Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей с ТНР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3 1.ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ  РЕЧИ 5 1.1 Анализ  психолого–педагогической
литературы по развитию диалогической речи у детей с тяжелыми нарушениями речи 5 1.2  Общая
психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи 8 1.2.1Особенности диалогической речи детей с
тяжелыми нарушениями речи 11 1.3 Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической  речи у детей с тяжелыми нарушениями речи 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ИСТОЧНИКОВ 21

  

Введение:

 

Актуальность
темы курсовой работы обусловлена тем, что в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее —
ФГОС), развитие детей в различных видах деятельности становится приоритетной
целью. В соответствии с пунктом 2.6 речевое развитие включает владение речью
как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие
речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы [27] .

В  настоящее
время детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные
государственные образовательные стандарты. По закону от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
«Об образовании» дошкольное образование является первой ступенью общего
образования. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят
от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. От того, насколько у него
сформированы интегративные качества личности, в том числе процесс овладения
универсальными предпосылками учебной деятельности [26].

 Все более утверждается принцип устранения
дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, поскольку любое
нарушение речи может отразиться на дальнейшем речевом развитии, на поведении и
деятельности ребенка. Важное значение для развития речи имеет диалогическая
речь, именно формирование функций речи побуждает
ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к
освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма
речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может
разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом
разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы. Выделяются
две основные сферы общения дошкольника — со взрослыми и со сверстниками. В
раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Общеизвестно, что речевые
нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте.

Исходя из этого, целью
курсовой работы является: теоретическое обоснование проблемы развития
диалогической речи у детей с ТНР.

Для  решения
поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить
педагогическую литературу по теме курсовой работы.

2. Раскрыть
теоретическое обоснование  проблемы
развития диалогической речи у детей с ТНР.

3. Раскрыть
значение сюжетно-ролевой игры для развития диалогической речи у детей с ТНР. Объектом изучения  является
диалогическая речь у детей с ТНР.

Предмет – использование в образовательном процессе
специально разработанные сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие
диалогической речи у детей с ТНР.

Методы исследования:

1. Анализ (изучение литературы);

2. Синтез (оформление теоретической части работы);

3. Обобщение.

Гипотеза: при целенаправленном и системном
использовании в образовательном процессе, специально разработанных серии
сюжетно-ролевых игр для детей с  ТНР,
уровень развития диалогической речи улучшится.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современном мире значительно увеличилось
количество детей с тяжелыми нарушениями речи, и, учитывая это, необходимо
изучить их особенности, а в частности особенности поведения в игровой
деятельности детей  с нарушением речи, и
выяснить, чем они отличатся от поведения в игре нормально развивающихся
сверстников [13].

Речь – это исторически сложившаяся форма
общения людей, посредством языковых конструкций, создаваемых на основе
определённых правил. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь
правильную, отчётливо звучащую, на примере которой формируется его собственная
речь [19]. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем ему легче высказать свои
мысли и переживания, и тем шире возможности ребёнка в познании
действительности. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Именно
формирование функций речи побуждает ребёнка к овладению языком, его фонетикой,
лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая
речь выступает как основная форма речевого общения [18].

Главной особенностью диалога является
чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим
говорением другого. Важно отметить тот факт, что в диалоге собеседники всегда
знают, о чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании мысли и высказывания.
[17] Как правило, ситуации общения в реальной жизни строятся по следующим
шаблонам. Когда мы приходим в аптеку, магазин, кафе и т.д.,

Человек формируется в деятельности, и чем
она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Известно, что основные виды
деятельности детей — это общение и игра. Несформированность диалогической
речи отрицательно влияет на способность детей к обучению, а также полноценной
социальной адаптации, так как полноценная социальная адаптация невозможна без
способности к диалогическому общению. Эффективным методом развития
диалогической речи является сюжетно-ролевая игра [15].

 

Фрагмент текста работы:

 

1.ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР

В
первой главе рассмотрена проблема развития диалогической речи у детей с ТНР,
проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме, представлена
общая психолого-педагогическая характеристика детей с ТНР, раскрыто значение
сюжетно-ролевой игры для развития диалогической речи с ТНР.

1.1  Анализ 
психолого – педагогической литературы по развитию диалогической речи у
детей с ТНР

Проблема речевых расстройств в настоящие
время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей,
психологов, физиологов. Это, безусловно, связано с огромной ролью, которую
правильная речь имеет для полноценного и гармоничного развития человека [6].

Вопросами изучения диалогического общения
детей занимались такие исследователи как: Е. Г. Федосеева, А. Г. Арушанова, Л.
Ф. Артеменкова, и развития диалогической речи И. С. Назметдинова, А. В.
Чулкова, А. А. Соколова [25].

Диалогическая речь отличается
непроизвольнотью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично
использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения,
привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям
и темам разговора (Л.П. Якубинский) [20].

Речевые клише облегчают ведение диалога.
Диалогическая речь симулируется не только внутренними, но и внешними мотивами
(ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Развитие
диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному
языку.

На основании своих материалов А. М.
Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой
речи ребенка [11].

Проблемой поведения в игре детей с тяжелыми
нарушениями речи занимались ученые: В.М. Шкловский, В.И. Селиверстов,
Л.А.Зайцева, О.С. Орлова, Л.Е. Гончарук, Г.А. Волкова, Е.В. Жулина, Е.Ю.
Медведева, С.А. Клюжева. Эта проблема в современной психологии является важной,
но у детей с нарушениями в развитии, в частности у детей с нарушениями речи, ей
уделено недостаточно внимания. В то же время поведение в игре очень важно для
детей этой группы, так как определяют не только полноценную социализацию
ребенка, но и качество его речи [5].

Важным в связи с обсуждением сущности
связной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети дошкольного
возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен,
главным образом, для диалогической речи. Важно овладение диалогической формой
общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения… это почти
универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и
проявления человеческой жизни» (М. М. Бахтин) [4].

Исходя из анализа литературы, по проблеме
развития диалогической речи у детей можно сделать вывод, что освоение   диалогической речи, способствует
самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических
конструкций. Логопед и педагог должны добиться того, чтобы каждый ребенок с
тяжелыми нарушениями речи мог легко и свободно вступать в диалог со взрослыми и
детьми [3].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы