Курсовая теория на тему Своеобразие текстов русских писателей XVIII века об искусстве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения русского искусства XVIII века 5
1.1. Русское искусство живописи в XVIII веке 5
1.2. Архитектура XVIII в. и ее особенности 7
Глава 2. Изучение текстов русской литературы XVIII века 12
2.1. Развитие русской литературы в XVIII веке 12
2.2. Тексты русских писателей XVIII века об искусстве 20
Заключение 29
Список используемой литературы 30
Введение:
Восемнадцатый век открывает новую страницу истории русской художественной литературы. Изменения, происшедшие в ней буквально за несколько десятилетий, можно сравнить по их важности с такими событиями, как появление письменности, возникновение критического реализма.
В литературном процессе всегда имеют место две взаимосвязанные тенденции: преемственность и новаторство. Каждая из них немыслима без другой, но соотношение между ними в разные эпохи неодинаково. В XVIII в. потребовалось радикальное обновление всех сфер общественной и духовной жизни, в том числе и литературы.
Историческим рубежом между старой и новой Россией были реформы Петра I, затронувшие самые разнообразные области политики русского государства, в том числе и идеологическую сферу.
Рождалась культура, резко отличавшаяся от предшествующей семь с половиной веков древнерусской письменности создали произведения, для которых высший авторитет заключался в религиозных верованиях и представлениях. «Догматы церкви,– писал о средневековой идеологии Энгельс, – стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили, во всяком случае, силу закона… Это верховное господство богословия во всех областях умственной деятельности было в то же время необходимым следствием того положения, которое занимала церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя».
Реформы Петра I подорвали авторитет церкви в политической жизни страны, что, в свою очередь, отразилось на художественной литературе, которая становилась сугубо светским искусством на смену житиям, апокрифам, проповедям, летописям и воинским повестям приходят ода, сатира, комедия, трагедия, поэма, роман.
Такого рода обновление почти всей жанровой системы литературы свидетельствовало о глубоких изменениях и в самой общественной мысли. Обмирщение сознания оказало свое влияние и на литературный язык, его основой становится не церковнославянский, а русский. Церковнославянизмы используются теперь как стилеобразующие средства преимущественно в так называемых высоких жанрах. Новшества проникают и в область стихотворства.
Прогресс в искусстве, как и в науке, всегда достигается в результате совместных усилий разных народов. Всякая изоляция ведет к застою и отставанию, обновление русской литературы протекало интенсивно, стремительно. Путь от классицизма к романтизму, который во Франции продолжался более чем полтора столетия, был проделан в России за восемьдесят лет. Конечно, столь резкие изменения не могли сразу же принести должные результаты;
Объект исследования – искусство XVIII века.
Предмет исследования – своеобразие текстов русских писателей об искусстве.
Цель исследования – изучить – своеобразие текстов русских писателей XVIII века об искусстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть русское искусство живописи в XVIII веке:
2. изучить особенности архитектуры XVIII века;
3. проанализировать развитие русской литературы в XVIII веке;
4. рассмотреть тексты русских писателей XVIII века об искусстве.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, на протяжении столетия русское искусство развивались по законам иным, чем в Древней Руси, – по законам Нового времени. Это был далеко не простой путь освоения законов общеевропейского развития в максимально короткий срок, исчисляемый лишь годами, а не веками, как это было в Западной Европе. Отсюда – свои сложности в формировании стилей, своя специфика, свои национальные особенности и неповторимость русской культуры этого времени. Неизбежное освобождение от средневековой идеологии, победа светского начала, соотнесенность видов и жанров в искусстве с общеевропейским развитием, другими словами, – завоевание своего места среди современных европейских школ, при этом сохранение собственной специфики и создание собственной системы как в жанровом, так и в типологическом отношениях – вот что представляется важнейшей заслугой отечественного искусства XVIII в. перед лицом будущего.
К концу столетия русское искусство развивалось вполне в русле общеевропейских школ, пройдя этот путь в кратчайший срок, без развитой теории, при полном отсутствии или самом зачатке критики, при этом – со своими национальными особенностями, своим ритмом развития, своей эстетикой.
Аналогов такому развитию в европейском искусстве нет. Несомненен и тот факт, что своими путями, со своей спецификой и сложностью отечественное искусство решило и общие стилистические проблемы, во всяком случае, от Вишнякова до Боровиковского, от Растрелли до Баженова, от раннего Шубина до Мартоса можно четко проследить развитие рококо, барокко, классицизма, сентиментализма и предромантизма не в плоской смене одного стиля другим, но в сложном и плодотворном взаимодействии.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения русского искусства XVIII века
1.1. Русское искусство живописи в XVIII веке
В исторической живописи мы видим в первую очередь реальный след ушедших времён, повествование о людях прошлого, о конфликтах и социальных разногласиях. По произведениям мы судим об уровне и характере общественного сознания, о симпатиях автора и его социальной позиции, поэтому они актуальны и сегодня.
XVIII столетие – период социальных потрясений, реформ, период бума академической и общефилософской идеи. Возникала новейшая, светская культура.
Новое столетие все без исключения наиболее радикально противопоставляло духовным законам (догмам) и предрассудкам человеческое сознание, мощь познания, базирующиеся на опыте. Реформы Петра, которые затронули абсолютно все сферы жизни (и общественную, и экономическую, и культурную), привели к преображению страны. Совместно с выходом к морю, победами в войнах эти реформы установили наше государство наряду с современными державами Европы. Однако правительственный и исторический подъём совмещались с усилением крепостного гнёта в государстве, о чём свидетельствует большое число народных волнений.
XVIII век, кроме того, является веком увеличения демократических направленностей в русской культуре .
В данный промежуток свои работы создавали такие популярные живописцы, как Ф.И. Шубин, Д.Г. Левицкий, А.П. Лосенко, И.Н. Никитин, А.М. Матвеев и многие другие. В абсолютно всех сферах искусства, непосредственно в живописи, графике, зодчестве, скульптуре, выражались особенности самобытности и государственного своеобразия. С начала XVIII столетия в России формировались подходящие условия с целью улучшения изобразительного искусства.
Непосредственно Петру I относится концепция организации Академии художеств. При нём была основана Академия наук в 1724 году. А ранее в Петербурге было рисовальное учебное заведение при типографии, затем учебное заведение при «канцелярии от строений». Значимость подобных школ в подготовке юных живописцев была достаточно велика. В замену художеству, подвластному церковной идеологии, появлялось новейшее, светское, которое вызвано утверждать и славить действия страны .
Пётр полагал, что искусство, мастерство обязано нести исключительно практический характер. Непосредственно по этой причине в первой половине XVIII столетия формируется гравюра, которая способна своевременно откликнуться на события, происходящие в мире.
С гравюрой объединены и первые популярные российские специалисты, исполнявшие сцены мореходных и сухопутных битв. Среди них отметим в первую очередь А.И. Ростовцева («Взятие Выборга», 1715), а также А.Ф. Зубова, создателя множества популярных батальных гравюр («Бой при Гангуте», 1711).
Важно отметить, что не только гравюра, но и живопись в петровский период устремлялась к той же актуальности и фактической пользе. В живописи главную роль занимают такие жанры, как «персоны» (потрет), а также «истории» (мифологически-иносказательные композиции и баталии). Исторический жанр с действительными сюжетами в начале XVIII ещё не сформировался, однако был батальный жанр, более популярный и больше всего обожаемый Петром. Зачастую совершалось слияние двух жанров – портретного и батального. В портрете полководец представлялся на фоне битвы, но в батальной картине основную значимость имеет эпизод сражения. Однако в обоих жанрах значимым считается изображение «героя», формирование образа полководца .