Философия Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Связь Исторической памяти и «архетипов» Карла Юнга

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: «СВЯЗЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И АРХЕТИПОВ КАРЛА ЮНГА 6
1.1. Понятие исторической памяти, ее своеобразие и место в системе гуманитарных знаний 6
1.2 Понятие архетипов Карла Юнга 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СВЯЗИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И АРХЕТИПОВ КАРЛА ЮНГА 17
2.1. Наследие Карла Юнга 17
2.2.Связь исторической памяти и архетипов К.Юнга 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

  

Введение:

 

Архетипы Карла Юнга представляются значимым вложением в психологию, которые великий философ и ученик З. Фрейда, противопоставил теории своего учителя. К. Г. Юнг полагал, что личность состоит из трех составляющих – эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Соответственно в третий аспект и входит термин архетипа.
Юнг воспринимал коллективное бессознательное как обязательную частью психики, которая не взаимодействует с личным опытом субъекта и «не представляется индивидуальным приобретением». «Если личное бессознательное состоит в основном из частей, которые в определенное время осознавались, но потом исчезли из сознания в итоге забывания или вытеснения, то частей коллективного бессознательного не было в сознании а, потому, никогда не обретались самим человеком, а своим присутствием обязаны только наследственности». Поэтому, полагал Юнг, коллективное бессознательное представляется универсальным для всех людей.
Память – является ресурсом для изменений – она может создавать новые границы для определенных поступков людей, переосмысливая ценности и установки которые существовали ранее. В любом обществе и в стране, коллективная и общественная память переходит от старшего поколения младшим различными каналами (литература, СМИ, памятники и ритуалы, архетипы, и пр.), оказывая воздействие на их культурную идентификацию и структуру ценностей, а также их стремление самим передавать эту память экономически, политически и социально.
Объект исследования: историческая память и архетипы К. Юнга
Предмет исследования: взаимопроникновение исторической памяти и архетипов Карла Юнга
Целью работы является изучение архетипа как метода передачи содержания исторической памяти, идентификация понятий исторической памяти и архетипа.
Для реализации целей исследования необходимо решить следующие задачи:
– дать понятие об исторической памяти и архетипах Карла Юнга;
– определить значение архетипов;
– охарактеризовать связь исторической памяти и архетипов К. Юнга.
Методы исследования:
– анализ и синтез специальной литературы по теме исследования;
Теоретическая значимость:
Данная работа может быть использована для дальнейшего углубления и разработки темы связи архетипов и исторической памяти, как для отдельно взятого народа, так и для человечества в целом.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на четыре параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Архетип мыслится К. Юнгом как прототип, первоначальный образ. По Юнгу, в бессознательном существует группа перманентных элементов, которые являются обязательным набором образов бессознательного, главным источником присущих всем людям основных мотивов и образов, примитивных воспоминаний. Кроме Юнга, исследованием архетипов занимались Дж. Хиллман, Р. Чейз, Н. Фрай, Е. Мелетинский и др. Архетипический анализ на сегодня стал методологической основой изучение функционирования идентичных образов в разных культурах. Так, Нортон Фрай разработал собственную теорию литературных архетипов. Елезар Мелетинский определяет архетипы как коды, позволяющие расшифровать тексты.
Архетипы интересны не только как бессознательные психические структуры, но и как культурные феномены. Безусловно, архетипы коллективного бессознательного являются, прежде всего, психическими структурами, первообразами. Но со временем, в соответствии с местом, временем, условиями, средой – они становятся символами и образами, набирая форм в художественном творчестве. Художественное представление архетипов является их переводом на язык современности. Именно в культурном и художественном измерении архетипы проявляют себя, прежде всего. Это – первое измерение существования архетипов. Второе – это память, которая является основой исторического, социального изменения бытия. Архетипы здесь выполняют функцию социальной памяти, содержащие в себе знания и опыт народа.
«Уникальность архетипа в том, что он выступает не только в контексте мудрого прошлого, но и помогает выстраивать ориентиры современного » . В каждый момент существования народа поднимаются те архетипический смыслы, которые отвечают запросам современности, понимания людей. Тщательное исследование, актуализация способов функционирования архетипический сюжетов, образов, мотивов – могут служить своеобразными сценариям развития отдельных народов. Все зависит от того, какие именно архетипы будут востребованы временем, в какой форме они снова появляются в сознании людей.
С позиции архетипический анализа можно рассмотреть и понятия культурного кода, ядром которого является народный менталитет.
Отличительные черты того или юного народа и его ментальных черт находят свое воплощение в культурных архетипах.
Они проявляют себя через историю, культурные трансформации, фольклор, художественное творчество, очерчивая себя и в пространстве современности. Межкультурную коммуникацию тогда, соответственно, можно представить как освоение национального мировосприятия другой культурой, через изучение культурных архетипов, значимых для народа на протяжении его существования, народных мифов, символов.
Символы – это архетипический представление, результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Система этнических символов является системой кодирования национального характера и представлений этноса о себе и мире. Культурные архетипы являются своеобразными когнитивными образцами, на которые ориентируется индивидуальное поведение и в которых в сокращенной форме сохраняется родовой опыт. Факторами формирование социокультурного опыта является выбранный тип жизнеустройства и географическое положение. Архетипы играют сегодня важную роль. Именно родство национальных и общечеловеческих архетипов является предпосылкой высвобождения духовной жизни нации в ситуации одноразовости – в пространство вечности. Обращение к архетипам – это особый методологический ракурс, в котором благодаря преобразованию прошлого в символ творится смысл будущего, что актуально в новых исторических и политических российских реалиях, когда переосмысливается вся культурная парадигма и ведется поиск новых путей национальной идентификации
Любое общество является архетипичным, поскольку архетипична культура любого общества. Через культуру от поколения к поколению идет передача накопленного опыта, уникальных знаний, а также памяти важнейших событий в истории, развитии и жизни страны. Культурная память служит своеобразным способом идентификации личности и общества. Передача памяти может происходить различными способами, один из которых – архетип, представляет собой определенный паттерн поведения, что заложен в человеческой психике на уровне подсознания, сохраняющий и транслирующий культурный опыт общества, тем самым обеспечивая постоянное развитие и единство общекультурного развития человечества в целом.
Именно наличие и активация архетипов обуславливают сходство исторических событий, архитектуры, а также семантическую близость имен и терминов.
Историческая память – специфичный пантеон национальной идентичности. Она состоит из знания об исторических ярких событиях, жизни и творческой работы выдающихся людей в политике и науке, технике и в искусстве. Историческая память отслеживает непрерывность и передачу социального бытия. Вся история человеческого общества – это своеобразный сейф памяти.
Стоит отметить, что самым важным этапом развития исторической памяти является сопоставление событий, которые происходят в наши дни с фактами из прошлого. Анализируя опыт прошлого, свои ошибки и достижения, человек сможет созидать.
Выявленную периодичность человеческой истории можно сопоставить с феноменом проявления архетипов Юнга в человеческом сознании, которые носят повторяющийся характер и зачастую одинаково проявляются у различных людей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: «СВЯЗЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И АРХЕТИПОВ КАРЛА ЮНГА
1.1. Понятие исторической памяти, ее своеобразие и место в системе гуманитарных знаний
На рубеже тысячелетий человечество успело пережить очередной познавательный поворот, который называют «поворотом к памяти».
Речь идет и о своеобразном буме научного и политического интереса к исторической памяти, и об ощутимой усталости (fatique) от ажиотажа вокруг него. Формулы «избыточной», «перенасыщенной» памяти попадают даже в названия книг. Изданная в разных странах на темы памяти литература исчисляется тысячами позиций, но ни когнитивный потенциал мнемоистории, ни ее консолидационные возможности должным образом не прояснены. Проявилась даже такая закономерность: чем больше говорят и пишут об исторической памяти, тем острее становится конфликт «разных памятей» внутри социумов. Известный французский специалист по проблемам памяти Ж. Минк объясняет этот парадокс довольно откровенно: смыслы, касающиеся памяти, «больше связаны с желанием клеймить, дискредитировать противника, осуществить просмотр исторических материалов, меняя в них вердикт, играть на конфликтном прошлом в сегодняшних политических соревнованиях»
Такой вывод, корректный в устах политолога, все же не раскрывает в достаточной степени сущность сложных отношений между объектом – исторической памятью, исследователем, который ищет в ней скрытые тайны и потребителем соответствующей информации. В этом треугольнике «первая скрипка» – в руках историка. Едва приступая к отбору интересных для себя

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы