Курсовая теория Юриспруденция Право

Курсовая теория на тему Суверенитет народа и формы его реализации: теоретические и правоприменительные аспекты

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

  1. ТЕОРЕТИКО- ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУВЕРЕНИТЕТА.. 5

1.1 Понятие и сущность суверенитета. 5

1.2 Концепции суверенитета. 10

1.3. Конституционные основы народного суверенитета. 17

  1. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА НАРОДА.. 21

2.1 Выборы и референдум. 21

2.2 Осуществление суверенитета через органы государственной власти и местного самоуправления. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 37

  

Введение:

 

Актуальности темы. Наука конституционного права предлагает три понятия суверенитета: народный, национальный и государственный. Они взаимосвязаны между собой. Полнота власти народа и нации, которая заключается в свободном, самостоятельном выборе ими форм политической, социальной и духовной жизнедеятельности, положена в основу государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет – это фундамент суверенитета государства, который выступает в качестве политико-юридической формы выражения полноты власти народа и суверенной воли наций и народностей.

Суверенитет – это не сама власть, а главный организационно-политический и функциональный принцип, и основное условие государственной власти, призванное обеспечивать верховенство и полноту власти народа, самостоятельность и свободу нации в определении своего политического статуса, экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государственной власти и ее независимость во внешних отношениях. Первоисточником власти в демократических государствах выступает суверенитет народа, под которым понимается право на развитие в тех формах и видах, которые выбирает само общество или его непосредственные представители. Народ – это некая совокупность индивидов, которая не отождествляется ни с кем конкретно. Такой вид суверенитета функционирует в целях наиболее полной реализации прав людей, его составляющих, а не наоборот.

Суверенитет народа выражается в признание народа верховным носителем всей власти. Его наличие означает, что народ ни с кем эту власти не делит, а осуществляет ее самостоятельно и независимо от любых социальных сил или корпораций и применяет эту власть исключительно для реализации своих собственных интересов. Воля народа – это единственный базис демократического государства. Именно от нее исходит мандат на государственно-властное устройство и любые изменения его формы. Только социум вправе и может дать отпор любым попыткам насильственного свержения существующего в государстве конституционного строя.

Цель – определить место народного суверенитета в конституционном праве Российской Федерации.

Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:

ознакомиться с нормативно-правовыми актами и литературой по теме исследования;

определить понятие и сущность суверенитета;

проанализировать концепции суверенитета;

исследовать конституционные основы народного суверенитета;

проанализировать конституционные институты выборов и референдума как формы осуществления суверенитета народы;

проанализировать процесс реализации народного суверенитета через органы государственной власти и местного самоуправления.

Объект – конституционно-правовые отношения, которые возникают в связи с реализацией конституционного принципа суверенитета в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления  РФ.

Предмет – институт народного суверенитета и его реализация в Российской Федерации.

Информационная и нормативная база исследования составили международные договора, Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, и федеральные законы, а также труды отечественных ученых, таких как Авакьян С.А., Баглай С.В., Бархатова Е.Ю., Выдрин И.В., Иванченко А.В., Кокотов А.Н., Комарова В.В., Конева Н.С., Литвинова А.А., Новиков Н.С., Эбзеев Б.С. и др.

Структура работы определена сформулированными целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Главы внутри подразделяются на параграфы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Проведя данное исследование, мы пришли к следующим выводам.

Первоисточником власти выступает суверенитет народа или народный суверенитет. Воля народа, которая выражается в юридически уместных формах, – это и есть подлинный и единственный базис государства. Именно она является источником устройства и любых изменений формы государственной власти. В понятие народного суверенитета заложено естественное право, а значит, народ обладает правом сопротивляться любым попыткам насильственного свержения конституционного строя.

Народный суверенитет составляет единое целое с правами и свободами человека и гражданина. В этом заключается его гуманистическая сущность. Нельзя представить себе верховную власть народа иначе, как власть, которая осуществляется отдельными индивидами. Непосредственным носителем суверенитета народ осознает себя не всегда, а лишь в отдельные периоды развития общества. Лучше всего это происходит в конституционно определенных формах, таких как референдум, выборы. Но бывают и негативные проявления, когда возникают очаги возмущения против действий власти или массовое сопротивление насилию, что может перерасти в кровопролитие и гражданские войны. Единым в своих целях народ никогда не может быть, поскольку интересы социальных групп и слоев конкретного общества различны. Отсюда зачастую бывает трудно отличить осуществление народного суверенитета от эгоистических стремлений к власти всевозможных демагогов. Правовые принципы в такой ситуации помогают незначительно.

Следовательно, исключительная важность придается правовому регулированию принципа народного суверенитета, созданию твердых гарантий его практической реализации. Важнейшей из этих гарантий является развитие и защита прав человека и гражданина.

  

Суверенитет – это не сама власть, а главный организационно-политический и функциональный принцип, и основное условие государственной власти, призванное обеспечивать верховенство и полноту власти народа, самостоятельность и свободу нации в определении своего политического статуса, экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государственной власти и ее независимость во внешних отношениях. Первоисточником власти в демократических государствах выступает суверенитет народа, под которым понимается право на развитие в тех формах и видах, которые выбирает само общество или его непосредственные представители. Народ – это некая совокупность индивидов, которая не отождествляется ни с кем конкретно. Такой вид суверенитета функционирует в целях наиболее полной реализации прав людей, его составляющих, а не наоборот.

Суверенитет народа выражается в признание народа верховным носителем всей власти. Его наличие означает, что народ ни с кем эту власти не делит, а осуществляет ее самостоятельно и независимо от любых социальных сил или корпораций и применяет эту власть исключительно для реализации своих собственных интересов. Воля народа – это единственный базис демократического государства. Именно от нее исходит мандат на государственно-властное устройство и любые изменения его формы. Только социум вправе и может дать отпор любым попыткам насильственного свержения существующего в государстве конституционного строя.

Цель – определить место народного суверенитета в конституционном праве Российской Федерации.

Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:

ознакомиться с нормативно-правовыми актами и литературой по теме исследования;

определить понятие и сущность суверенитета;

проанализировать концепции суверенитета;

исследовать конституционные основы народного суверенитета;

проанализировать конституционные институты выборов и референдума как формы осуществления суверенитета народы;

проанализировать процесс реализации народного суверенитета через органы государственной власти и местного самоуправления.

Объект – конституционно-правовые отношения, которые возникают в связи с реализацией конституционного принципа суверенитета в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления  РФ.

Предмет – институт народного суверенитета и его реализация в Российской Федерации.

Информационная и нормативная база исследования составили международные договора, Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, и федеральные законы, а также труды отечественных ученых, таких как Авакьян С.А., Баглай С.В., Бархатова Е.Ю., Выдрин И.В., Иванченко А.В., Кокотов А.Н., Комарова В.В., Конева Н.С., Литвинова А.А., Новиков Н.С., Эбзеев Б.С. и др.

Структура работы определена сформулированными целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Главы внутри подразделяются на параграфы.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИКО- ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУВЕРЕНИТЕТА

1.1 Понятие и сущность суверенитета

 

Основной закон государства – Конституция Российской Федерации 1993 года – в своих положениях (п.1 ст.1) установила, что Россия – это демократическое государство. Любому демократическому государству присущи ряд принципов, основным их которых выступает принцип народовластия. Это значит, что единственным источником власти на территории Российской Федерации и носителем суверенитета является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).[1]

Суверенитет народа как базовый принцип конституционализма, присущий большинству демократических государств, конкретизируется в качестве принадлежности всей власти народу, включая свободную реализацию народом данной власти, находящейся в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Некоторые исследователи предлагают более широкий взгляд на народный суверенитет.

Ими данное понятие рассматривается с трех точек зрения:

– доминирующая идея современного прогрессивного политического и правового мировоззрения об организации и функционировании публичной власти;

– конституционный принцип демократического общественного и политического развитая;

– ведущий политико-правовой институт конституционного права. [2]

Мы рассмотрим понятие народный суверенитет с точки зрения власти народа, потому что данные понятия являются в определенной мере тождественными. Отдельно каждое из двух понятий «народ» и «власть», в совокупности, представляющие категорию «народовластие», являются довольно сложным явлением и требуют отдельного рассмотрения.

Необходимо сформулировать понятие «народ» в аспекте конституционного права. Государственно-правовая литература подходит к рассмотрению данного вопроса с позиции того, кто же выступает составляющими народа:

– совокупность всех людей, которые проживают в государстве;

– совокупность только граждан государства;

– совокупность лиц, имеющих публично-правовую дееспособность, т.е. тех, которые реально реализуют свои политические права.

По данному вопросу доминируют две основные точки зрения. В соответствии с первой, народ является публично-правовым субъектом, который состоит только из граждан государства. В соответствии, с этим подходом выходит, что правосубъектность народа, выступающая исходным началом, предполагает наличие юридической правосубъектности отдельного гражданина и состоит из совокупности воль всех граждан государства.

Согласно второй точке зрения народ – это особый, реально существующий, публично-правовой субъект, хотя и во многом идеальный. Его нельзя подменить правосубъектностью отдельных граждан, потому что суверенитет относится к народу как к единому целому. А в связи с тем, что суверенитет, как и власть, является принадлежностью народа в целом, то никакая его часть не является носителем суверенитета, а следовательно, не может и осуществлять государственную власть.[3]

«Власть» – это реальная возможность осуществлять распоряжение или управление кем-либо или чем-либо, возможность подчинять своей воле других индивидов. Это социальная категория. Ее возникновение и функционирование напрямую связано с возникновением и функционированием человеческого общества, потому что любому человеческому обществу необходимо управление, обеспечивающееся разнообразными мерами и средствами, вплоть до принуждения.

При функционировании народовластия, народ, то есть граждане государства, конституирует, легитимирует и контролирует осуществление власти. Это связано с тем, что власть выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, принимать участие в которых вправе все граждане. Будучи формой государства и способом правления, народовластие таким образом трансформируется в организационный принцип обладания и реализацию власти, который определяет, что разрешение любых государственных вопросов или осуществление властных полномочий требуют народной легитимации, т.е. они должны быть узаконены. Понимание народа как исходного и конечного пункта демократической легитимации выступает главенствующим в понимании всей демократии.

Суверенитет народа означает, что народ ни с кем не делит свою власть, самостоятельно ее реализует и не зависит ни от каких социальных сил, то есть применяет ее исключительно исходя из своих собственных интересов. Единственным источником власти и, соответственно, её носителем в демократических государствах является народ. Признание народа как верховного носителя всей полноты власти – выражение народного суверенитета. Он является неделимым, имеет и может иметь исключительно одного субъекта, коим выступает народ. В Конституции РФ закреплена прерогатива многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Следовательно, народ России ни с кем эту власть не делит, и никто, кроме самого народа, не может претендовать на власть в Российской Федерации.[4]

Никому не предоставлено право присваивать власть в Российской Федерации, захватывать ее или присваивать властные полномочия. Данные действия в соответствии с федеральным законом наказываются (ст.3, п.4 Конституции РФ). Таким положением Конституция закрепила гарантию невозможности реанимации тоталитаризма, установления единоличной диктатуры. Поскольку действующая Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме, таким способом российский народ заявил о своей приверженности конституционным правилам и порядкам и непринятии любой власти, которая может быть основана на внеконституционном построении. Составляющие народного суверенитета – право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на использование силы противодействуя насилию.

Таким образом, народовластие – это принадлежность всей полноты власти народу, а также свободная реализация народом данной власти, исходя из его суверенной волей и коренных интересов. В этом заключается юридическая сущность и значение народного суверенитета, как одного из основных принципов конституционализма.[5]

Народному суверенитету, как правовой категории, присущи несколько важнейших признаков, таких как: верховенство, неотчуждаемость, единство, полнота и неограниченность. Рассмотрим каждый из этих признаков подробно.

1) Верховенство. Наличие данного признака свидетельствует о том, что не существует никакой власти выше чем народная. Решения, которые приняты путем всенародного голосования — референдум – подлежат отмене или изменениям только тем же способом, т.е референдумом. Только народ вправе выбирать главу государства и формировать высший орган законодательной и представительной власти. Конституция, которая была принята народом, является законом, имеющим высшую юридическую силу на территории государства, и обладает верховенством. Все остальные властные регуляторы общественных отношений являются вторичными, производными от народной власти, они подотчетны и подконтрольны ей. От практической реализации данного положения находятся в прямой зависимости стабильность, законность и правопорядок в государстве и обществе.

2) Неотчуждаемость. Это главнейший компонент содержания суверенитета. Народ конкретного государства ни с кем власть не делит, и никто другой, кроме российского народа, не может претендовать на осуществление власти в данной стране. Реальное или потенциальное существование суверенитета зависит от существования народа, нации, государства. Необходимо особо подчеркнуть, что неотчуждаемость суверенитета не следует путать с полномочиями, которые могут делегироваться для осуществления соответствующим политическим институтам. Полномочия не выступают ограничителем суверенитета.

3) Единство. Данный признак свидетельствует о том, что народ – это единственный источник власти в стране. В этом смысле он является единой общностью людей, которая принимает властные решения, основываясь на волеизъявлении большинства граждан при обязательном соблюдении интересов меньшинства. Кроме этого, суверенитет является неделимым. Как считают некоторые политики, в государствах с федеративной формой государственного устройства суверенитет распределяется между федеральными субъектами и центральной властью. При этом необходимо заметить, что каждому уровню присуща собственная исключительная от постороннего вмешательства сфера распространения суверенитета.

4) Полнота и неограниченность. Наличие этих признаков говорит о том, что гражданам государства принадлежит власть в полном объеме. Она может быть реализована в установленных законами формах абсолютно во всех областях жизнедеятельности, таких как: право на землю и недра, на свободное экономическое развитие, на использование достижений науки, культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами и т.д.[6]

В Российской Федерации народ выступает в качестве носителя власти на трех уровнях:

– федеральный (весь народ многонациональной России);

– региональный (народ каждого отдельно взятого субъекта РФ);

– местный (народ административно – территориальных единиц, в которых функционирует местное самоуправление).

 

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //. Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07 2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.

[2] Югов А. А. О форме государственного устройства России в широком и узком смысле // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 483-489.

[3] Борисович С., Юрьева К., Конституционное право России. Учебник. Кнорус, 2014 г. 485с.

[4] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В.Баглай — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017.

[5] Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в Российской Федерации. М.: Проспект, 2011.- 302с

[6] Иванов, А. А. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. А. Иванов; под ред. В. П. Малахова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы