Курсовая теория на тему Связная речь у дошкольников с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема речевого развития дошкольников занимает множество исследований психологов и педагогов. В них отмечается, что постоянное совершенствование речевых навыков и овладение детьми литературным языком считается одним из важных и необходимых компонентов образованности и интеллигентности в будущем. Такое положение приводит к необходимости формирования связности речи, развитию умений содержательно и логично строить высказывание, что является важной задачей речевого воспитания дошкольников.
В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Так, именно в процессе развития речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум.
Важным моментом является то, что проблема речевого развития детей дошкольного возраста достаточно актуальна. Общая тенденция на усложнение структуры речевых отклонений в развитии у детей нацеливает педагогов дошкольной организации на овладение более широким арсеналом диагностических и коррекционных технологий.
Общее недоразвитие речи – это форма речевой патологии, в которой происходит нарушение формирования каждого компонента речевой системы (словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение) при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте.
Федеральные государственные стандарты указывают на необходимость решения проблемы речевого развития детей с ОНР. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Ефименкова Л.Н., Ястребова А.В., Чиркина Г.В., Флерина Т.Б. и мн. др. Вопросы формирования связной речи изучались Тихеевой Е.И., Бородич А.М., Сохиным Ф.А., Выготским Л.С., Леонтьевым А.А. и др. Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах Глухова В.П., Филичевой Т.Б., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А., Жуковой Н.С. и др.
Практика работы современных дошкольных организаций позволяет выявить некоторые противоречия, среди которых следующие: 1. Независимо от того, что в теории существует множество исследования по проблеме развития связной речи, на практике в ДОУ они не используются в полной мере.
2. Наличие большого количества детей с общим недоразвитием речи не обуславливает использование современных направлений по развитию у них связной речи.
В связи с этим возникает проблема исследования возможности использования различных средств при развитии у дошкольников с ОНР связной речи.
Объектом исследования является процесс развития связной речи в онтогенезе. Предметом исследования выступают развития связной речи у детей с ОНР.
Целью исследования изучить особенностей развития связной речи у детей с ОНР.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по особенностям развития речи дошкольников в онтогенезе.
2. Описать психолого-педагогические особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая база исследования.
— Учение о зонах актуального и ближайшего развития Выготского Л.С.;
— Учение Левиной Р.Е. о системном строении речи;
— Современные научные достижения в области психолингвистики (Жинкин Н.И., Гвоздев Н.А., Ахутина Т.В., Глухов В.П. и т.д.)
— Основные традиционные подходы формирования связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста (Филичева Т.Б., Жукова Н.С. и др.)
— Основные положения методики наглядного моделирования (Моисеева Л.В., Лебедева С.А. и др.)
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей с ОНР, анализ и синтез, обобщение теоретической информации.
Структура курсовой работы определяется ее целью и задачами и состоит из глоссария, введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Речь является великим даром природы, посредством которого человек имеет широкую возможность для общения с другими. В период раннего и дошкольного возраста создаются условия для развития устной речи, происходит закладка фундамента для письменных форм речи, а также последующего речевого и языкового развития ребенка.
Один из исследователей этого вопроса, Л.С. Выготский, говорил о том, что изначальной функцией речи у ребенка выступает установление контакте с окружающим миром, т.е. речь выполняет функцию сообщения. Известно, что любая деятельность ребенка раннего возраста происходит вместе со взрослыми, поэтому общение приобретает ситуативный характер. Современные психологические и психолингвистические исследования говорят о том, что предпосылками развития речи выступают два процесса, среди которых неречевая предметная деятельность самого ребенка, которая заключается в расширении связей с окружающим миром посредством чувственного его восприятия. Вторым процессом является речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком, которое выступает как важная функция обогащения словаря. Отметим, что изначально общение взрослого и ребенка происходит в одностороннем порядке и носит эмоциональный характер, вызывая желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. После общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка при помощи звуковой символики. При этом ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщаясь к общению посредством языка.
Развитие речи является целенаправленной педагогической работой, которая предполагает использование множества специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Отметим, что при работе с дошкольниками необходимо использовать все средства речевого развития, в частности, общение взрослого с ребенком, культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на занятиях и в процессе игровой деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Развитие личности ребенка не может протекать отдельно от воспитания у него правильной речи. Человек не рождается со сложившейся речью, а однозначного ответа на определение времени и причин появления правильного и четкого произношения звуков и связывания слов между собой, последовательного изложения своих мыслей у ребенка, не существует. Поэтому процесс овладения речью является достаточно сложным и психически многосторонним, когда появления и дальнейшее развитие речи опирается на множество факторов [Крухлет, с. 257].
Формирование речи происходит только тогда, когда головной мозг, слух и речедвигательный аппарат у ребенка достигает определенного уровня. Однако важно отметить, что даже при наличии достаточно развитого речевого аппарата, сформированного мозга и хорошего физического слуха, без речевого окружения ребенок никогда не будет говорить. Поэтому важной особенностью является речевая среда, которая способствует как появлению у ребенка речи, так и ее дальнейшее правильное развитие [Алексеева, Яшина, с. 40].
Такой исследователь как Леонтьев А.А., рассматривал язык и речь как частное применение языка с позиции специфической деятельности человека. Автор говорит о том, что язык является объективной основной для речевой деятельности человека. Помимо этого, он отмечал, что речевая деятельность необходима для создания социального смысла коммуникации, изучая вопросы общения как деятельности [Леонтьев, с. 24].
По мнению Эльконина Д.Б., формирование речи протекает так же, как и развитие предметного действия. Исследователь говорит о том, что слово для ребенка в раннем возрасте является так называемым орудием, которое он использует наиболее часто, в связи с чем и происходит интенсивное развитие речи. Так, ребенок практически за два-три года полностью овладевает родным языком, а если воспитывается в двуязычной среде, то двумя. Автор, продолжая свое сравнение, говорит о том, что также как и овладение каким-либо орудием, овладение навыком слова проходит процесс дифференциации, насыщения предметным значением, а после переноса в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается [Эльконин, с. 48].
Такие исследователи как Выготский Л.С. и Лурия А.Р. напрямую связывают все психические процессе ребенка с развитием речи. Так, мышление, восприятие, память, внимание и воображение зависят от развития речи. Поэтому следует отметить, что воспитание чистой речи у дошкольников становится одной из общественно важных задач [Выготский, с. 11; Лурия, с. 42].
Психологи говорят о том, что связная речь представляет собой такую, которая передает смысловое содержание, отражая при этом все связи предметного содержания речи.
Сформированность связной речи заключается в том, что ребенок имеет достаточный уровень развития ситуативной, конкретной, диалогической, монологической речи и связности высказываний.
Ситуативная речи представляет собой социально-направленную речь, которая необходима для построения общения с другим человеком. Конкретная речь опирается на необходимость соблюдения адекватности общения. Формирование диалогической речи напрямую зависит от развития навыка общения дошкольников с окружающими людьми. Диалогическая речь необходима для полноценного построения диалога, а ее формирование связано с процессом социализации дошкольников [Лямина, с. 35].
Наряду с диалогической речью происходит развитие умения высказывать связно свои мысли, в первую очередь, применяя простые предложения, а в процессе развития речи – сложные, которые представляют собой повествовательные высказывания, посредством которых дети выражают собственные мысли. Притом важная роль для формирования такого умения заключается в достаточном уровне развития монологической речи [Зимняя, с. 42].