Курсовая теория на тему Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 5
1.1 Проблема
воспитания детей дошкольного возраста в современных научных исследованиях. 5
1.2 Культура
поведения как определяющие показатель воспитания дошкольника 13
1.3
Особенности воспитания детей дошкольного возраста. 19
ГЛАВА 2.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 25
2.1
Характеристики игровой деятельности и особенности ее развития в дошкольном
возрасте. 25
2.2
Воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры.. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 34
Введение:
В современном мире большое внимание
уделяется воспитанию детей с раннего возраста. Такая актуальность связана с
развитием общего культурного уровня общества, что определяет потребность
создания условий для формирования личностей с высоким уровнем воспитания.
Наиболее ярким и понятным индикатором того
как воспитан человек является его культура поведения.
Наибольший интерес в формировании культуры
поведения и начала воспитательного процесса представляет дошкольный возраст.
Среди функций, выполняемых дошкольным
образовательным учреждением, наиболее значимой является формирование базовой
культуры личности, нравственных качеств и культуры поведения.
Процесс формирования культуры поведения у
детей как основы воспитания является одной из наиболее актуальных проблем науки
и практики на сегодняшний день. Данная проблема рассматривалась такими
исследователями как А.М. Архангельский, Н.М. Болдырев, Н.К. Крупская, А.С.
Макаренко, С.Г. Якобсон, Л.И. Божович, А.М. Виноградова, С.Н. Карпова и др. Основными
направлениями их исследований были: определение основных понятий морального
воспитания, методов и приемов нравственного воспитания детей дошкольного
возраста.
Проблема содержания культуры поведения дошкольников
также раскрыта в работах таких авторов
как Э.К. Суслова, В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.Ф. Островская, С.В. Петерина и др.
Проблемы формирования культуры поведения у детей рассмотрены в работах таких
авторов как Т.И. Когачевская, Р.Н. Курманходжаева, Т.В. Лукина и др.
Успешное воспитание культуры поведения у дошкольников
возможно при создании соответствующих педагогических условий. Данная проблема раскрыта
С.В. Петериной, В.Г. Нечаевой, ТА. Марковой, Р.И. Жуковской, СА. Козловой, Г.Н.
Годиной и др.
К наиболее эффективным средствам
формирования культуры поведения у дошкольников относится сюжетно-ролевая игра. Изучением
сюжетно-ролевой игры в аспекте воспитания детей дошкольного возраста занимались
такие авторы как Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и др. Важность
применения игровой деятельности в вопросах воспитания рассматривалась А.К.
Бондаренко, А.И. Матусик, С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной и др.
Цель исследования — рассмотреть
возможности сюжетно-ролевой игры как средства воспитания детей дошкольного
возраста.
Объект исследования — процесс формирования
культуры поведения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — сюжетно-ролевая
игра как средства воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
— рассмотреть
теоретические основы воспитания детей дошкольного возраста;
— определить
проблемы и особенности воспитания детей дошкольного возраста;
— охарактеризовать
культуру поведения как показатель воспитания;
— рассмотреть
игровую деятельность дошкольного возраста;
— проанализировать
возможности сюжетно-ролевой игра в качестве средства воспитания дошкольников.
Методологическая основа исследования: научные
труды по теме исследования Т.И. Бабаевой, С.В. Петериной, И.Н. Курочкиной, О.В.
Защиринской, Л.Ф. Островской, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой.
Методы исследования: анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура работы: введение, две главы,
выводы, заключение, список использованных источников.
Заключение:
Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного
возраста, что обуславливается особенностями его возрастного периода. Игровая
деятельность требует от дошкольника не только действий в зависимости от его
желаний, но и соблюдения определенных правил, установленных непосредственно
игрой.
Игра является отличным методом самореализации и
самовыражения ребенка дошкольного возраста. Любой дошкольник представляет свой игровой
мир, при этом, начиная играть с другими детьми, ребенок сталкивается с чужими
игровыми мирами. Помимо интереса к игровому миру другого ребенка, дошкольник
испытает определенные сложности и проблемы в его понимании.
Игровая деятельность ребенка позволяет наблюдать за его
поведением в комфортных для него условиях, которые позволяют ему полностью
раскрываться. Дошкольник сам подчиняется игровым правилам, что доставляет ему
определенное удовольствие. Поведение ребенка становится осмысленным и
осознанным.
В то же время, именно в игре дошкольники начинают
регулировать свое поведение, давая при этом оценку своим действиям, что
помогает определять правильное поведение и вести себя именно так.
Сюжетно-ролевая игра является
эффективным средством воспитания дошкольников, так как задействует всю личность ребенка: его психические познавательные процессы, волю,
чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.
Игра укрепляет уже имеющиеся у ребенка
нравственные представления и
помогает приобретать новые. В игре развиваются организованность и ответственность каждого ребенка,
закрепляется умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Проблема воспитания детей
дошкольного возраста в современных научных исследованиях
Процесс воспитания детей дошкольного
возраста осуществляется в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта. Воспитание как развитие культуры поведения
дошкольников реализуется через образовательную область
«Социально-коммуникативное развитие», в рамках которой обеспечивается позитивная
социализация детей дошкольного возраста, их приобщение к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства.
Дошкольный возраст, являясь периодам
общего активного развития ребенка, также является периодом, в котором
дошкольник активно усваивает действующие культурные ценности и нормы. Для этого
периода характерно наличие у ребенка ощущения себя как части окружающего мира, появляется
желание совершать добрые поступки. Начинает формироваться основа культуры личности,
основы культурного отношения детей к окружающему миру, обществу, природе,
собственной жизни.
Согласно мнению А.Г. Гогоберидзе вопрос
воспитания культуры поведения у детей рассматривался в педагогике с древних
времен, что отражено в таких научных трудах «Поучение Владимира Мономаха»,
«Домострой», «Гражданство обычаев детских», в которых представлены нормы и
правила поведения, отношений между людьми, полезные советы, касающиеся
воспитания детей.
Основой культуры поведения ребенка являются
нравственные привычки, представления о добре, зле, справедливости, потребность
вести себя достойно.
К.Д. Ушинский в качестве средств воспитания
детей, определяет следующие средства: