История и теория праздников Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Святки возражение традиции.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Сущность и особенность русских народных праздников и обрядов 6
1.1.История возникновения народных традиций и обрядов 6
1.2. Восстановление празднично-обрядовой культуры в современных условиях 11
Глава 2. Рождественские праздники в русской культуре 21
2.1.История праздника 21
2.2. Святочные обряды в современной русской культуре 26
Заключение 29
Список литературы 31

 

  

Введение:

 

Во все времена, начиная с глубокой древности, во всех обществах и культурах существовали и продолжают существовать праздники. Это были целые события космического цикла, которые являлись специфическим самовыражением человека и необходимым условием социального существования. Праздники помогали человеку выражать эмоции и способствовали передаче опыта разделять радость других людей, включая в свою жизнь культурные ценности. В этом, собственно, и проявляется уникальность человека.
Таким образом, праздники представляют собой наиболее древний и постоянно действующий элемент культуры, который может переживать взлеты и падения, а в отдельные периоды истории и вовсе упадок. Однако исчезнуть навсегда он не может. В случае исчезновения общество лишится своего существенного компонента – человечности, способности радоваться, переживать и сопереживать, а также источника, необходимого для нормального бытия человечества, поскольку именно этот элемент культуры способен организовывать свободное время человека или общества, и эстетически его оформлять. Кроме того, что праздники способствуют социализации человека, они являются постоянным важным средством формирования и утверждения общности. Результат накопления людьми, человечеством в целом культурного опыта, объективно нуждающегося в качественно иных, чем обыденная жизнь, проявлениях и стал истинной причиной возникновения праздников как элемента общечеловеческой культуры.
В XXI в. наше общество все яснее осознает, что будущее России и судьбы новых поколений зависят в огромной степени от того, удастся сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры.
Исходя из печального опыта прошлого, можем сделать вывод, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных ценностей и идеалов приводит к системному кризису во всех сферах человеческой деятельности: политике, экономике, образовании, культуре и др.
Актуальность работы. Сегодня, как никогда, прежде, важно укрепить авторитет и национальное достоинство России в современном мире, что невозможно без создания и сохранения собственной культурной самобытности. Наконец, необходимо преодолеть идеализацию западных стереотипов жизни, связанных с культом потребления индивидуализма и вспомнить о богатейшем духовно-нравственном наследии, завещанном нам далекими предками.
Все чаще замечается тенденция постепенного возвращения из прошлого праздников народного календаря, старинных свадебных обрядов, народных игр. Современное общество может с их помощью получать важнейшую информацию о жизни наших предков, их представлении о мире, гармонии с природой, ценности домашнего очага, семьи, материнства, любви к родной земле.
Усвоение социального опыта своих предков во все времена оказывало особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно с самого детства начинать воспитание эмоционально-целостного отношения к традиционной культуре своего народа и ее освоения. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе Святок, в котором переплелись народные и православные корни, и, не поддерживая их, мы тем самым лишаем возможности прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности людей.
Образный поэтический язык обрядности являлся одним из средств исконно народной педагогики, этики и эстетики, с помощью которых всегда просто, мудро и ненавязчиво от поколения к поколению передавались всем понятные истины, нормы человеческого общения. Поэтому народные обрядовые праздники не потеряли своего значения и в настоящее время.
Методы исследования. Работа основана на методах наблюдения; историко-логическом и абстрактно-логическом методах.
Научная новизна исследования. В исследовании проведено осмысление феномена праздника в культурологическом пространстве. Также осуществлена попытка выстроить теоретические модели праздника в пространственно-временном контексте культуры.
Обоснована роль менталитета, как составляющая основы праздника, определяющая на протяжении длительного времени его национальное своеобразие. Также нами выделены следующие черты русской ментальности, которые отразил праздник: гостеприимство, порой отсутствие меры, культ природы, коллективизм.
Теоретическая основа исследования. В русской дореволюционной историографии первый опыт изучения русских праздников принадлежит И. М. Снегиреву [17]. Им была предпринята первая в российской науке попытка классификации праздников по сезонам. Стоит отметить также работы И. П. Сахарова «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» и А. В. Терещенко «Быт русского народа» [18], М. Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» [4]. Кроме того многое из славянской культуры мы можем узнать благодаря огромной работе П. В. Киреевского, Ф. И. Буслаева, А. Н. Афанасьева, В. Ф. Миллера, А. А. Потебня, А. Н. Веселовского, В. Я. Проппа, Б. А. Рыбакова.
Среди современных историков и писателей можно отметить С. Лесного, В. Н. Демина [3], С. Ларионова, М. Серякова, М. Семенову [16], В. С. Казакова и др. Все они исследовали историю славян, культуру и быт, рассматривали участие народа в празднично-обрядовой культуре.
Цель работы: рассмотреть праздник Святки, как древний культурный цикл, дошедший до нашего времени.
Задачи работы:
– рассмотреть историю возникновения народных традиций, систему календарных праздников зимнего цикла;
– выявить значимость восстановления празднично-обрядовой культуры в современных условиях;
– рассмотреть особенности рождественских праздников в русской культуре;
– рассмотреть историю зарождения и развития Святок;
– изучить обряды и традиции данного праздника.
Объект исследования – история и теория праздников.
Предмет исследования – Святки в контексте возрождения обрядов и традиций.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, нами рассмотрена тема сохранения обрядности, фольклора, традиций, народной культуры, и в частности, что касается Святок.
В процессе исследования нами поднят вопрос значимости национальных традиций и культуры. Нам удалось выяснить, что поднимая данную тему, важно понимать, что это не просто устоявшиеся привычки общественной деятельности, а национальное наследие, передающееся из поколения в поколение. Это та характерная черта, которая выделяет русский народ на фоне других народов и культур. Помня и храня традиции, человек получает устойчивую опру и поддержку.
В процессе работы, мы также осознали, что знать и соблюдать традиции недостаточно, важно понимать их значение, знать их историю.
Анализ литературы о традициях, обычаях и обрядах русского народа показал, что данный вопрос является достаточно актуальным в наше время. Авторы в своих работах изучали русские традиции и обычаи, простонародные обряды, а также уделяли немало внимания славянским праздникам, гуляниям, которые и до сих пор живы в народе, любимы и широко отмечаются.
Изучаемые нами обряды и традиции Святок пришли к нам из далекого прошлого и закрепились, стоит надеяться, на века. В Святках встречаем странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе Мира. Рядом уживаются языческие обряды гаданий, игр, переодеваний в ряженных, с одновременным славлением Христа, которое выражено в детских колядках. Здесь же обряды хождения со Звездой, иногда и взрослых, вертеп и Вифлеемский огонь.
Все обряды сопровождались и продолжают сопровождаться безудержной радостью и весельем. Причем, в каждом отдельном регионе собираются и внедряются в общественный быт самобытные традиции.
В XXI в. наше общество все яснее осознает, что будущее России и судьбы новых поколений зависят в огромной степени от того, удастся ли сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры.
Исходя из печального опыта прошлого, можем сделать вывод, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных ценностей и идеалов приводит к системному кризису во всех сферах человеческой деятельности: политике, экономике, образовании, культуре и др.
Таким образом, мы смогли увидеть все разнообразие, задор и неисчерпаемую энергию народа, его обычаи и обряды. Праздник способствует единению с природой, поддержке семейных традиций, сохранению и развитию национальных традиций и обрядов, осознанности бытия. Это все, непременно необходимо поддерживать ради воспитания подрастающего поколения и единения народа.
Изучая русские традиции, обычая, обряды, становится понятным уникальность России, которая, наряду с высокоразвитой современной культурой, бережно хранит традиции, обычаи своей нации, глубоко уходящие в прошлое.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Сущность и особенность русских народных праздников и обрядов
1.1.История возникновения народных традиций и обрядов
Традиционная празднично-обрядовая культура представляет по-настоящему уникальные возможности для ее реализации. Одной из ее наиболее ярких и самобытных составных частей являются русские народные праздники и обряды. Кроме того – это одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора, который возникает не просто так, а выделяется из общей культуры первобытного общества с появлением разделения труда и изменений во взглядах на жизнь.
Среди основных аспектов содержания народной культуры можно отметить следующие: народные мировоззрение и опыт, обустройство жилища, костюм, трудовая деятельность, усовершенствование ремесел, досуг, развитие семейных отношений, народные праздники и обряды, навыки и знания, художественное творчество.
Следует отметить, что, как и любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых неразрывная связь с природой и средой обитания; открытость. Народная культура России также носит воспитательный характер, обладает способностью к контакту с другими культурами, самобытностью, цельностью, наличием целенаправленного эмоционального заряда. Она способна сохранять элементы языческой и православной культуры, чувство юмора.
Система обычаев и традиций любого народа – это результат его многовековых воспитательных усилий. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою идентичность, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.
Традиционная культура является основой народной культуры. Традиция (от лат. traditio «предание», обычай) являет собой совокупность представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение.
По мнению этнографа и фольклориста К. В. Чистякова, традиция представляет собой связующее звено между прошлым и будущим, при помощи которого совершается определенный отбор заново воспроизводящихся стереотипов. Без традиций обществу жить также невозможно, как без культуры.
У каждой традиции свой региональный оттенок. Праздники существовали всегда и у всех народов. Они постоянно трансформируются по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. В них заключена большая эмоциональная и воспитательная нагрузка, которая обеспечивает передачу традиций между поколениями.
Большинство народных праздников пришли к нам еще с древних языческих времен, сохраняя на всем протяжении развития традиции и обряды, несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению. Часть праздников церковь умело приспособила к своим обрядам, а отдельные просто стали частью или продолжением церковных праздников. [9]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы