Курсовая теория на тему Сущность монополии, ее виды в современных условиях России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1 Теоретические аспекты монополии
1.1 Сущность, характерные черты и
причины возникновения монополии
1.2 Экономические последствия
монополий и потери общества
2 Монополизм в российских условиях
2.1 Особенности монополий в России
2.2 Методы борьбы с монополизмом в
России
Список использованных источников
Введение:
В конце XIX века рынок,
почти впервые за многовековую историю развития, столкнулся со сложными
проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением монополий на рынке. На пути конкуренции
были значительные препятствия в виде монополистических субъектов в экономике.
Это был период расцвета монополизма.
В монополистической среде
одна компания или поставщик имеют абсолютный контроль над предложением, которое
выходит на рынок, что дает конкретному провайдеру способность диктовать цены. В
отсутствие какой-либо конкуренции одинокий продавец может свободно покупать
цены искусственно, не опасаясь быть подрезанным другим поставщиком. Очевидно,
что такой сценарий обычно крайне неблагоприятен для потребителей, поскольку он
не дает им возможности искать альтернативы, которые могут снизить цены.
Актуальность данной темы
состоит в том, что поддержание свободной конкуренции между фирмами на основе
цены и качества на государственном уровне приводит к наиболее эффективному
функционированию экономики, и поэтому для стран принято принимать законы,
призванные помочь в создании или сохранении такой конкуренции.
Для России актуальность
этого вопроса подчеркивается тем, что процесс создания государственного
контроля для предотвращения недобросовестной конкуренции фактически начался с
нуля, поскольку командно-административная система, которая в последнее время
существовала в управлении экономикой по своей сути, исключала существование
свободной конкуренции в экономической деятельности.
Тема монополий является
достаточно исследуемая как зарубежными, так и отечественными специалистами.
Среди зарубежных – это А. Смит, К. Бюхер, А. Курно, А. Маршалл, К. Менгер, Дж.
Ст. Милль, И. Шастен и многие другие. Среди отечественных из
дореволюционной эпохи хочется выделить: А.Н. Гурьева, В.Я. Железнова, А.А.
Исаева, М.А. Курчинского, Д.И. Пихно, М.И. Туган-Барановского, и др.,
из современных исследователей: В.М. Гальперина, С.М. Игнатьева, В.И. Моргунова,
А.Е. Шаститко и др.
Сегодня проблемы
монополизации экономической жизни, конкуренции на товарных рынках привлекают
пристальное внимание не только специалистов, но и населения в целом.
Объектом данной работы
является такая экономическая категория как монополия в рыночных условиях.
Предметом курсовой работы
является функционирование различных видов монополий в условиях российской
экономики.
Цель курсовой работы –
выявить сущность монополии, ее характеристики и виды в современных условиях России.
Задачи курсовой работы:
— изучение сущности,
причин возникновения и характерных черт монополии;
— изучение экономических
последствий монополий и потерь общества;
— описание видов и форм
монополии;
— изучение особенностей
монополий в России;
— характеристика методов
борьбы с монополизмом.
Структура работы состоит
из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Исходя из вышесказанного
и поставленных задач в курсовой работе, можно сделать следующие выводы.
Концентрация капитала и
производства подготавливает почву для возникновения и роста монополистических
объединений. На известной ступени своего развития концентрация производства
вплотную подводит к монополии.
Монополизм представляет
собой господство на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей,
продавцов, объединившихся для завоевания рынка, подавления конкурентов,
установления контроля над ценами или действиями экономических субъектов по
подчинению рынка и установлению контроля над ценами.
Понятие монополии сложное
и многоплановое, при определении монополий применяется комплексный подход. Как
тип структуры, монополия обладает рядом характерных особенностей, а именно:
присутствие единственной фирмы на рынке при множестве потребителей продукции;
отсутствие товаров способных оказать конкуренцию товару, производимому фирмой
монополистом; тотальный контроль монополиста, как над ценой товара, так и над
объёмами продаж; создание преград для вхождения иных фирм на рынок.
Перечень отраслей
экономики, в которых допускается концентрация большой доли прибыли в руках
одного участника, перечислена в ФЗ №147 от 17.08.1995 – «О естественных
монополиях» от 17.08.1995 N 147-ФЗ». В данных сферах осуществляется жёсткое
государственное регулирование посредством установления предельных цен.
Отсутствие конкуренции негативно сказывается на отраслях: в этом можно
убедиться на примере корпорации «РЖД».
Все остальные проявления
монополизма преследуются государственными органами и не являются допустимыми.
Антимонопольные органы следят за степенью концентрации рынков в руках того или
иного игрока, за сговорами между крупными производителями товаров или
поставщиками услуг.
Основные методы борьбы с
монополией:
— Устранение всяких
барьеров и создание благоприятных условий для образования в отрасли
фирм-конкурентов.
— Устранение препятствий
для зарубежных производителей.
— Принудительное
разделение большой организации на несколько мелких.
— Государственный надзор
за процессами слияния и поглощения, которые приближают отрасль к монополии, а
также установление высоких требований к фирме-«поглотителю».
— Прямой контроль.
— Разработка специальных
государственных программ.
— Антимонопольное
регулирование.
На сегодняшний день Россия
развивает ситуацию, когда возникают проблемы, требующие немедленных решений:
1. Разработка
современного эффективного антимонопольного законодательства.
2. В стратегически важных
отраслях и видах продукции (топливно-энергетический комплекс, сырьевая
промышленность, оборонная промышленность, национальный транспорт и связь, некоторые
крупные стратегические объекты) приватизация вообще не должна проводиться.
Корпоративные монополии должны быть национализированы, поскольку
государственная монополия на экспорт энергоресурсов и сырья необходима,
соответственно, ассигнования государством абсолютно всей естественной ренты.
3. Государству необходимо
преобразовать государственный сектор экономики, принимая во внимание важность
программ в области НИОКР и инвестиций в производственную сферу, обеспечивая при
этом особое направление развития государственного сектора для обеспечения
расширенного воспроизводства человеческого капитала, имея в виду, что трудовые
ресурсы общества, высококвалифицированное производство рабочей силы и
научно-технический прогресс.
Анализируя Закон «О
естественных монополиях», можно прийти к выводу, что не все его положения
соответствуют существующему положению дел, и в целом закон нуждается в
серьезной коррекции. С момента его принятия федеральные исполнительные органы
претерпели более одной реорганизации, в закон уже неоднократно вносились
поправки. Между тем, положение дел с государственным регулированием
деятельности естественных монополий все еще не является удовлетворительным.
Государству необходимо
задействовать весь потенциал государственного сектора, чтобы «вытащить» всю
экономику и перестроить ее на инвестиционно-инновационную составляющую развития
общества.
В России сильное
государство невозможно без укрепления государственного сектора экономики, и это
невозможно без его трансформации, потребность которого связана с оптимизацией и
модернизацией последнего в областях, областях, секторах и границах
функционирования.
Современный
процесс формирования органов регулирования носит продолжительный и очень
болезненный характер – профильные министерства очень неохотно отдают
соответствующие полномочия. Основные проблемы: острая проблема финансирования;
сложность в привлечении квалифицированных кадров; сложность в разработке
методов регулирования; необходимость улучшения нормативной базы.
Разумное следование и
своевременное реформирование антимонопольной политики может помочь экономике
совершенствоваться, а за развитием экономики идёт и рост благосостояния граждан
государства.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические
аспекты монополии
1.1 Сущность, характерные
черты и причины возникновения монополии
Монополия (от греч. «mono» – один и «poléo» –
продаю) представляет собой исключительное право на организацию какого-либо вида
деятельности (производства, применения, использования каких-либо объектов,
продуктов), которое предоставляется только определенному лицу, группе лиц или
государству [4, с.124].
Появление
первых монополий значится практически одновременно с появлением обмена и
рыночных отношений в обществе. Люди сознали, как именно можно повысить цену
товара: аннулировав конкурентов и ограничив предложение продукции. Создание
монополии в разные этапы человеческого развития происходило по одним тем же
принципам, невзирая на различие определенных ситуаций. Впервые термин
«монополия» упоминается в 347 г. до нашей эры в «Политике» Аристотеля.
В
средних веках возникновение монополий часто реализовывалось двумя способами.
Первым из них является способ организации производителей, который назывался
цеховой системой. Цех держал под своим контролем цену реализации, а также не
допускал возможных конкурентов на рынок. Вторым способом является образование
монополий путем выдачи монархами определенных привилегий, которые давали
исключительное право на выпуск или реализацию чем-либо.
Большим
толчком возникновения монополий стало стремительное развитием крупного
машинного производства в конце XIX в. В следствии появилась возможность
снижения затрат при увеличении производственных единиц [4, с.125].
Однако в
конце XIX столетия общество столкнулось со сложными проблемами, связанными с
появлением на рынке монополий. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции
– неотъемлемого элемента рынка, который представлял собой «невидимую руку»,
регулирующую рыночные отношения. Стоимость монополии в любом случае является
самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей либо которые они
согласятся заплатить.
В России первые монополии
были организованы в начале 80-х годов XIX
века. Уникальность развития данных монополий
заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание
и деятельность монополий в отраслях, которые обеспечивали потребности
государственного хозяйства, либо имели весомое значение в его системе
(банковское дело, транспорт, машиностроение, металлургия, нефтяная
промышленность).
Годы кризиса 1900-1903
гг. характеризовались массовым появлением монополистических объединений,
преобладающее место которых занимали синдикаты [4, с.126].
Одновременно
с появлением монополий возникла потребность борьбы с ними. С целью реализации
антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, которые
осуществляют контроль над монополистическими тенденциями в государстве.
Антимонопольные службы не представляют собой законодательную власть, однако в
их компетенции присутствует выполнение совещательной функции. Данные
организации в процессе своей деятельности не имеют права пользоваться
авторитарными методами, такими как закрытие предприятия. Однако они могут
заставить предприятие – монополиста, возобновить поставку определенной
продукции получателю, которому было противозаконно отказано в данных поставках.
Все их решения являются обязательными для выполнения предприятий. Иначе они
подвергнутся наказанию, в форме наложения денежных штрафов, которые
предусмотрены законодательством за нарушение антимонопольного закона. Также
нужно отметить, что все решения антимонопольной службы подлежат проверке
государственными судами.
Монополии достигают
своего статуса одного продавца по трем взаимосвязанным причинам [10, с.84-85]:
а) Экономия масштаба:
многие монополии в реальном мире возникают из-за эффекта масштаба и снижения
средней стоимости. Если средняя стоимость снижается по всему спектру спроса, то
один продавец может предоставить товар с более низкой стоимостью за единицу и
более эффективно, чем несколько продавцов. Это часто приводит к тому, что
называется естественной монополией. Рынок может начаться с более чем одного
продавца, но, естественно, он становится единственным продавцом, который может
наилучшим образом воспользоваться преимуществами снижения средней стоимости. В
этой естественной монополии склонны многие коммунальные услуги (такие, как
распределение электроэнергии, распределение природного газа, сбор мусора).
б) Распоряжения
правительства: монопольный статус фирмы может быть установлен мандатом
правительства. Правительство просто дает одной и только одной фирме юридические
полномочия для предоставления определенного блага. Такой юридический статус
одного продавца обычно оправдан по экономическим соображениям, таким как
электрическая компания, которая, естественно, имеет тенденцию монополизировать
рынок. Однако это может также быть результатом политических сил, таких как
предоставление