Литературоведение Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Сюжет и фабула: соотнесение понятий.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Фабула как теоретико-литературное понятие 5
1.1. Сюжет и фабула: соотнесение понятий 5
1.2. Источники сюжета 12
1.3. Типы сюжета 16
1.4.Элементы сюжета 18
1.5.Функции сюжета 21
Заключение 25
Список использованной литературы 27

  

Введение:

 

Ключевой составляющей любого произведения является комплекс мотивов, составляющих его сюжет. От своеобразия формирования данного комплекса зачастую зависит восприятие произведения читателем, его актуальность или, напротив, атавистичность относительно актуальных проблем.
Успешность произведения во многом зависит от того, насколько грамотно построен его сюжет, насколько его составляющие части логически связаны между собой. Стилистические средства согласуются с эстетической концепцией автора, их подбор неслучаен и строго детерминирован. Необходимость в терминологической дифференциации понятий сюжет и фабула обусловливает актуальность темы работы.
В определении сюжета и фабулы учёные разошлись во мнении. Два термина обозначали, по сути, одно явление. В связи с этим у литературоведов возникла терминологическая путаница. В некоторых случаях термины «сюжет» и «фабула» рассматриваются как синонимичные понятия, как антонимичные или абсолютно самостоятельные. Поэтому рассматривать фабулу как отдельное явление было бы не совсем правильно.
Цель исследования – рассмотрение функциональных особенностей и различий между понятиями сюжет и фабула.
Объект исследования – феномен сюжета и фабулы в современном литературоведении.
Предмет исследования – закономерности, определяющие функциональность сюжета и фабулы и различия между ними.
Цель исследования вызывает необходимость решения следующих его задач:
— рассмотреть своеобразие соотношения понятий сюжета и фабулы;
— выделить основные источники сюжета;
— охарактеризовать ключевые типы сюжета;
— выделить основные элементы сюжета;
— охарактеризовать основные функции сюжета.
В исследовании были использованы комплексный, стилистический, компаративный методы научного анализа.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при проведении уроков литературы в средней и старшей школе, при изучении теории литературы, в стилистических исследованиях и дальнейшем рассмотрении заявленной проблемы.
Структура работы отвечает ее цели и задачам. Исследование состоит из введения, одной главы из пяти подразделов, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сюжет художественного произведения и его фабула являются понятиями соотносительными, они взаимно дополняют друг друга. Соответственно, стоит отметить существование в литературоведении различных точек зрения относительно их природы и соотношения.
Согласно первой из таких точек зрения, сюжет является готовым содержанием, т.е. своеобразным «сценарием» произведения, снабженного всеми подробностями; фабула же является кратким, сжатым рассказом, своеобразным резюме или либретто художественного произведения. Автором данной трактовки является А. Н. Островский.
Существует и противоположная точка зрения. Согласно этому взгляду, фабула, напротив, представляет на суд читателя целостную картину событий в их системности и исчерпывающей полноте, а сюжет является их кратким схематическим изложением.
Согласно третьей точке зрения, сюжет представляет собой художественно целесообразную систему событий, а фабула является упорядоченным сюжетом, то есть – теми же событиями, но собранными и выстроенными в том порядке, в котором они реализуются в произведении. При этом возможно как совпадение сюжета произведения и его фабулы, так и полное различие первого и второго компонента поэтики художественного произведения. Первый случай представляет собой пример прямой, а второй – фигурной сюжетной композиции.
По мнению формалистов, в частности В. Шкловского, Б. Томашевского, фабула является так называемым «практическим рядом» реальной действительности, которую уже отобрал писатель для того, чтобы осуществить ее преобразование в «поэтический ряд». Сюжет же в их концепции отыгрывает роль совокупности художественных приемов, необходимых для этого.
Стоит также обратить внимание на так называемую негативную точку зрения. Приверженцы данной концепции полагают фабулу избыточным, или, по крайней мере, синонимичным термином, вполне соотносимым с сюжетом.
О. И. Федотов полагает наиболее продуктивной третью концепцию, благодаря которой возникает возможность сопоставления объекта художественного изображения и его результата, что, в целом, позволяет реконструировать идейный замысел писателя. Приверженцами данной концепции также является большинство отечественных и зарубежных исследователей литературы.
Сюжет и фабула начинают подвергаться активной разработке уже после определения писателем замысла своего произведения, который определяет его тематику. Для каждого писателя характерно наличие определенных предпочтений, обусловленных обстоятельствами его личной или рабочей жизни.
Разработка темы тесно связана с формированием фабулы, или же основных ее моментов, в частности, речь идет о фабульной схеме, являющейся своеобразным костяком художественного произведения, на который в дальнейшем «нанизывается» сюжетный материал. Сюжет может вырастать из фабульных схем, оформляться писателями в определенных заготовках, которые зачастую также называют сюжетами. Формирование сюжета может иметь разные источники, однако, в любом случае, оно выполняет функцию по расширению реализации тематических и идейно-эстетических установок автора.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Фабула как теоретико-литературное понятие

1.1. Сюжет и фабула: соотнесение понятий
Изначально фабулой (лат. fabula) называли произведение определенного жанра: басню, сказку, которая носила развлекательный и сатирический характер [7, c. 432]
Для обозначения рассказов, а затем и их событий римские писатели также употребляли слово «фабула» (от глагола fabulari-рассказывать) [3, c.461].
Почему возникли трудности в разграничении терминов «сюжет» и «фабула»?
Аристотель в своей «Поэтике» употребляет термин «мифос». Под ним он понимал основной событийный скелет произведения, который носил в то время мифологический характер [1, c. 422]. Понятие Аристотеля «миф» в латинском переводе стало литературоведческим термином «фабула» [1, c. 422].
В «Поэтике» Аристотеля центральное место занимает теория драмы. А именно, анализ трагедии. Трагедия «подражает» действию мифа, который первоначально обрабатывается и выстраивается автором в последовательную цепь событий, или фабулу. «Должно составлять фабулы и обрабатывать их по отношению к словесному выражению, как можно живее представляя их перед своими глазами», — пишет Аристотель [4, c. 94]. Он видел первой задачей поэта — правильный подход к выбору фабулы, сочетание фактов из какого-либо предания [4, c. 80]. Аристотель отдавал фабуле главенствующее место в произведении как основа поэтического творчества, ядро повествования, которое меняется по ходу изложения [30, с.456]. Поэт в первую очередь должен быть «творцом фабул». Сюжет составляют события и действия, а сплетенные в действия события составляют фабулу, считал Аристотель. Трагедию же составляют сюжетные элементы: завязка и развязка.
Кульминация, читательское напряжение должны были поддерживаться перипетиями «превращения действия в его противоположность» — определение Аристотеля) [4,c.105], узнаванием или неузнаванием. По мнению М. Е.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы