Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Связь уровня самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на взаимосвязь успешности в обучении и самооценки 5
2. Самооценка как черта характера подростка 16
3. Психологические особенности формирования самооценки подростков 23
Заключение 27
Список литературы 29

  

Введение:

 

Знание себя в сочетании с определенным отношением к себе составляет самооценку человека. Самоуважение — это оценка личности, способностей, качеств и места среди других. Принадлежность к сердцу личности, чувство собственного достоинства является важным регулятором его поведения. Самооценка зависит от отношений человека с другими, их критичности, их требований к себе, их отношения к успеху и неудаче. Самооценка влияет на эффективность человеческой деятельности и дальнейшее развитие личности.

>

Самоуважение — это осознание собственной идентичности независимо от изменения условий окружающей среды, проявление самосознания человека. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Зависимость характера и эффективности всех форм внешней деятельности субъекта от его отношения к себе неоднократно подтверждалась в психологических исследованиях, в частности в работе Л.И. Божович, Р. Бернс, Т. В. Драгунова, Д. Б. Эльконин, И. С. Кона, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.

Психологические исследования убедительно доказывают, что характеристики самооценки влияют как на эмоциональное состояние, так и на степень удовлетворенности своей работой, обучением, жизнью и отношениями с людьми. Однако самооценка также зависит от вышеперечисленных факторов. Поэтому отношение человека к себе является одним из фундаментальных свойств его личности.

Теоретически самооценка начинает развиваться в раннем возрасте. Но только в подростковом возрасте начинает формироваться истинная самооценка — самооценка человеком, где предпочтение отдается критерию его внутреннего мира, благодаря его собственному «Я».

Одним из основных моментов является то, что в подростковом возрасте человек вступает в качественно новую социальную позицию, в которой сознание и самосознание человека активно формируются и развиваются. Постепенно мы отходим от прямого копирования оценок для взрослых, и использование внутренних критериев расширяется.

Таким образом, построение самооценки является характерной чертой личности подростка. Характеристики самооценки влияют на все аспекты жизни подростка: эмоциональное благополучие и отношения с другими людьми, развитие творческих способностей и успехов в учебе. При низкой самооценке подросток недооценивает свои способности и стремится выполнять только самые простые задачи и мешает их самоутверждению. Чем выше уровень самооценки, тем больше подросток верит в свои способности, в успех компаний и тем больше он в конечном итоге добивается больших успехов. Тем не менее, недостаточно высокая самооценка может также вызвать проблемы с личностью.

Кроме того, самооценка является живым индикатором возможных психологических проблем для отдельных учеников и командных отношений. Поскольку для подростка в большинстве случаев референтной группой является школьный персонал, проблемы в образовательной деятельности чаще всего возникают именно из-за неподходящего статуса подростка в группе в целом с неадекватной самооценкой.

Объект исследования – формирование самооценки у детей подросткового возраста.

Предмет исследования – психологические особенности формирования самооценки подростков.

Цель курсовой работы заключается в выявлении связи особенностей формирования самооценки у детей подросткового возраста с уровнем успеваемости.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить взгляды отечественных и зарубежных учены
  2. х на взаимосвязь успешности в обучении и самооценки.
  3. Рассмотреть самооценку, как черту характера подростка.
  4. Исследовать психологические особенности формирования самооценки подростков.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований, посвященных психологическим проблемам успешного обучения, доказывает, что многое было сделано для решения этих проблем. Однако по-прежнему возникает много вопросов о причинах трудностей в обучении. Практики (учителя, психологи) должны провести углубленное изучение характеристик личности ученика, проанализировать факторы, которые помогают ему избежать трудностей в обучении и способствуют успешному овладению знаниями.

В практике школьной жизни учитель должен бороться с негативными эмоциональными реакциями учеников на оценки, комментариями, требованиями, трудностями школьной работы на каждом этапе. Часто учитель не понимает этиологии этих реакций, и они являются показателем некоторого недостатка в воспитании ребенка. Эти реакции могут быть различной глубины, силы и продолжительности. Реакция учеников определяется не только объективной справедливостью или несправедливостью действий учителя, но и внутренними психическими особенностями ученика, связанными с его самооценкой и отношением к себе.

Мы заключаем, что самооценка, которая укоренилась и стала чертой характера, не ограничивается сферой деятельности, но распространяется на другие направления. Анализ нескольких исследований показывает, что важным фактором формирования личности ребенка является оценка его активности взрослыми. Эмоциональное благополучие ребенка зависит от типа отношений, которые он развил с окружающими его людьми. Для ребенка очень важно установить межличностные отношения с учителем (учитель и ученик — равные субъекты). Такое взаимодействие стимулирует творчество учащихся и преподавателей, делает обучение интересным и эффективным. В то же время познавательная активность подростков максимальна; благодаря такой деятельности ребенок способен к самооценке.

Педагогическая практика показывает, что некоторые учителя не всегда осознают роль своих оценочных суждений в формировании самооценки детей младшего школьного возраста — одного из наиболее важных способов влияния на развитие личности. Совершенствование оценочной деятельности учителя и изучение его механизмов является одним из резервов повышения эффективности воспитательной работы и повышения социальной активности юных граждан.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на взаимосвязь успешности в обучении и самооценки
Длительная неуспеваемость является моральной и психологической травмой для школьников и порождает неуверенность в собственных силах. В. И. Самохвалова выделяет три показателя, на основании которых можно рассматривать различия в поведении детей одного возраста и характеристики их успешности в обучении: а) отношение к обучению; б) организация воспитательной работы; в) усвоение знаний и навыков. Эти показатели могут по-разному проявляться у детей с одинаковыми школьными результатами, поскольку не может быть однозначной связи между уровнем школьных результатов и отношением к школе.
Г. П. Антонова в своих исследованиях пришла к выводу, что относительная устойчивость «стиля» умственного труда наблюдается у школьников в процессе решения различных образовательных задач, свидетельствует о том, что у них сформировались в большей или в меньшей степени качество или свойство ума. Но это не означает, что дети, у которых наблюдается снижение уровня обучения, обречены на постоянную неудачу в учебе. Это указывает на то, что в них сформировались определенные нежелательные качества ума, которые проявляются в самостоятельной умственной деятельности. В связи с этим необходима длительная организационная работа, цель которой не только обогатить детей знаниями, навыками и компетенциями, но также, прежде всего, изменить качества их умственной деятельности и подход к процессу обучения, который сложился в них. Таким образом, способность к обучению, является индивидуальным, относительно устойчивым свойством человека. Высокая способность к обучению способствует более интенсивному умственному развитию. Однако при высоком умственном развитии наблюдается относительно низкая способность к обучению, что компенсируется большой работоспособностью [2, с. 131].
Психологические исследования подтверждают мнение о том, что тренинг, направленный на анализ характеристик обучения, имеет две задачи: определить, каким образом, какими методами ученики приобретают новые знания самостоятельно; определение видов помощи, необходимых для успешного выполнения учеником своего задания. Другими словами, учебный процесс организован в соответствии с индивидуальными психологическими способностями ученика, организация должна учитывать, чему и как учить ученика. Н.С. Лейтес ввел понятие «психологических компонентов усвоения», под которыми он понимал связанные многогранные стороны психики учащихся, без активизации и соответствующей направленности которых обучение не достигает цели [11, с.59]. Эти компоненты включают в себя:
1) позитивное отношение учеников к учебе;
2) процесс непосредственного познания материала;
3) думать об этом как об активном процессе обработки изучаемого материала;
4) процесс хранения и хранения полученной и обработанной информации.
Значительное количество психологов, анализируя тренинг, отмечают, что это недостаточно контролируемый процесс. Одним из возможных способов сделать обучение контролируемым процессом является особая организация обучения как также, в свою очередь, особого процесса. Наиболее развитой в этом смысле является система тренировок, основанная на теории прогрессивной тренировки умственных действий П.Я. Гальперин. Согласно этой теории существуют специальные процессы, на которых основан процесс обучения. Поиск других возможностей управления учебным процессом связан с развитием психологических основ запрограммированного обучения (Л.Н. Ланда и др.). Запрограммированное обучение подразумевает такую организацию обучения, когда ученик не может перейти к следующему этапу овладения, если он не освоил предыдущий материал. Ученик постоянно дает информацию об усвоении материала. Следует отметить, что обратная связь постоянна, что позволяет корректировать процесс в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, обеспечивая активность каждого ученика. Каждый ученик учится в своем темпе, ритме и стиле.
В.В. Давыдов считает, что конкретные потребности и причины учебной деятельности ученика связаны с реальностью и соответствующими методами руководства.
Определить школьную задачу для ученика — значит погрузить его в ситуацию, которая требует ориентации на действительно общий способ ее решения всеми возможными способами. Одним из важных элементов образовательной деятельности является система специальных действий для решения проблем. Автор выделяет следующие образовательные действия, которые в зависимости от конкретных условий их осуществления соответствуют операциям: трансформация ситуации с целью выявления общих отношений в предполагаемой системе; моделирование выбранных отношений в графической и символической форме; преобразование модели отношений для изучения ее свойств в «чистом виде»; выбор и построение ряда конкретных практических задач; мониторинг выполнения предыдущих действий; оценка овладения общим методом после решения конкретного учебного задания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы