Курсовая теория на тему Светская Журналистика в частной публицистике АП Сумарокова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1.
РУССКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА XVIII ВЕКА: ЧАСТНАЯ СВЕТСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА
1.2. Личность
автора-издателя «Трудолюбивой пчелы» А.П. Сумарокова
2.1.
Новаторские вопросы в частном журнале Сумарокова
2.2. Анализ материалов некоторых номеров
журнала «Трудолюбивая пчела»……..
Введение:
Актуальность
темы исследования. Светский
журнал – феномен литературы, в исключительной мере характерный для этой эпохи:
реализуя просветительскую дидактическую установку, он ищет наиболее ясных и
убедительных форм ее выражения. Стремление к ясности содержания не означает,
однако, конструктивной простоты. Светский журнал XVIII века представляет собой
сложную эстетическую систему, требующую комплексного, многоаспектного
исследования. Такое исследование до сегодняшнего дня не предпринималось. Цель
поэтологического анализа русской светской журналистики не формулировалась во
всей своей полноте.
Степень разработанности темы. Сатирические журналы введены в
научный оборот уже в XIX в., но начиная с первых монографических исследований –
работ Н. Н. Булича и А. Н. Афанасьева – интерес историков литературы
сосредоточивается преимущественно на библиографическом изучении журналов,
установлении их издателей и сотрудников, а главное – на уяснении их
общественного значения, которое в понимании как дореволюционных, так и
советских исследователей определяется сатирическим изображением быта и
социально-критической установкой. В библиографическом отношении из последующих
работ важны книги А. Н. Неустроева, В. П. Семенникова и П. Н. Беркова.
Идеологические темы рассматриваются в трудах Г. П. Макогоненко, П. Н. Беркова,
А. В. Западова, Ю. В. Стенника. К вопросам поэтики исследователи обращаются
редко и лишь на материале отдельных изданий, прежде всего «Трутня» (статьи Е.
А. Боголюбова, И. Э. Ротман, В. Г. Березиной), или жанров.
Цель
исследования заключается в том, чтобы определить поэтикальные закономерности
механизмов построения модели светского журнала в деятельности А. П. Сумарокова.
Поставленная общая цель обуславливает поэтапное решение следующих задач:
—
рассмотрение истории функционирования понятия «светская пресса»;
—
выделение типологии изданий в публицистике;
—
определение особенностей журналов России в восемнадцатом веке;
—
анализ механизмов построения концепции журнального издания в России в
восемнадцатом – девятнадцатом веке.
Объектом
исследования являются журналы России восемнадцатого –девятнадцатого века.
Предмет
исследования – закономерности функционирования
светского журнала А. П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела»
Методика
исследования носит комплексный характер: аналитический или описательный метод
используется при идентификации жанровых доминант и описании их основных
признаков; количественный метод и метод компонентного анализа – для определения
объективных показателей исследуемого явления, сравнительный (компаративный)
метод – для сопоставления характера формирования жанра в различных эстетических
системах.
Практическое
значение исследования заключается в возможности использования полученных
результатов в курсе лекций и семинарских занятий по литературоведению,
специальных курсов, посвященных журнальной прессе России восемнадцатого –
девятнадцатого века.
Структура
исследования соответствует его целям и задачам. Работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Концепт является полноценной составляющей
теоретического арсенала различных областей гуманитаристики на рубеже двадцатого
и двадцать первого столетий, что приводит к возникновению весьма острых
реакций, авторами которых являются отдельные исследователи, которые ставят под
сомнение саму принадлежность концепта к сфере определенной науки.
Так, к примеру, в рассмотрении Жиля Делеза и
Феликса Гваттари концепты являются исключительно результатом мыслетворчества,
которое осуществляют философы, они же концептуальные персонажи.
Поэтому данные мыслители дают как самим
созданным концептам, так и иным научным направлениям, которые пользуются данным
понятием, низкую оценку, расценивая их как «убогих соперников философии».
Более того, Делезу и Гваттари принадлежит утверждение
о том, у эпистемологии, лингвистики, психоанализа, а также информатики,
маркетинга, дизайна и рекламы отсутствуют как основания, так и право
посягательства на данную фундаментальную философскую единицу.
Тем не менее, в наше время концептом выдвигаются
претензии на обретение статуса явления междисциплинарного характера, что
обусловлено наличием теснейшей связи между всеми областями гуманитаристики, в
том числе и литературоведения и философии.
Концепт-анализ как действенный инструмент
познания эстетической реальности утвердился в гуманитаристике далеко не сразу,
как не сразу отвоевала свое место в терминологическом аппарате
литературоведения и его ключевая единица.
Для этого необходимо было, чтобы ранее к
данному понятию обратились специалисты в таких областях, как лингвистика и
культурология. Они осуществили разработку определенных подходов к тому, как
должен быть истолкован концепт, в связи с чем возникли определенные направления
научных исследований.
Единство концептосферы
является существенным признаком определенной школы. Впрочем, исследователю
можно возразить хотя бы с тех позиций, что если в литературе присутствуют две
абсолютно идентичные концептосферы, то речь идет о соотношении творческой
индивидуальности и автора, который его копирует.
На основе анализа
авторских концептов возможно составление базиса компаративных исследований, где
будут соотнесены ключевые мировоззренчески нагруженные концепты, которые
представлены в творческом наследии различных мастеров, что позволяет
засвидетельствовать динамику и соотношение их позиций, наличие духовного
родства, или же, напротив, идейной независимости, даже чужеродности друг другу.
Помимо этого, концепт-анализ способен стать основой реконструкции
историко-литературного процесса как в масштабах национального, так и мирового
искусства.
Авторский концепт как
мировоззренческая единица, экспликация которой происходит как на уровне
поэтики, так и на уровне смысла, может стать инструментом для изучения
литературной традиции, что может оградить исследователя от того, чтобы
использовать случайные текстуальные совпадения в качестве аргументов
типологической связи произведений писателей или даже неразрывной генетической
спаянности их биографий.
Журнал А. П. Сумарокова
«Трудолюбивая пчела» говорил горькую и смелую правду о самодержавной России, и
скоро приобрел необыкновенную популярность. Несмотря на то что журнал выходил
чуть более года (в 1759 г. он был запрещён цензурой), он оставил после себя
заметный след в истории русской литературы и явился одним из самых ярких
отражений литературной борьбы конца 50-х — начала 60-х годов XVIII в. Номера
«Пчелы», выходившей сначала еженедельно, а потом даже два раза в неделю,
становились значительным общественным событием. Не было такого вопроса,
которого не касалась бы «Трудолюбивая пчела».
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РУССКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА XVIII ВЕКА:
ЧАСТНАЯ СВЕТСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА
1.1. История
возникновения светской публицистики в России XVIII века (на примере журнала
«Трудолюбивая пчела»)
Социум диктует
производителям информации свои требования. Продолжается широкое внедрение
многочисленных стандартов и технологий в журналистскую деятельность, а самые
частотные из них становятся универсальными. Научные разработки теоретического и
практического направления, призванные найти способы представления фактов, лучше
отражают сущность того или иного события. Современный журналист становится
универсальным, он осуществляет полный цикл работы с данными: выбирает тему,
ищет первоначальные факты и анализирует их, проверяет достоверность, обладает
современными техническими средствами для интерпретации фактов в нужный способ.
Журналисты изучают, оценивают, объясняют, интерпретируют сведения и подают их в
удобной и привлекательной форме. Эта форма учитывает предыдущие знания
человека, его привычки, культурные и социальные особенности. Реакция читателя
будет согласовываться с поставленной задачей только в случае правильно
сформулированной концепции медийного продукта.
Проблеме концепции
издания посвящено немало научных трудов. Подробно рассматривал понятие
концепции газеты болгарский исследователь Д. Георгиев, выделяя при этом формулу
газеты, что содержит ее общественную миссию и главные задачи; типологическую
концепцию, в состав которой входит содержание и литературно-художественные
формы; графическую концепцию, охватывающую структуру и графическое оформление;
и организационную концепцию, которая рассматривает организацию редакционной
работы[1]. В. Иванов делает акцент
на роли редактора: «В концепции отражается основной взгляд редактора на издание
– его состав, содержание и форму всех элементов, редакционно-технические и
полиграфические средства исполнения»[2].
Т. Крайникова различает
издательскую концепцию и концепцию издания, разбивая издательскую концепцию на
смысловую, художественно-графическую и маркетинговую: «Издательская концепция –
это множество взглядов на издание, которые его организуют, дисциплинируют,
создают определенный содержательно-художественный «образ», делают его успешным
и эффективным на рынке»[3]. И. Дзялошинский разделяет
существование концепции печатного органа как замысла основателя организовать
выпуск периодического издания в течение определенного периода, и общей
концепции как теоретического плана издания, отражающего основную
направленность, отличительные признаки и формально-содержательные
характеристики, то есть финансовую, полиграфическую, содержательную и кадровую
концепции[4].
Концепция электронных
медиа также не осталась без внимания ученых (М. Женченко, А. Калмыкова, А.
Арбатская и др.). Роль редактора в создании концепции интернет-СМИ исследовала
А. Гусак, предложив использовать при создании интернет-проекта диаграмму Ханта
как инструмент календарного планирования и контроля (по вертикали задается список
задач для выполнения, по горизонтали – шкала времени, поэтому можно отследить
одновременное выполнение определенных этапов и визуально оценить затраты
ресурсов на каждый момент времени)[5].
Итак, ученые приходят к
выводу, что разработка концепции тесно связана с производственными процессами.
С этим можно вполне согласиться, ведь стоит заранее знать, каких специалистов
приглашать, сколько времени и материалов пойдет на выпуск, окупятся ли затраты,
где будет распространяться издание и при каких условиях читатель получит
новости.
В целом работа над
медийным продуктом выполняется в три последовательных этапа:
1. Подготовительный этап,
на котором разрабатывается концепция продукта в соответствии с поставленной
задачей и социальной значимостью.
2. Этап выполнения и
редактирования: сбор и анализ данных, выбор наиболее подходящей визуальной
формы и программного продукта для реализации.
3.
Композиционно-технический этап: реализация проекта, подготовка оригинал-макета[6].
Формирование целостного
коммуникативного продукта начинается с формулирования концепции. Концепция как
система взглядов на то или иное явление предстает воплощением идейного замысла
произведения, предпосылкой существования медиапродукта. В ней сконцентрированы
все аспекты существования периодического издания: содержание, объем,
читательское назначение, значение, условия пользования, полиграфическая база,
редакционная организация. Поэтому подробность ее разработки важна как при
создании нового проекта, так и при подготовке конкретного журналистского
материала.
Главной задачей концепции
является формулирование базовых идей. Также концепция включает обоснование
необходимости проекта, возможности реализации, разработка эскиза, бюджета,
кадров. Итак, разработка концепции предусматривает:
— ориентацию на
конкретного читателя;
— заполнение определенной
ниши в социальном пространстве с учетом существующих медиа и привычки читателей
обращаться к ним;
— определение тематики,
социальной значимости издания, актуальность проблем;
[1] Георгиев
Д. Режиссура газеты / Д. Георгиев [пер. с болг. Э. М. Дурыгиной]. – Москва :
Мысль, 1979. – 260 с.
[2] Иванов В. Ф.
Пути повышения популярности периодических изданий / В. Ф. Иванов. – М., — 3-е изд.,
Перераб. и доп. – М.: ЦВП, 1999. – 39 с.
[3] Крайникова Т. С.
Художественно-графическая концепция издания: к проблеме утверждения термина /
Т. С. Крайникова // Научные записки Института журналистики: науч. журн. – К.,
2010. – Т. 40. – C. 107-112.
[4] Дзялошинский И. М., Дзялошинская М. И. Концепция
современного периодического издания. — М.: Медиамир, 2012. – 320 с.
[5] Гусак А. Участие редактора в
создании концепции нового интернет-СМИ / А. Гусак // Теле- и радиожурналистика.
– 2014. – Вып. 13. – С. 198-203.
[6] Дзялошинский И. М.,
Дзялошинская М. И. Концепция современного периодического издания. —
М.: Медиамир, 2012. – 320 с.