Курсовая теория на тему Сюжетно ролевая игра как средство формирования уважительного отношения к культуре других народов у детей младшего школьного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования уважительного отношения к
культуре других народов у детей младшего школьного возраста посредством сюжетно
ролевой игры.. 5
1.1. Сюжетно ролевая игра сущность, понятие, значение для детей младшего
школьного возраста. 5
1.2. Пути формирования чувства уважительного отношения к
культуре других народов у детей младшего школьного возраста в сюжетно-ролевой
игре. 17
1.3. Особенности организации сюжетно-ролевой игры,
способствующей формированию уважительного отношения к культуре других народов у
детей младшего школьного возраста. 21
Заключение. 24
Список используемой литературы.. 26
Введение:
Актуальность исследования обусловлена
необходимостью приобщать ребенка младшего школьного возраста к культурным
ценностям своего и совместно проживающих этносов в условиях, когда в одном
классе могут обучаться представители нескольких народностей. Этот возрастной
этап характеризуется, во-первых, изменениями в отношениях детей со своими
сверстниками (повышением значимости мнения сверстников) и, во-вторых,
увеличением совместно проводимого времени детьми в школе в отсутствие педагога.
Во избежание конфликтов в детской (школьной) среде необходимо готовить
первоклассников к межэтническому взаимодействию.
Динамика полноценного развития
этнической толерантности и этнического самосознания у детей младшего школьного
возраста обеспечивается, по нашему мнению, использованием разнообразных игр и
игровых приемов.
Известно, что основной формой
обучения и воспитания первоклассников являются школьные занятия, на которых
используются игровые приемы. Однако в начальных классах (и особенно в
прогимназиях, где условия пребывания детей приближены к режиму дошкольного учреждения),
игра прописывается как особая форма общественной жизни школьника, как
самостоятельная деятельность, где дети по желанию объединяются, самостоятельно
действуют, осуществляя свои замыслы.
В реальной педагогической практике
обучающих учреждений нередко происходит подмена понятий: развивающая игра и
игровые приемы. Но, в отличие от занятий, на которых применяются игровые приемы
и преобладает активность взрослого, в развивающей игре достаточно
содержательной деятельности. В процессе игры (косвенного метода воздействия)
ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, являясь полноправным
субъектом деятельности, не ощущая себя объектом воздействия взрослого. В игре
ребенок решает свою собственную задачу, а на занятии выполняет задание
взрослого. Игра позволяет первокласснику на практике применять то, что ему уже
знакомо, побуждая его к усвоению нового.
Преимущество игры — в
непродолжительности во времени и простоте в организации, что позволяет
проводить игры не только на занятиях, но и в их свободное время. Необходимым
условием развивающего эффекта игр является их многократное повторение, так как
дети по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематическое участие в
игре позволяет ребенку понять ее содержание, лучше использовать условия для
освоения и применения нового опыта.
Из всех игр, используемых в младшем
школьном возрасте, необходимо, по нашему мнению, выделить сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра — средство социализации ребенка, приобщения его к нормам и
ценностям общества, так как ребенок в игре как бы «примеряет», проигрывает еще
не использованные, не выбранные возможности [11].
Объект исследования: формирование
уважительного отношения к культуре других народов у детей младшего школьного
возраста.
Предмет исследования: сюжетно ролевая
игра как средство формирования уважительного отношения к культуре других
народов у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: проанализировать
сюжетно ролевую игру как средство формирования уважительного отношения к
культуре других народов у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить сюжетно-ролевую игра
сущность, понятие, значение для детей младшего школьного возраста
2. Проанализировать пути формирования чувства
уважительного отношения к культуре других народов у детей младшего школьного
возраста в сюжетно-ролевой игре
3. Изучить особенности организации сюжетно-ролевой
игры, способствующей формированию уважительного отношения к культуре других
народов у детей младшего школьного возраста
Заключение:
Игра – это вид творческой деятельности,
заключающийся в подражании или симуляции различных форм человеческой
деятельности в свободной манере. Игра характеризуется определенными условиями
существования (пространственно-временной характер игры, цель, методы и средства
ее осуществления) функционально-ролевого разделения участников в игропрактике.
Часто игре присуще наличие соревновательного момента.
К основным характеристикам игровой
деятельности относятся: доступность, активность, прогрессивность,
конкурентоспособность, эмоциональный подъем, адаптивность, импровизационность,
добровольность, креативность, удовольствие.
Таким образом, досуговая игра является
формой творческой деятельности человека, направленной на самореализацию (как
организатора, исполнителя, аудитории) в игровых акциях, и со зрелищным
эффектами.
Исходя из предложенных определений понятия
«игра», было выведена общая трактовка, согласно которой игра – это вид
деятельности, который формируется на конкретном этапе онтогенеза и ориентирован
на конструирование и дальнейшее усвоение общественного опыта, в результате
которого складывается и развивается самоуправление поведением.
Игра-это не только любимое занятие для детей, это
основное занятие для маленьких школьников. Она оказывает значительное влияние
на развитие детей. Прежде всего, в игре дети учатся полноценно общаться друг с
другом. Большинство зарубежных исследователей указывают на важность игр для
интеллектуального и социального развития детей.
Играя вместе, дети начинают учитывать желания и
действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, создавать и
реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на
развитие коммуникации в этот период.
Почти все исследователи, изучающие игры, согласны с
тем, что игра-это самое свободное и расслабляющее занятие для детей младшего
школьного возраста. Легкость игры проявляется в том, что ребенок свободно
выбирает сюжет игры. Творческая свобода игры проявляется также в участии
ребенка со всеми его эмоциями, испытывающего наибольшее удовольствие во время
игры.
Уважение к
культуре других народов является неотъемлемой частью духовной жизни общества и
культуры межличностных отношений. Анализ
работ ведущих специалистов показывает, что вопрос формирования уважительного
отношения к культурам других народов наиболее успешно реализуется в
сюжетно-ролевых играх.
В ходе игр
дети знакомятся с моралью, прекрасными традициями, глубоким уважением и
отзывчивостью, сочувствием к соседям, историческим прошлым, повседневной
жизнью, обычаями и деталями деятельности. Народные игры отмечают победу добра
над злом, храбрость, мужество, доброту, развитие положительных качеств и чувств
у детей, умение держать слово, умение дружить, доброту, храбрость и честность.
При знакомстве с играми, прежде всего, они основаны на их доступном и
осознанном восприятии.
Для этапа формирования уважительного
отношения к культуре других народов у детей младшего школьного возраста можно
выбрать организацию внеклассных занятий для детей.
Содержание деятельности по формированию
уважительного отношения к культуре других народов у детей младшего школьного
возраста происходит в соответствии с Федеральными государственными стандартами
начального общего образования (ФГОС НОО) и направлено на формирование культуры
межнационального общения у учащихся начальных классов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирования уважительного отношения к
культуре других народов у детей младшего школьного возраста посредством сюжетно
ролевой игры
1.1. Сюжетно ролевая игра сущность, понятие, значение для детей младшего
школьного возраста
Изучение теории игр началось во второй
половине XIX века. На сегодняшний день существует множество понятий «игра»,
раскрывающих целый ряд различных трактовок этого определения. Одни считают его
процессом, дающим определенные установки для выполнения определенной роли (Д.Г.
Мид), другие – развитием и воспитанием (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский и др.).
Точное раскрытие определения игры невозможно, так как каждый автор
придерживается своей научной теории игр, раскрытой в процессе исследования [11].
Автором игры является человек (или группа
людей), создавший концепцию (или идею) принципиально новой формы игровой
деятельности.
Значимой является работа К. Гросса,
который писал в своих работах о теории происхождения игры как упражнения,
тренирующего навыки, необходимые для жизнеобеспечения человека [10].
Теория г. Спенсера основана на том, что
появление игры связано с «избытком сил», которые человек не растрачивает в
процессе своей жизни. Это противоречие опровергается мнением немецкого
психолога [11].
Наиболее подробное определение понятия
«игра» дает В. И. Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка.
«Игра – разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная
прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность
самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей».
Можно утверждать, что досуг – это часть
нерабочего времени, предназначенная для активного отдыха. Активность
проявляется в непосредственном участии зрителей, отсюда и возникновение понятия
зрелищности. Зрелищность – это зрелище как основная характеристика события, где
происходит разделение на исполнителей и зрителей. Он характеризуется яркой
формой и выбором наиболее эффективных средств внешнего выражения,
предназначенных исключительно для зрительного восприятия.
Вовлечение зрителей в процесс
воспроизведения развлекательного события может быть определено как игровая
акция – совокупность игровых действий (актов), направленных на достижение
определенной цели (вовлечение зрителей в действие, объединение или разъединение
зрителей, повышение их активности и др.).
Существует ряд положений этого явления (по
Т.С. Бибарцевой):
– игра представляет собой определенное
действие: физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное или любое
другое;
– игра инициируется внутренней
потребностью в чем–то: отдыхе, тренировке и так далее, но без энергетического
заряда мотивационной сферы игра не может состояться;
– игра – это не только «школа» общения, но
и школа взаимодействия между конкретными игроками;
– игра является необязательным и своего
рода безответственным занятием, так как она всегда осуществляется не в
реальной, а в условной заведомо вымышленной ситуации [12].