети не имеют
возможности отдохнуть после занятий в школе, у них настолько плотное расписание
в течение дня, что управление временем превращается в ограничение времени на
выполнение домашних заданий или снижение количества времени на сон (это реалия
современных школьников).
Тайм-менеджмент
— это технология организации времени и повышения эффективности его
использования. Тайм-менеджмент — это не умение управлять временем, а умение
управлять работой во времени и пространстве. Управление временем — это
процесс тренировки известного контроля над количеством времени, затраченного на
конкретные виды деятельности, при которых специально увеличивают эффективность
и производительность. Для этого есть ряд методов: планирование,
распределение, постановка целей, делегирование, анализ временных затрат,
мониторинг, организация составления списков и расстановка целей.
Цель
курсовой работы – исследовать особенности применения тайм-менеджмента в
формировании навыков самоменеджмента у обучающихся.
Задачи
курсовой работы:
—
раскрыть понятие и цели тайм-менеджмента;
—
изучить особенности применения тайм-менеджмента в формировании навыков
самоменеджмента у обучающихся;
—
раскрыть проблемы самоменеджмента у обучающихся;
—
проанализировать роль тайм-менеджмента в увеличении производительности учебного
процесса.
Объект
исследования – тайм-менеджмент.
Предмет
исследования – процесс формирования навыков самоменеджмента у обучающихся при
помощи технологии тайм-менеджмента.
Заключение:
Формирование
культуры умственного труда осуществляется благодаря использованию
педагогических технологий в учебном процессе, в частности технологии «тайм
менеджмент», которая делает возможным сознательное и рациональное использование
своего времени, позволяет достигать поставленной цели минимальных промежутки
времени.
Таким
образом, использование технологии тайм-менеджмента открывает возможность для
повышения конкурентоспособности выпускников школ. Ученики, которые нацелены на
овладение указанной технологией, характеризуются целеустремленностью, высоким
уровнем волевых усилий, умением мобилизовать свои психические и физические силы
на учебу, высокой регулярностью учебной деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
тайм-менеджмента в учебной
деятельности
1.1 Понятие и цели тайм-менеджмента
Попытки
управлять своим временем предпринимались еще в Древнем Риме. Тогда Сенека
предложил записывать информацию о прожитом дне для последующего анализа. Он же
разделил время на проведенное с пользой, с удовольствием и без пользы и
удовольствия. Это была первая известная попытка создания методики
тайм-менеджмента.
В
Новое Время большую популярность приобрели дневники Бенджамина Франклина, где,
помимо расписания, были совершенные в этот день добрые дела. Даже с точки
зрения современного человека дневники показывают замечательный пример
оптимизации времени, здесь учтено время на сон и начало работы в лучший для
мозга период.
В
России тайм-менеджмент появился во времена НЭПа. Тогда это называлось НОТ —
научная организация труда. Техника ушла в массы, люди стали придерживаться
режима дня. Техники управления временем в привычном для нас понимании появились
в конце 80-х – начале 90-х с появлением и развитием предпринимательства. Сейчас
навыки тайм-менеджмента для предпринимателя критически важны — без них
управление бизнесом эффективным не будет.
Тайм-менеджмент
— это система эффективного распределения времени для выполнения поставленных
перед собой целей и задач [4]. Есть предположение, что недостаток времени для
работы зависит в определенной степени от особенностей национального характера.
Так,
например, менеджеры США, Германии, Англии:
—
систематически планируют будущее;
—
одно дело делают в одно время;
—
работают в фиксированное время;
—
пунктуальны; подчиняются графику работы;
—
разбивают проекты на этапы; строго придерживаются планов [2].
По
данным международной консультационной компании «Chipin & Pather» 36% (78
рабочих дней в году) мы тратим практически впустую [6].
Под
тайм-менеджментом понимают такую технологию, которая помогает осуществлять
деятельность продуктивно и эффективно с наименьшим количеством затраченного
времени [10, с. 4]. При управлении временем важно не только формирование
необходимых навыков, но и использование методов, правильная постановка целей,
предварительное планирование, рациональная организация работы. 1.2 Методы, приемы и инструменты тайм-менеджмента
Существует
несколько методов тайм-менеджмента для того, чтобы оптимизировать свое время.
Планирование
— один из основных методов управления временем. Ведь время, затраченное на
планирование приводит к уменьшению времени на работу в целом. Для того, чтобы
составить список дел можно использовать два метода.
Метод
первый — это «АВС-анализ» согласно
которому, А-задачи — это самые важные, для их выполнения необходимо всего 10%
времени, но значимость А-задач оценивается в 70%. В-задачи — это задачи средней
тяжести, они составляют примерно 20% по затратам времени и 20% по значимости.
П-задачи занимают примерно 70% времени, но вносят вклад в размере всего 10%
[12, 102].
Метод
второй — метод сочетания критериев «важности и срочности». Все дела можно
разделить следующим образом:
· А — важные и срочные;
· В — важные и не срочные;
· С — не важны и срочные;
· D — не важны и не срочные [6].
Также
можно распланировать свой рабочий день с помощью дневника.
Алгоритм
ежедневного планирования:
1.
Заметьте «жесткие» встречи, для которых уже известно точное время. Планируя
встречи, закладывайте резервы на непредвиденные обстоятельства.
2..
Составьте список «гибких» задач, то есть таких которые не имеют жесткого
времени выполнения.
3.
Выделите ярким цветом те задачи, которые необходимо выполнить в первую очередь.
А именно: значимые для выполнения других задач, неприятные, давно отложены.
4.
Запланируйте время на большие «гибкие» задачи. Или подпишите к ним количество
времени на выполнение, или заметьте его на графике дня. Помни: планировать
более 60-70% времени — нереально.
5.
В течение дня аккуратно вычеркивайте сделано. Не выполнено замечайте значком к
переносу на следующий день [10, 64].
Ниже
перечислим приемы и инструменты современного тайм-менеджмента.
Ежедневник
– первый инструмент эффективного планирования. Начать работу над составлением
планов можно с покупки ежедневника. Это может быть обычный блокнот записная
книжка или электронный ежедневник – все что угодно, чтобы вам было удобно
фиксировать свои мысли, структурировать планы, записывать пришедшие в голову
идеи. Удивительно, но приобретение ежедневника для некоторых само по себе может
стать дополнительной мотивацией контролировать распорядок дня и выполнение
поставленных задач.
Мотиваторы.
Лучшие мотиваторы – это цели. И цели нужно держать всегда в голове. Если цели
как таковой нет, это нужно срочно исправить.
Прием
«съеденной лягушку» — Старая притча гласит: если первым делом с утра вы должны
съесть живую лягушку, утешением может служить то, что это самое плохое, что
может случиться с вами за весь день. Брайан Трейси, успешный
бизнес-консультант, сравнивает лягушку с самым неприятным и важным делом,
которое следует сегодня сделать. Откладывая его, человек создает лишнее
эмоциональное напряжение и нежелательные последствия. Нужно действовать без
лишних раздумий и промедлений — просто взять и сделать. Это даст заряд бодрости
на целый день.
Правильно
расставленные приоритеты – половина успеха.
Никакие принципы тайм-менеджмента не будут работать без правильной
расстановки приоритетов. Как ни парадоксально звучит, самое главное – это
определить самое главное. Необходимо создать список долгосрочных целей и
обязательно запишите его. Планы, когда их просто держат в голове,
осуществляются очень долго или не осуществляются вовсе. Записав их на бумаге,
мы получаем личный бизнес-план, очередной инструмент, служащий ориентиром. На
данном этапе не стоит пытаться привязать к каждой цели какой-то определенный
срок выполнения. Пусть это будет мозговой штурм, поток идей, каждая из которых
достойна записи.
Прием
«Все лишнее долой». Теперь, имея на руках свой собственный бизнес план, можно
избавиться от всего, что в него не входит. Это распространяется на все: от
рабочего места до кладовки в квартире. Даже такая мелочь как заваленный
бумагами стол может стать препятствием на пути к осуществлению ваших планов.
Бардак, к сожалению, вездесущ и умеет исподволь проникать внутрь, отвлекая нас
от главного, снижая концентрацию. Так что с ненужными вещами, мыслями и планами
придется распрощаться. Устройте себе неделю «закрытия хвостов», выделите время
закончить все незавершенные дела, снимите гири с ног и приступайте к делу без
лишних помех. Личный тайм-менеджмент потребует от нас максимального внимания.
Постановка
задач. Каждое приоритетное направление, каждую цель можно разделить на вполне
определенные шаги, задав им сроки выполнения.
Прием
«Тотальный контроль». Как уже говорилось, не стоит переоценивать управление
временем: тайм-менеджмент невозможен без соблюдения некоторых неизменных
правил. Например, обязательный контроль результатов. В конце недели можно взять
свой список планов и пройтись по нему, отмечая выполненные дела. Контролируя
себя, вы помогаете себе же строить дальнейшие планы, оценивать свои результаты
и вовремя менять стратегию.
Прием
«Нет!». Это действительно хороший способ приучить ваше окружение к тому, что
отвлекать вас во время работы совершенно бессмысленно. Найдите в себе силы и
скажите «нет» всему, что съедает ваше время: интернет-серфингу, пустым
разговорам, чужим делам. Можете даже составить топ-лист таких занятий и
озаглавить их как «То, чего я не буду делать». Прием
«Начинайте с самого сложного». Как показывает практика, самые сложные и
объемные дела лучше перенести на первую половину дня. Во-первых, это освободит
вас от размышлений о нависающем над вами неприятном занятии. Во-вторых –
послужит дополнительной мотивацией. В конце концов, после завершения такого
дела, все остальное покажется не таким уж сложным.
«Ешьте
слона» по частям. Разделите одну большую цель на много маленьких и идите к ней
шаг за шагом. Действительно, путешествие в тысячу миль начинается с одного
шага. Делайте хотя бы по одному шагу в день, так вы будете гораздо ближе к
цели.
Придерживаться
контроля времени не так сложно. Главное здесь — последовательность и
постоянство. Вот несколько советов по тайм-менеджменту.
1.
Планируйте правильно.
Четкий
план действий — залог эффективной работы. Неважно, планируете ли вы на день,
неделю или месяц. Наличие плана помогает справляться с рутиной.
Ключевой
аспект планирования — дробление задач на подзадачи. Большие задания обычно
являются трудоемкими. Когда ставится короткая задача, вы понимаете, что
справиться с ней можно быстро и без усилий. Результат у нее предсказуем. Разбив
большое задание на несколько маленьких, вы выполняете работу быстрее.
2.
Ставьте конкретные задачи.
Цели,
которые вы ставите перед собой не должны быть расплывчатыми. Наоборот, у них
есть четкий, измеримый итог. Конкретизировать задачу помогает метод SMART
(Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound). Согласно этой
методике, задание должно быть конкретным (Specific), измеримым (Measurable),
достижимым (Achievable), релевантным (Relevant) и ограниченным по времени (Time
bound).
3.
Фиксируйте план.
Записывайте.
План действий лучше составлять на долгий срок: на год или больше, на месяц и на
день. В списке указывайте время выполнения цели. Долгосрочные планы
дополняются, со временем всплывают новые задачи с высоким приоритетом.
4.
Расставляйте приоритеты.
Составленный
список задач может оказаться большим. На первый взгляд все задания важны. Но
это только кажется. Каждая задача требует анализа, чтобы понять приоритет
выполнения. Схема расстановки приоритетов — схема Эйзенхауэра, названная в
честь 34-го президента США. Он разделял дела на срочные и важные, важные, но
несрочные, срочные и неважные, а также неважные и несрочные.
Согласно
Эйзенхауэру, лучше держаться во второй категории: так хватает времени на анализ
и планирование. Срочные, но неважные дела стоит перепоручать.
5.
Фокусируйтесь на важном.
Не
пытайтесь выполнить задачи самостоятельно. Ради экономии времени делегируйте
мелкие задания и отказывайтесь от ненужных. Так высвобождается время для важных
целей, которые требуют внимания.
Делегирование
не просто помогает высвободить время.
6.
Отдыхайте.
Тайм-менеджмент
не заставляет работать без перерыва. Напротив, эффективное расписание учитывает
время на отдых. Без отдыха невозможно работать успешно. Учитывайте биоритмы при
планировании работы и отдыха. В
управлении временем важен, прежде всего, практический опыт. Все перечисленные
инструменты, технологии, приемы, правила, принципы, методы тайм-менеджмента
дадут свой эффект только тогда, когда специалист станет применять их в своей
повседневной практике [1, 51].