Курсовая теория на тему Связь семейного благополучия и лидерской позиции младшего школьника в группе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Лидерская позиция 5
Глава 2. Условия формирования лидерства 25
Глава 3. Анализ семьи и благополучной семьи в исследованиях 30
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Введение:
Актуальность данной обусловлена тем, в настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, социология, демография, психология, педагогика и другие. Это свидетельствует о разных принципах модели семейных отношений семьи, исследование и решение которых в настоящее время вызывает большой интерес.
Разработанность в науке. Феномен лидерства и проблему развития качеств в отечественной психологии изучали такие ученые как Т.В. Бендас, И.Г. Дубов, Е.М. Дубовская, А.Л. Журавлев, А.Я. Гозман, Р.Л. Кричевский, Л.А. Лебедева, Г.С. Никифоров, К.К. Платонов, М.С. Полянский, В.И. Румянцева, Н.В. Ходырева, Е.Б. Шестопал и др.
В зарубежной психологии к этой проблеме обращались Р. Бейлс, У. Беннис, Р. Блейк, Е. Богардус, М. Вебер, Э. Гизелли, Р. Лайкерт, К. Левин, Т. Ньюком, Р. Стогдилл, Ф. Фидлер, Дж. Хоманс и др.
В трудах выдающихся педагогов, врачей, просветителей прошлого обосновываются положения о ведущей роли семьи в социальном, познавательном, эстетическом и физическом развитии ребенка, приобщении его к общечеловеческим ценностям (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Н.В. Шелгунов, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, М. К.,В.А. Сухомлинский, Цебрикова, Е. А. Аркин).
Объект исследования: семейное благополучие и лидерской позиции младшего школьника в группе.
Предмет исследования: связь семейного благополучия и лидерской позиции младшего школьника в группе.
Цель исследования: охарактеризовать связь семейного благополучия и лидерской позиции младшего школьника в группе.
Объект, предмет, цель исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
Охарактеризовать основные позиции характеристики лидерства.
Рассмотреть анализ семьи и благополучной семьи в исследованиях.
Выделить условия формирования лидерства.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между семейным благополучием и лидерской позицией младшего школьника в группе: чем благоприятнее климат в семье, тем лидерская позиция выше.
В ходе работы планируется использовать следующие методы исследования:
— теоретический: изучение и анализ научной литературы по проблеме изучения интеллектуального потенциала людей с выраженными лидерскими качествами;
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
За последние десятилетия увеличился интерес к вопросам семейной педагогики и воспитания в семье. Приоритетным направлением государственной семейной политики провозглашена защита прав семьи и ее членов, а одним из путей ее реализации является социально-педагогическая работа с семьей.
Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность, однако в последнее время все больше педагогов и социологов указывают на кризисные явления в институте семьи: нестабильность брачных отношений, малообеспеченность и безработица, регистрация случаев насилия, увеличение социально-неадаптированных членов семьи, снижение уровня родительской ответственности. Именно поэтому социально-педагогическая работа является тем действенным средством, которое может помочь преодолеть эти явления.
Социально-педагогическая работа с семьями требует внедрения новейших техник и методик работы с такой категорией населения, поскольку такие семьи, в большинстве своем, не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Особое внимание следует уделять семьям, находящимся в социально опасном положении.
Социально-педагогическая работа с различными типами семей в контексте реализации ими функций должна предусматривать помощь в решении соответствующих проблем, противоречий внутрисемейных отношений, консультирование в случае несостоятельности или возникновения трудностей по выполнению определенных ролей (отцом, матерью) и др.
На сегодня социально-педагогическая работа с семьей имеет определенные достижения. Однако основное внимание социальных педагогов должно быть направлено на наиболее проблемные, неблагополучные, неполные семьи. До сих пор система этой работы не имеет четко определенной для общества программы реализации, отсутствуют комплексный, системный подходы к изучению соответствующих проблем.
А.Н. Смолонская подчеркивает, что целью социально-педагогической деятельности является обеспечение нормальных условий для функционирования проблемной семьи, ее развития и удовлетворения потребностей ее членов [33, с. 48].
В некоторых случаях собственный потенциал семьи является достаточным для того, чтобы, используя внутренние ресурсы, улучшить свое состояние по всем жизненно важными для нее показателями. Но не все семьи способны к этому. Поэтому возникает необходимость соответствующего анализа со стороны социального педагога, на основе результатов которого может разворачиваться впоследствии его соответствующая деятельность.
А.К. Железнова определяет ряд принципов работы социального педагога с проблемной семьей. Среди них:
1) принцип гуманистической направленности сопровождения проблемной семьи.
2) принцип вариативности, гибкости и мобильности. Данный принцип обусловлен тем, что проблемная семья, имеет особенности, неповторима как проблема, так и ее причины, поэтому недопустимо и невозможно действовать по шаблону.
3) принцип регулирования взаимодействия проблемной семьи, детей и родителей с окружающими людьми, социумом. Очень часто у семьи возникают проблемы в связи с конфликтными ситуациями при взаимодействии с соседями, коллегами по работе, педагогами, специалистами сферы обслуживания и др. Очевидно, что решить ту или иную проблему семьи невозможно только силами специалистов социально-педагогического сопровождения семьи, как бы они к этому ни стремились.
Необходимы поддержка и содействие окружающих людей, представителей учреждений дополнительного образования, общественных организаций, авторитетных для них соседей, знакомых и жителей ближайшего окружения.
Перспективы нашей работы состоят в том, что проведенное исследование не исчерпывает всей полноты решения проблемы развития положительной мотивации к учению у младших школьников при обучении, а показывает лишь один из многочисленных путей ее реализации в определенном возрастном аспекте и открывает новые возможности для дальнейшей работы. Предложенные нами рекомендации могут использоваться педагогами при разработке и проведения занятий с младшими школьниками.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Лидерская позиция
О необходимости формирования лидерских качеств у школьников в российском образовательном пространстве начали говорить относительно недавно, поэтому разработчикам программ и руководителям школ предстоит еще много сделать для того, чтобы формирование лидерских качеств школьников действительно вошло в образовательную практику российских школ. Исследователи, занимающиеся вопросами формирования лидерских компетенций у школьников, определяют главные условия, при которых возможно формировать эти компетенции. Все эти условия находятся, как правило, в трех плоскостях: класс, школа и другие сообщества.
Формирование личности лидера, его лидерских качеств происходит в течение всей жизни, что влияет на развитие личности, ее внутренний потенциал. Сам процесс формирования «Я-позиции» протекает успешнее в том случае, если дети занимают активную жизненную позицию, благодаря чему проявляются все внутренние качества юного человека как активного участника воспитательного процесса.
Важнейшей миссией учебно-воспитательного процесса на сегодняшний день является не только всестороннее развитие личности, но и формирование личности с определенным набором лидерских качеств. Если говорить о психологическом портрете такой личности, то основными его составляющими станут такие внутриличностные особенности, как высокая адаптивность, мобильность, стабильность и устойчивость нервной системы, лабильность, гибкость в общении, хорошая переключаемость, коммуникабельность и целеустремлённость. Именно недостаток волевых качеств становится, на наш взгляд, основной причиной неудач и разочарований в себе и, как следствие, формирование его неадекватной самооценки в сторону заниженной.
Период младшего школьного возраста является очень ответственным и важным в становлении личности ребенка и в целостном развитии. В этот период закладываются основные характерные черты личности ребенка, его мыслительные функции, умения работать с информацией, умение общаться со сверстниками и т. д.
Прежде чем говорить о специфике формирования лидерских качеств, определим, какие же качества относятся к лидерским.
Лидерские качества – это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций.
Существует также мнение, что лидерские качества – это интегральные системные качества, обеспечивающие в процессе деятельности наиболее быстрое и успешное достижение общей цели в условиях конкретной ситуации.
Лидерские качества по-разному влияют на процесс развития и становления личности лидера. Но выделить одно-два качества, оказывающих главное воздействие, невозможно.
В жизни любого лидера рано или поздно возникают такие ситуации, когда могут понадобиться любые лидерские качества, представленные ниже.
Лидерские качества можно классифицировать следующим образом:
1. Личные качества лидера: знание себя, своих чувств и эмоций; готовность к риску; уверенность в себе; надежность, нормативность и последовательность; активная жизненная позиция; инициативность и умение мотивировать себя.
2. Управленческие и организационные лидерские качества: умение создать команду; способность организовать коллектив на решение поставленных задач; видение перспективы; гибкость поведения и чувствительность к ситуации; готовность поддержать в трудную минуту.
3. Психологические и социальные лидерские качества: коммуникабельность; справедливость; способность представлять и отстаивать интересы коллектива; умение создавать условия для самореализации своих последователей.
Таким, образом, существует различные точки зрения относительно того набора качеств, которым должен обладать лидер. К тому же лидер сталкивается с разносторонними проблемами и задачами и для их решения необходим широкий спектр лидерских качеств, который и позволит в итоге добиться желаемого результата .
Формирование лидерских качеств – это формирование активного отношения к жизни, развитие способности оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих социально значимых целей. Лидерская позиция характеризуется ответственным отношением к себе, другим членам группы, людям, природе, миру; готовностью взять на себя ответственность при решении проблемных ситуаций. Поэтому формирование лидерских качеств – это сложный, трудоемкий аспект организации процесса формирования лидерских качеств младшего школьника, т. к. требует реальной консолидации усилий всех субъектов этого процесса, точного определения места и роли каждого из них в едином, целостном процессе становления личности ребенка.
Стартовой площадкой для становления личности лидера и его лидерской позиции является период младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте формируется активная жизненная позиция школьника, его «Я-концепция», происходит осознание своей личности.
В отечественной психологии среди концепций лидерства наиболее известны три: Р.Л. Кричевского, Г.С. Никифорова и В.И. Румянцевой.
Р.Л. Кричевский разработал концепцию ценностного обмена, в которой исходит из представления об идентификации как механизме влияния лидера на других членов группы. Согласно данной концепции, лидер – это тот, в ком в наиболее полном виде сочетаются такие качества, которые значимы для групповой деятельности. В качестве главного механизма межличностного взаимодействия рассматривается процесс ценностного обмена, реализуемый в условиях малой группы. Ценность понимается Р.Л. Кричевским как «материальный или нематериальный предмет, представляющий значимость